Размышления о методе
Сегодня мы публикуем отрывки из эссе нашей выпускницы Марии Аветисян. Мария размышляет о психоанализе как методе, его отличиях от других подходов и способности видеть то, что скрыто.
Размышления о методе
О сложности освоения психоаналитической техники писал еще Фрейд. По мнению основателя психоанализа, ее незнание вредит пациенту, а изучение метода занимает много времени.
В понедельник, 14 ноября 2022 года, на нашей программе стартует цикл семинаров французского психоаналитика Вассилиса Капсамбелиса, посвященный основам психоаналитического процесса. На протяжении четырех встреч доктор Капсамбелис расскажет о том, что такое кадр, о позиции аналитика во время сеанса, защитах, сопротивлении и свободных ассоциациях.
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ И ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В СЕМИНАРЕ ВАССИЛИСА КАПСАМБЕЛИСА
Наши слушатели познают особенности метода уже с первых дней обучения — своими мыслями они часто делятся в эссе.
Сегодня мы публикуем отрывки из эссе нашей выпускницы Марии Аветисян как раз на эту тему. Мария размышляет о психоанализе как методе, его отличиях от других подходов и способности видеть то, что скрыто.
Особенности психоанализа
Человек постоянно сталкивается с неудачами, расставаниями и потерями. Но лишь когда страдание невыносимо, а горевание затянулось, он может обратиться за помощью к психоаналитику.
Психоанализ, как метод воздействия на психическое функционирование человека, стоит в стороне от других модальностей психотерапии, отличается своей глубиной и продолжительностью.
Этот метод требует большого количества усилий и инвестиций со стороны анализанта (вложений времени, денег, интереса) и позволяет перестроить стиль взаимоотношений с другими людьми.
Свободные ассоциации
Психоанализ времен Фрейда и тот, с которым мы имеем дело сегодня, отличаются. Неизменным остался метод работы — метод свободных ассоциаций, который транслируется пациенту как «говорите всё, что приходит вам в голову».
Говорить всё, что приходит в голову, не так просто.
Чаще человек цензурирует речь, например, если ему кажется нелогичным то, что приходит в голову (сознательная цензура) или дискурс кажется неэтичным, нетактичным (социальная цензура).
Пациентом могут руководить и моральные ограничения (моральная цензура), когда ему стыдно. Наконец, существует и бессознательная цензура, которая не контролируется сознанием человека.
Важно создать пространство для мысли клиента. Молчание аналитика здесь — ключевой фактор. Свобода высказываться по-разному проявится на каждой новой сессии.
Для создания терапевтического альянса необходимо, чтобы аналитик мог стать «контейнером» для пациента (термин Уилфреда Биона). То есть тем, кто способен принять и выдержать переживания пациента, «не развалиться» (в отличие от людей из первичного окружения, которые не смогли это сделать).
Увидеть скрытое
Что бы ни приносил на сессию анализант — сновидение или какую-то другую историю — аналитик видит в материале и манифестное, и латентное (скрытое) содержание. И оценивает в динамике, как меняется речь пациента от сессии к сессии.
Таким образом, клиницист исполняет роль переводчика с бессознательного на язык предсознательного и сознательного.
Что же до динамического исследования речи пациента, то здесь аналитику необходимо отслеживать, что происходило на предыдущей сессии.
Например, если мышление ранее разговорчивого клиента становится заблокировано, и на следующей сессии он молчит, это может означать сопротивление процессу или технические ошибки в ходе работы аналитика.
Позиция аналитика
Чтобы субъект мог мыслить и выражаться спонтанно, аналитику нельзя быть слишком внедряющимся (интрузивным), то есть направлять или задавать тему сессии. Более того, во время сеанса не должно быть много интерпретаций, а тем более вопросов и расспросов. Они заканчиваются после первичных интервью. Дальше аналитик задаёт вопросы только себе: «Слушая вас, я задаюсь вопросом…».
Аналитик должен сохранять нейтральность, то есть не реагировать на дискурс пациента аффективно, эмоционально, не давать оценку сказанному.
Способность аналитика соблюдать кадр возможна только после прохождения личного анализа — в этом случае формируется хорошая отцовская функция, налагающая запреты и устанавливающая правила и законы.
Материалом для работы аналитика является всё, что происходит внутри сессий и вокруг. Например, опоздания, пропуски, отыгрывания и т. д. Однако предметом для прояснения может быть только речь пациента.
***
Еще больше публикаций на тему психоанализа вы найдете в наших соцсетях ВКОНТАКТЕ или ТЕЛЕГРАМ.
Подробнее о программе можно узнать здесь – О ПРОГРАММЕ и ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.
Вы также можете посмотреть ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ, подать ЗАЯВКУ НА ОБУЧЕНИЕ или ЗАДАТЬ НАМ ВОПРОС.