Травма иммиграции
От чего зависит успешность адаптации в новой стране? Какую роль в этом играют родители? Почему некоторые люди не в состоянии преодолеть тоску по родине? Над этими вопросами размышляет в своей дипломной работе выпускник нашей программы Валентин Винниченко, ее тема: «Психоанализ феномена иммиграции». Сегодня в рубрике «Прикладной психоанализ» приводим некоторые тезисы данного исследования.
Зачем изучать феномен иммиграции
«Иммиграция — это похороны, после которых жизнь продолжается дальше». Данное высказывание принадлежит польскому философу Тадеушу Котарбиньскому, и это не просто красивая яркая метафора. По шкале уровня стресса иммиграция приравнивается к максимальным 100%. Она оказывает сильнейшее воздействие на психологическое состояние и поведение человека.
Наш коллега считает тему иммиграции одной из самых актуальных на сегодняшний день. В своей работе он приводит цифры, которые указывают на то, что количество мигрантов в мире с каждым годом увеличивается.
«В условиях, когда пациенты и аналитики всё чаще прибывают из разных стран и регионов, принося с собой багаж совершенно различных этнических, расовых, религиозных и культурных идентификаций, понимание феномена иммиграции становится все более актуальным для эффективной работы аналитика», — считает Валентин Винниченко.
В основе его работы лежат анализ различных психоаналитических концепций, посвященных этой проблеме, а также личный опыт. Несколько лет назад Валентин вместе с семьей иммигрировал в Канаду.
«Данная работа помогла мне по-новому взглянуть как на историю иммиграции моей семьи, так и на дальнейшие жизненные перспективы», — пишет наш коллега.
Миграция с точки зрения психоанализа
Отправной точкой исследования стали идеи основоположников психоаналитического анализа проблем иммиграции Леона и Ребекки Гринберг.
Они отмечают, что термин «миграция» применялся исключительно для описания пространственного перемещения человека или группы людей из одной страны в другую.
Гринберги предлагают взглянуть на проблему шире и относить к категории мигрантов группы людей, которые переезжают, например, из небольшого провинциального городка в мегаполис или меняют городскую среду на сельскую местность. Психоаналитики отмечают, что некоторые гиперчувствительные категории людей ощущают себя мигрантами даже при переезде из одного дома в другой в рамках одного географического места.
Гринберги также выделяют добровольную, вынужденную и так называемую «оседлую» иммиграции. «Оседлые иммигранты» — это люди, которые стремятся избегать всего нового или необычного и переезжают для того, чтобы воссоздать и сохранить неизменным то, что им известно и знакомо. По мнению Валентина Винниченко, эта категория иммигрантов для его исследования не вполне подходит, поскольку в данном случае переезд парадоксальным образом избавляет людей от проблем, характерных для иммиграции.
«Для целей данной работы я бы предложил считать иммигрантом с точки зрения психоанализа человека, для которого изменение места жительства, смена рода деятельности или другие существенные изменения окружающей среды привели к существенным внутрипсихическим реакциям, характерным для классического случая иммиграции», — размышляет наш коллега.
К таким реакциям относятся, прежде всего, острое ощущение состояния горя в связи с утратой привычного окружения (человеческого, предметного и культурного), а также чувство потери собственной идентичности в связи с погружением в новую культурную среду.
Отравленная ностальгия
Психиатр Вамик Волкан, размышляя об адаптации иммигрантов в новой стране, говорит об эффекте ностальгии, который сопутствует привыканию к жизни в иных условиях. Волкан выделяет три вида ностальгии — здоровую, отсутствующую и отравленную.
- Форма здоровой ностальгии характерна для тех, кто переехал в другую страну добровольно. Такие люди скучают по привычному окружению, но эта ностальгия не связана с гореванием, поскольку решение об иммиграции было самостоятельным, осознанным и невынужденным.
- Но бывает и так, что ностальгия не развивается, не видна в явной форме, она как бы отсутствует. Волкан называет это отсутствующей ностальгией. В этом случае человек не демонстрирует ностальгических эмоциональных проявлений, но находится в депрессии, испытывает зависть и злобу, безысходность существования, жалеет себя. Подобное состояние характерно для беженцев и вынужденных переселенцев, оказавшихся в зоне военных конфликтов или стихийных бедствий. Такие люди, кроме вышеперечисленных аффектов, часто испытывают одновременно и вину выжившего, и чувство беспомощности.
- Отравленная ностальгия наблюдается у людей, которые бессознательно ставят для себя табу на ассимиляцию в новой стране. Как правило, она характерна для беженцев и вынужденных переселенцев.
Волкан в одной из своих работ приводит историю жительницы Абхазии, имевшей признаки отравленной ностальгии. Она скучала по родине, любимому дому, оставленному при вынужденном бегстве из страны. Женщина понимала, что их жилище разрушено, но сохраняла в своей душе его идеальный образ. Внутренне она сопротивлялась адаптации в новой стране. На бессознательном уровне для нее это означало бы предательство, окончательное покидание родного дома, отказ от надежды вернуться туда. Такую категорию мигрантов Волкан определяет как «вечно скорбящие».
Психиатр Джозеф Ачотеги называет эту крайнюю форму мигрирующего траура «синдромом Улисса». Он возникает при экстремальном уровне стрессоров — таких как принудительное разлучение, опасности миграционного пути, социальная изоляция, отсутствие возможностей, падение социального статуса, крайняя борьба за выживание и дискриминационное отношение в принимающей стране.
Позже Ачотеги вводит понятие «экстремального горя».
Вероятность того, что синдром Улисса может проявиться у добровольных иммигрантов с более высоким уровнем дохода и капитала, значительно меньше. Это необходимо учитывать в практической работе с иммигрантами. Психоаналитик должен уделить особое внимание условиям, которые сопутствовали переезду пациента в новую страну и его адаптации там.
«Медовый месяц», кризис, восстановление, привыкание
Первую фазу адаптации к жизни в новых условиях антрополог Калерво Оберг называет «медовым месяцем». Это период, когда иммигрант находится в полном восторге от новой страны и ее жителей. Данный этап продолжается от нескольких недель до полугода.
Далее следует фаза кризиса, когда иммигрант сталкивается с различными объективными трудностями — например, с выбором и устройством детей в школу, эксплуатацией жилья, совершением покупок в магазине. Человек становится агрессивным, объединяется со своими соотечественниками и критикует принимающую страну, ее обычаи и ее людей.
Затем наступает восстановительная фаза, во время которой иммигрант начинает изучать язык страны, осваивает транспортную систему и может самостоятельно передвигаться, постепенно окунается в новую культурную среду. Он все еще испытывает трудности, но перестает относиться враждебно к местным жителям и начинает проявлять к ним интерес. К иммигранту возвращается чувство юмора, он обретает возможность с самоиронией относиться к своим трудностям в новой стране.
На заключительной фазе адаптации иммигрант привыкает к культурным особенностям страны и может функционировать в новых условиях, не испытывая чувство тревожности.
Что поможет иммигранту
Гринберги выделяют четыре фактора успешной иммиграции. Первый — способность к одиночеству, с которым сталкивается каждый иммигрант. Второй — «достаточно хорошая мать» в детстве. Если мать поддерживала ребенка, он сможет успешно выполнять различные миграции в процессе своего развития, в том числе настоящую иммиграцию.
Если же отношения с матерью были негативными, если человеку не хватало адекватной поддержки, в будущем у него могут появиться симптомы чрезмерной зависимости или, наоборот, неспособность пустить корни на родине и иллюзорный поиск других стран-«матерей». В этом случае результат иммиграции, скорее всего, окажется неудовлетворительным.
Третий фактор — стабильные и поддерживающие семейные отношения. Они помогают лучше противостоять трудностям иммиграции.
И наконец, четвертое условие успешной адаптации в новой стране — возможность возвращения на родину. Если она есть, у иммигранта возникает ощущение, что «двери открыты». Благодаря этому давление клаустрофобной тревоги уменьшается, и человек не чувствует себя в тупике.
Отложенная депрессия иммигранта
Психоаналитики Леон и Ребекка Гринберги считают, что иммиграция относится к тому виду травм, последствия которых не очень заметны, но которые имеют глубокие и долгосрочные последствия. Они могут проявиться через месяцы, а порой и годы. Гринберги описывают такое явление как отложенная депрессия иммигранта. Оно характерно для многих переселенцев, которые вскоре после прибытия довольно быстро приспосабливались к новым условиям. Они находят работу, изучают язык, достигают определенного успеха в профессиональных и социальных отношениях.
Первые два-три года эти люди находятся в состоянии очевидного психического и физического равновесия, после чего внезапно впадают в состояние глубокой печали и апатии, отказываясь от работы и связи с внешней средой. Гринберги объясняют отложенную депрессию исчерпанием маниакальных защит у своих пациентов, которые те использовали в период адаптации.
Психоанализ — тот инструмент, который способен помочь переселенцам преодолеть кризис иммиграции. При условии, если психоаналитик или психоаналитический терапевт обладает высокой культурной компетентностью и понимает особенности протекания внутрипсихических конфликтов иммигранта на разных фазах адаптации.
В своем исследовании Валентин Винниченко сформулировал 18 практических рекомендаций по психоаналитическому консультированию иммигрантов. Ознакомиться с ними, а также прочитать работу нашего коллеги целиком вы можете на сайте Высшей школы экономики.
***
Еще больше публикаций на тему психоанализа вы найдете в наших соцсетях ВКОНТАКТЕ или ТЕЛЕГРАМ.
Подробнее о программе можно узнать здесь – О ПРОГРАММЕ и ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.
Вы также можете посмотреть ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ, подать ЗАЯВКУ НА ОБУЧЕНИЕ или ЗАДАТЬ НАМ ВОПРОС.