«Психоанализ помогает открывать новые смыслы»
В ноябре стартовал большой экспериментальный проект «Программная Одиссея», в котором участвуют пять слушателей первого курса нашей программы. Это Леонид Филатов, Елена Исламова, Татьяна Гарифуллина, Алексей Бахолдин и Татьяна Францева. Уже три месяца мы наблюдаем за учебой наших магистрантов и за тем, какие трансформации происходят с ними в процессе погружения в психоанализ. Сегодня, в канун Нового года, подводим первые промежуточные итоги проекта.
Леонид Филатов, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель английского языка
— За эти три месяца я не разочаровался ни в программе, ни в своем решении поступить на нее; несмотря на то, что совмещать учебу с работой довольно непросто.
Теория психоанализа включает в себя много сложных для понимания концепций, которые порой конкурируют друг с другом. Чтобы получить целостную картину, нельзя ограничиваться посещением лекций — необходимо изучать дополнительные источники, много читать, рефлексировать. Но я с самого начала был настроен на серьезную работу, так что в этом плане для меня никаких сюрпризов не было.
На осенних каникулах мне удалось выбраться в Москву. В течение недели я посещал все занятия очно. Удалось попасть на два практикума — клинический и по телефонному консультированию. Профессиональный уровень преподавателей и супервизоров, содержательное наполнение учебных дисциплин и качество организации процесса выше всяких похвал. Сожалею только о том, что у меня было всего несколько дней... Обязательно постараюсь приехать в Москву на весенних каникулах и, может быть, в конце мая — начале июня.
За время обучения на программе во мне произошли интересные внутренние изменения. Дело в том, что позиция завуча и позиция психотерапевта — это совершенно разные вещи. Завуч — это человек, которому в силу своих профессиональных обязанностей приходится контролировать учащихся и добиваться от них выполнения определенных требований. Иногда для этого необходимо проявлять жесткость.
Позиция психотерапевта, напротив, должна быть нейтральной, безоценочной, эмоционально безопасной. Освоение новой профессии несколько изменило мою модель взаимоотношений с детьми. Вольно или невольно, но я пытаюсь объединить в своей работе две различные позиции — завуча и психотерапевта. Поэтому становлюсь более внимательным, более чутким, более эмпатичным. Стремлюсь выстраивать взаимодействие с учащимися так, чтобы никого не задеть и не травмировать. Если же мне приходится критиковать кого-нибудь, очень стараюсь делать это максимально корректно.
Елена Исламова, востоковед-филолог, преподаватель персидского языка
— Одна из моих новых привычек, которая появилась за эти три месяца, — скупать психоаналитическую литературу в большом количестве. Недавно были с коллегами-однокурсниками на презентации книги Андре Грина в переводе нашего преподавателя Аурелии Ивановны Коротецкой, получили там свеженькие экземпляры с ее автографом.
Вообще это, конечно, потрясающе, когда ты можешь общаться с людьми, которые напрямую работают с такими текстами и застали мэтров психоанализа. Через них ты будто соприкасаешься с этим великим и прекрасным знанием.
Кстати, когда я готовилась к сессии, занималась переводом нескольких психоаналитических статей с английского на русский. Это мой первый опыт такого плана, и, положа руку на сердце, могу сказать, что это просто титанический труд.
Надеюсь, я со своей задачей справилась достойно. Хотя всё равно (и не только у меня!) присутствует некий «комплекс самозванца», иногда переходящий в парализующий страх — я ничего не знаю, я погружаюсь в это всего три месяца...
Большое спасибо моим однокурсникам — они очень поддерживают. Когда мы готовились к сессии, контейнировали друг друга, подпитывались друг от друга уверенностью. Благодаря этому нам становилось спокойнее.
Вообще за эти три месяца мы все сплотились, подружились. Внутри нашей большой учебной группы появилось много других групп по интересам. Причем это наша собственная инициатива, а не навязанная сверху. Например, есть группы для театралов, для любителей японской анимации; группа взаимопомощи по переводам статей. Есть даже группа любителей бани!
Я в восторге от людей, с которыми познакомилась здесь! Мы все на одной волне. Даже физически чувствуешь, как они подпитывают тебя своей энергией. Ты знаешь, что ты не один, что рядом есть те, кто всегда готов подставить свое плечо. Это невероятно! И, пожалуй, это самый мощный антидепрессант, какой только может быть.
Татьяна Гарифуллина, педагог-психолог
— За эти три месяца у меня произошло много внутренних, серьезных открытий и изменений. Я стала менее тревожной. Всё больше принимаю людей такими, какие они есть. Уже не мыслю категориями «плохо» и «хорошо». В каждом человеке есть разные части личности — таким его и нужно принимать.
Постоянно возникают какие-то инсайты. Один из самых ярких случился во время семинара Рене Руссийона, буквально на финальных фразах его лекции. Это связано с трансгенерационной передачей. Детали рассказывать не буду — это личная история, которую я прогоревала и интегрировала. Скажу только, что это был важный инсайт, который, я надеюсь, сыграет роль в дальнейшем продвижении моего личностного роста.
Какие-то инструменты и знания уже использую в своей работе. В частности, успешно применила на практике некоторые приемы, о которых рассказывал на своем семинаре о работе со сновидениями Алан Эриль.
Не могу сказать, что всё дается легко. Рабочий график у меня достаточно плотный, часто тружусь допоздна. К тому же объем материалов, который необходимо изучить, довольно большой. Поэтому есть, конечно, определенная усталость, особенно после сдачи сессии. На новогодних каникулах отдохну, наберусь сил и снова интенсивно возьмусь за учебу.
Алексей Бахолдин, психоаналитически-ориентированный психолог, бизнес-консультант
— За эти три месяца в моей жизни произошли колоссальные изменения! В первую очередь, они связаны с личными обстоятельствами, обусловленными внешним контекстом. У меня случился незапланированный переезд, жизнь изменилась полностью — старая разрушена, а новая пока только строится.
Символично, что мой перелет случился в первый учебный день, когда Андрей Владимирович встречался с моими однокурсниками в 518-й аудитории.
Я не раз задумывался о том, чтобы взять, может быть, академотпуск — слишком много разных событий произошло в моей жизни, и я опасался, что на учебу не хватит времени и сил. Но в итоге я продолжил учиться, и это стало для меня (и продолжает оставаться) моей внутренней опорой, частью моего личного кадра. Я четко знаю, что каждый день по будням, в 18:30, и всю субботу у меня лекции, супервизии. Это то, что создает некую рамку, на которую получается опираться и не разрушаться.
Психоанализ сильно помогает искать новые смыслы, открывать новые грани себя. Он помогает лучше и быстрее, с меньшим регрессом адаптироваться в новой реальности, где абсолютно всё другое — начиная от климата и языка и заканчивая распорядком дня и правилами ведения бизнеса.
Благодаря психоанализу и учебе на программе я обретаю спокойствие, которое делает мой внутренний фундамент более устойчивым. Это дает мне силы идти дальше в свое личное и профессиональное развитие. Думаю, в этом и заключается одна из множества ценностей психоанализа.
Татьяна Францева, психотерапевт
— Эти три месяца были для меня очень вдохновляющими, очень насыщенными, но в то же время непростыми. В какие-то моменты меня охватывала паника: мне казалось, что я ничего не понимаю, что психоанализ — это слишком сложно, и он только для избранных.
Но после сдачи сессии (я брала переводы, которые сопровождались поиском дополнительного материала и переслушиванием лекций) градус паники стал снижаться. Начинают вырисовываться какие-то нити, связывающие одно знание с другим. Стало появляться понимание предмета — конечно, пока еще не очень глубокое, но уже более целостное. Это добавляет уверенности и стимулирует интерес к учебе.
Чувствую много изменений внутри себя. Замечаю, что во мне как будто просыпается больше чувственных желаний, в чем-то даже агрессивных. Стала обращать больше внимания на те вещи, которые раньше даже не замечала. Это одновременно волнительно, интересно и… страшно. Страшно, потому что осознаю, сколько всего про себя я не знала и даже не думала. В этом смысле сильно обогащают супервизии — некоторые клиентские случаи очень отзываются во мне.
А еще я чувствую больше свободы, больше жизни, больше огня. И мне это очень нравится!
***
О первой встрече с участниками проекта читайте в статье «Программная Одиссея. Начало». Третью встречу мы запланировали на февраль-март. В это время у слушателей первого курса начинается практика. Наши путешественники ждут этого этапа с нетерпением и волнением — особенно те, у кого еще нет опыта психологического консультирования. Ребята, желаем удачи! У вас обязательно всё получится!
***
Еще больше публикаций на тему психоанализа вы найдете в наших соцсетях ВКОНТАКТЕ или ТЕЛЕГРАМ.
Подробнее о программе можно узнать здесь – О ПРОГРАММЕ и ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.
Вы также можете посмотреть ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ или ЗАДАТЬ НАМ ВОПРОС.