• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
22
Март

От древних лекарей до Фрейда

В работе «Психоанализ и либидо» Фрейд писал о том, что психоаналитик должен предоставить пациенту не только свое свободно плавающее внимание, но и отдаться процессу сеанса. Кроме того, и аналитик, и пациент должны подчиниться кадру. О том, как Фрейд пришел к пониманию кадра, и что стало основными элементами его метода, рассказал на своем семинаре Вассилис Капсамбелис.На нашей магистерской программе состоялся его первый семинар из цикла, посвященного основам психоаналитического процесса. Месье Капсамбелис представил слушателям эволюцию взглядов на психотерапию.

От древних лекарей до Фрейда

Первобытное лечение

Рассказы о первобытных лекарях и шаманах считаются сомнительными и часто относятся к области суеверий. Однако исследования последних лет показывают, что эти древние целители использовали методы, которые до сих пор существуют в психотерапии, правда, в другой форме.

Вассилис Капсамбелис говорит о том, что изучение этих древних способов лечения позволяет лучше понять методы, которые мы используем сейчас.

Задолго до того, как появилось разделение труда, лекарь был единственным человеком, обладающим профессиональным статусом, наряду с вождем и жрецом (а иногда он совмещал все эти должности). При этом главным условием успешного лечения была личность целителя. Он мог владеть навыками лечения переломов, знаниями в области фармакологии, но важны были и его способности воздействовать на психику пациента.

«В случае древних целителей мы не знаем, что помогало больше — существовавшие тогда лекарства или внушение, — говорит В. Капсамбелис. — Внушение как универсальная составляющая терапевтического метода известно испокон веков, но тогда никто не исследовал, как именно оно воздействует на душу пациента».

Животный магнетизм

Во второй половине XVIII века немецкий врач Франц Месмер утверждал, что открыл новый способ лечения, который он назвал «животным магнетизмом». Достаточно ему было коснуться пациента пальцем, как у того исчезали различные симптомы. Месмер демонстрировал, например, что может по своему желанию заставлять человека испытывать конвульсии или избавлять от них.

Месмер считал, что внутри каждого человека есть особые силы, — поясняет Вассилис Капсамбелис. — Эти силы он назвал “животным магнетизмом”. По его мнению, человек, который умеет усиливать их действие и может придавать им нужное направление, может исцелять других.

В течение нескольких лет Франц Месмер ездил по Европе и демонстрировал свои «магнетические» способности. Некоторые полагали, что сам Месмер усиливал их с помощью магнитов, которые носил на теле.

Как бы то ни было, во взглядах Месмера можно найти ростки некоторых положений современной психотерапии. Например, то, что в самом человеке заложена способность к исцелению, что перед началом лечения важно «настроиться» на пациента, что исцеление происходит через кризис…

Вассилис Капсамбелис

Прямой доступ к психическому

Последователи Месмера заметили, что пациент в обычном состоянии не помнит ничего из того, что происходило с ним во время «магнетического сна». Они стали сравнивать это состояние со спонтанным сомнамбулизмом. Также они выяснили, что пациент после пробуждения выполняет указания, данные ему во время сна.

Со временем на смену термину «магнетический сон» пришел другой — «гипнотический сон», который впоследствии стал просто гипнозом.

В конце XIX века во Франции возникают две конкурирующие школы гипноза: первая — в парижской клинике Сальпетриер (там работал Жан Шарко), вторая — в Нанси (школа Ипполита Бернгейма). Шарко рассматривал склонность пациентов к гипнозу («гипнабельность») как симптом истерии, а Бернгейм утверждал, что гипнабельность — это не симптом, а общее свойство человеческой психики.

Отличались и их подходы к использованию гипноза, — рассказывает месье Капсамбелис. — Для Шарко гипноз был средством для исследования того, как устроена психика человека. А для Бернгейма гипноз стал методом, который поможет избавить пациента от симптомов. Чтобы подчеркнуть это, он даже вводит термин “медицинский гипноз”.

Под воздействием гипноза пациенты смогли воспринимать стимулы, к которым в обычном состоянии они не были восприимчивы. Гипноз открыл прямой доступ к некоторым психологическим процессам.

Метод Фрейда

С появлением Зигмунда Фрейда начался новый этап в развитии учения о психическом.

На протяжении 10 лет Фрейд работает как невролог в клинике у Шарко, широко используя в своей практике гипноз.

Со временем Фрейд формирует свою собственную теоретическую модель. Выводы Фрейда отличаются от тех, которые сделал Шарко. Так, основатель психоанализа считал, что гипнабельность — это универсальная характеристика психики, однако гипноз не помогает полностью избавить пациента от симптома — результат его применения недолговечен.

Фрейд вводит основные элементы своего метода: свободные ассоциации, нейтральность и неизменность кадра, — говорит месье Капсамбелис. — Свободные ассоциации и парящее внимание аналитика становятся основным правилом нового метода. А неизменность кадра служит защите нейтральности аналитика.

Сегодня кадр — это ДНК профессии психоаналитика или психоаналитического психотерапевта.

От теории — к практике

Фрейд не оставил подробного описания частоты сеансов и принципов ее определения. Это сделали его последователи. Так, для классического французского психоанализа оптимальной считается работа три раза в неделю на кушетке. Психоаналитическая психотерапия лицом к лицу может проводиться с меньшей периодичностью.

На нашей программе изучение психоаналитического метода идет в нескольких направлениях: изучение теоретических основ, наблюдение за практикующими специалистами (в том числе мэтрами мирового психоанализа) и развитие собственной психоаналитической практики под профессиональной супервизией.

О кадре и о методе мы говорим часто: наблюдаем, исследуем, задаемся вопросами. Слушатели программы ищут свой собственный стиль.
С семинарами на тему психоаналитической техники на нашей программе уже выступали: Анни Ру, Бернар Пено, Эммануэль и Бернар Шерве, Ален Жибо, Жильбер Дяткин.
В этом учебном году — Вассилис Капсамбелис. Его второй семинар состоится в феврале и будет посвящен психоаналитическому процессу. Регистрация на семинар открыта.


ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ НА СЕМИНАР ВАССИЛИСА КАПСАМБЕЛИСА

 

Вассилис Капсамбелис - французский психоаналитик, психиатр, член Международной психоаналитической ассоциации (IPA), титулярный член Парижского психоаналитического общества (SPP), генеральный директор Ассоциации психического здоровья 13 округа Парижа (AMS 13), уже много десятилетий работает с пациентами, которые функционируют по ту сторону невроза — с пограничными состояниями и психозом. Приглашенный почетный профессор Высшей школы экономики.

 

***
 

Еще больше публикаций на тему психоанализа вы найдете в наших соцсетях ВКОНТАКТЕ или ТЕЛЕГРАМ.

Подробнее о программе можно узнать здесь – О ПРОГРАММЕ и ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.

Вы также можете посмотреть ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ, подать ЗАЯВКУ НА ОБУЧЕНИЕ или ЗАДАТЬ НАМ ВОПРОС.