• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Во сне и наяву

Сновидения — тема, которая касается каждого. Мы можем не помнить свои сны после пробуждения, и даже может казаться, что мы их не видим вовсе. Однако во время семичасового ночного отдыха наша психика показывает нам по несколько увлекательных (и не очень) историй. На семинаре Алана Эриля, который состоялся на нашей программе, говорили о снах с точки зрения физиологии и психологии. Французский психоаналитик подробно остановился на особенностях работы с ними. Он рассказал как о классическом подходе Фрейда, так и о современных методах использования сновидений в работе психотерапевта.

С закрытыми глазами

С закрытыми глазами
Одилон Редон, 1890

Сон как биологический процесс

Как устроен сон с точки зрения физиологии? На каком его этапе появляется сновидение и какую функцию оно выполняет? Ответам на эти вопросы был посвящен первый день семинара месье Эриля.

По его словам, в течение ночи мы проживаем от трех до пяти циклов сна. Каждый из них длится примерно 90 минут и состоит из нескольких фаз.

Первая — погружение в сон: несмотря на то, что активность мозга замедляется, у человека сохраняется контакт с внешней средой. Это период, когда наш мозг генерирует альфа-волны. В таком состоянии мозг может обработать больше информации, чаще приходят творческие идеи. После этого наступает фаза поверхностного, а затем и медленного (глубокого) сна.

Разрыв контакта с внешней средой происходит на следующей, четвертой, фазе: человек не слышит звуков, не чувствует запахов. Организм активно восстанавливается после нагрузки, полученной днем. Например, у детей в этот период идет максимальная выработка гормона роста.

Пятая фаза — это фаза «быстрого движения глаз». Французский нейробиолог Мишель Жуве более 50-ти лет посвятил исследованию процесса сна и экспериментальным путем обнаружил, что именно на этой фазе возникают сновидения. Жуве назвал ее «парадоксальной» (сейчас уже доказано, что сновидения могут возникать и на других фазах сна).

На шестой, заключительной, фазе происходит микропробуждение и полуторачасовой цикл повторяется снова.

Кстати, тренеры по сну рекомендуют не прерывать эти циклы. Например, лучше спать 7,5 или 9 часов вместо восьми. А если времени на сон мало, спланируйте его так, чтобы оно делилось на 90 минут. Например, сон в течение 4,5 или 6 часов поможет провести время с максимальной пользой для организма.

Поддержать психический баланс

Однако вернемся к сновидениям. Их важнейшая функция — поддержать психологический баланс.

«Известны опыты над животными, когда кошкам не давали видеть сны, — рассказывает Алан Эриль. — Им не мешали спать, но в тот момент, когда появлялось сновидение, сон искусственно прерывали. У таких животных в состоянии бодрствования возникали галлюцинации: они могли погнаться за несуществующим предметом и при этом полностью игнорировать мышь перед собой».

Что-то подобное происходит и с человеком: если ему не давать видеть сны, у него со временем также возникают галлюцинации, ухудшается память. В этом плане сны служат защитой от сумасшествия.

В зум-чате участники семинара пошутили по этому поводу: «Теперь понятно, что происходит с мамами в первые месяцы после рождения ребенка!».

Как бы то ни было, в то время, когда мы видим сновидения, наша психика пытается «обработать» те образы, которые в моменты бодрствования вытесняются или просто не успевают обрабатываться мозгом.

«Интересно, что у новорожденных фазы сна идут в другом порядке, — продолжает Алан Эриль. — Сначала — период быстрого движения глаз, а уже потом — глубокий сон. Вероятно, таким способом психика младенца справляется с тем гигантским объемом новой информации, свалившейся на него в первые месяцы жизни».

Сон как проявление бессознательного

Для психоаналитика сны, о которых рассказывает пациент, имеют особое значение. Ещё Фрейд называл их «королевской дорогой к бессознательному». Умение раскрыть их смысл — важный навык для любого психоаналитически ориентированного психотерапевта.

«Сновидение — это то, что помогает нам понять, как устроено наше собственное бессознательное, — уверен Алан Эриль. — Благодаря тайне сновидения мы сможем лучше познакомиться с собой».

Кстати, для мозга нет разницы: видим ли мы реальный образ или он нам снится. Эмоции, которые мы испытываем в процессе сновидения, такие же, как если бы мы переживали эти события в реальности.

«Кроме того, пересказывая свое сновидение, мы повторно переживаем увиденное, — уверен месье Эриль. — А также неосознанно пытаемся получить доступ к его интерпретации».

Однако, по мнению французского психоаналитика, не существует единственно верного толкования сна — этот процесс бесконечен и безграничен:

Бывает, что пациент рассказывает увлекательный и захватывающий сон и, работая с ним, вы приходите к невероятно точной интерпретации. Но, возвращаясь к этому же сну спустя время, интерпретация может быть совсем другой.

Важно иметь в виду, что каждое сновидение уникально, и трактовать его следует, учитывая личную историю конкретного клиента.

Также нужно быть осторожным с тем, чтобы рассказывать свои сны другим людям. Как говорил Фрейд, рассказывать о сновидении — всё равно что обнажаться перед человеком, ведь сон — это проявление бессознательного, которое мы не можем контролировать.

С такой точкой зрения согласен и Алан Эриль:

Все элементы сна что-то говорят о самом сновидце. Говорить о своих снах — это еще более интимный процесс, нежели говорить о своей сексуальной жизни, — считает он. 

Возможно, именно поэтому сны настолько ценны в процессе психотерапии?

***

Алан Эриль — психоаналитик, член Французской ассоциации психотерапевтов, Парижской ассоциации психоаналитического обучения и фрейдовских исследований Espace Analytique. Руководит образовательным центром Indigo Formations. Преподает в ведущих университетах Франции.

 

***
 

Еще больше публикаций на тему психоанализа вы найдете в наших соцсетях ВКОНТАКТЕ или ТЕЛЕГРАМ.

Подробнее о программе можно узнать здесь – О ПРОГРАММЕ и ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.

Вы также можете посмотреть ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ, подать ЗАЯВКУ НА ОБУЧЕНИЕ или ЗАДАТЬ НАМ ВОПРОС.