Любовь к себе, и только к себе
В нашем специальном проекте «Мифотерапия» мы говорим о героях мифов, образы которых используются в психоаналитической теории. Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд считал, что в легендах и мифах нашли отражение универсальные человеческие проблемы. Сегодняшний герой - Нарцисс.
Миф о Нарциссе
Древнегреческий миф рассказывает о Нарциссе — прекрасном сыне речного бога и нимфы. Прекрасном, но холодном и гордом, который не любил никого, кроме себя.
Однажды во время охоты он заблудился в густом лесу и встретил там прекрасную нимфу Эхо. Девушка смотрела на него с восторгом, однако юноша гневно оттолкнул ее и скрылся. Отвергая любовь всех, он сделал несчастными многих нимф...
Разгневанная богиня любви Афродита решила наказать Нарцисса: он увидел в чистой воде ручья свое отражение и влюбился в него. Не способный оторваться, Нарцисс перестал есть, пить и спать, и постепенно силы покинули юношу. Умирая, он сказал, что смерть не страшит его — она принесет конец мукам любви!
Из мифологии — в психологию
Психологи позаимствовали из мифологии образ самовлюбленного Нарцисса как олицетворение гордого, высокомерного человека, занятого постоянным самолюбованием и демонстрацией своего превосходства над другими. И это действительно так — если мы говорим о злокачественном, патологическом нарциссизме или нарциссической перверсии.
Но есть и другой нарциссизм — здоровый, который жизненно необходим каждому из нас. Его исследованию посвящены работы многих психоаналитиков.
Так что же такое нарциссизм?
Психоаналитический подход
Фрейд писал, что нарциссизм можно рассматривать как дополнение к «эгоизму инстинкта самосохранения», который есть у каждого живого существа.
Исследуя «душевную жизнь» примитивных народов и детей, основатель психоанализа обнаружил, что они переоценивают свое величие, всемогущество и способность влиять на окружающий мир. То есть их первичное либидо (энергия) концентрируется на собственном Я, и лишь потом часть его переходит на внешние объекты (предметы и окружающих людей). Чем больше либидо направлено на себя, тем меньше его остается для объектов.
Большой вклад в понимание нарциссизма внесли последующие поколения психоаналитиков: Мелани Кляйн, Жак Лакан, Дональд Винникотт, Уилфред Бион, Хайнц Кохут. Исследованиям в области нарциссизма посвящены работы Андре Грина, Бенно Розенберга, Рене Руссийона.
Рене Руссийон говорит о том, что есть первичный нарциссизм — как раз в тот период, когда ребенок ощущает себя всемогущим и не отделяет от окружающего мира. Это крайне ценный опыт, необходимый и поддерживающий каждого из нас.
Есть вторичный нарциссизм, когда происходит разделение между Я и не-Я. И есть патологический нарциссизм, когда на какой-то из стадий развития нарциссизма происходит провал, ребенок не может переработать и присвоить себе свой опыт. И через нарциссическое поведение начинает проявлять то, что было не переработано.
Возможности психотерапии
По мнению Рене Руссийона, специалист может помочь пациенту с патологическим нарциссизмом, если сам специалист понимает, как функционирует Я пациента и почему оно функционирует плохо.
Об особенностях работы с нарциссической проблематикой говорит и Вассилис Капсамбелис — психиатр и психоаналитик. По его словам, для пациентов с нарциссической проблематикой характерен стыд, ощущение собственной плохости, недостойности, недостаточности предпринимаемых усилий («Я — пустое место», «Я не достоин этой должности», «Я могла бы стараться лучше»).
Если же мы говорим о патологическом нарциссизме — такие люди крайне редко приходят в психотерапию. А если и приходят, то не удерживаются в ней надолго.
Подытоживая, можем сказать, что тема нарциссизма необычайно интересна и не ограничивается лишь негативными описаниями ее патологического аспекта.
Кстати, знаете ли вы, что нарциссизм — это то, что необходимо каждому из нас?
***
Присоединяйтесь к нашему сообществу ВКОНТАКТЕ или ТЕЛЕГРАМ, чтобы быть в курсе происходящего на программе и оперативно получать интересные материалы.