Очарованные Бионом
Что общего у проективной идентификации, греческого алфавита и контейнера? Всё это нашло свое отражение в теориях Уилфреда Биона. Альфа-функция, бета-элементы, контейнеры и революционный взгляд на проективную идентификацию – обо этом рассказал на нашей программе бразильский психоаналитик и психиатр Руджеро Леви.
Бразильский психоанализ
С психоанализом в Бразилии знакомы с 1899 года. Именно тогда профессор Медицинского факультета Сальвадора Джулиано Морейра процитировал Фрейда на одной из конференций.
Однако пионером бразильского психоанализа считают Дурвала Маркондеса. Ученый-психиатр, окончивший медицинский факультет Сан-Паулу, стал первым, кто применял идеи Фрейда в клинической практике в Бразилии, а позже — основал Бразильское общество психоанализа — первое в Латинской Америке.
К сожалению, я не владею вашим языком, — писал доктору Маркондесу Зигмунд Фрейд. — Но благодаря моим знаниям испанского языка я смог сделать вывод, что вы намерены пробудить интерес ваших соотечественников к нашей науке. Я искренне благодарен за ваши усилия, желаю вам больших успехов и могу заверить, что ваше изучение психоанализа будет богатым и полезным.
Так понятия об инфантильной сексуальности, либидо и Эдиповом комплексе впервые достигли берегов Латинской Америки.
Мультимодальный подход
С 1960-х годов Бразилия находилась под большим влиянием теорий Мелани Кляйн. Примерно в это же время в Америку по приглашению группы психоаналитиков-новаторов приезжает анализант Кляйн, Уилфред Бион. Он живет в Лос-Анджелесе, но часто читает лекции в Аргентине и Бразилии. К слову, Бразилия особенно нравилась Биону — она напоминала ему его родину — Индию.
По словам Руджеро Леви, идеи Биона и его последователей оказали огромное влияние на психоанализ во всей Латинской Америке.
Ближе к 1990-м у бразильских аналитиков появилась возможность ездить во Францию, чтобы проходить там обучение. Это сделало бразильский психоанализ «открытым».
«У нас мультимодальный подход, — объясняет месье Леви. — Мы приглашаем известных психоаналитиков любых направлений из любых стран. И мы открыты для различных психоаналитических теорий».
Создать, чтобы понять
Руджеро Леви ведет несколько групп, участники которых исследуют идеи Биона и ищут возможности для более точного их понимания. Цикл семинаров, который начался на нашей программе — это возможность соприкоснуться с мыслью Уилфреда Биона, разобрать его концепции вместе с экспертом мирового уровня и научиться использовать их в психоаналитической практике.
«Важно с самого начала понять, что теория Биона не замещает уже существующие, она связывает их воедино и позволяет лучше понять», — уверен бразильский психоаналитик.
Те взгляды, которые уже существовали (Эдипов комплекс Фрейда, теория «плохой» и «хорошей» груди Мелани Кляйн) могут быть лучше поняты на основании теории мышления, разработанной Бионом.
Бион создал теоретическую модель, которая описывает преобразование эмоций, телесных ощущений (они относятся к бета-элементам) в символические представления (репрезентации или альфа-элементы), а затем — в более абстрактные мыслительные конструкции, — поясняет месье Леви.
Этот путь он объяснил на примере сновидения. Непереносимые «сырые» эмоции (бета-элементы), которые мы не можем осознать и переработать, находят свое выражение в сновидении в виде образов (альфа-элементов). То есть сновидение становится способом переработать сырые эмоции.
Теория сновидений Фрейда — это более высокий уровень переработки эмоций. Не только превращение бета-элементов в альфа, но и создание абстрактных конструкций — теории, которая объединяет бесконечный эмоциональный опыт, пережитый огромным количеством людей.
Это всё — проекции
Бион совершил фантастический теоретический скачок, когда преобразовал теорию Мелани Кляйн о проективной идентификации. Для Кляйн проективная идентификация — это защита. Субъект как бы расщепляется на «хорошего» и «плохого», всё хорошее присваивает себе, а плохое — проецирует на другого.
У Биона было другое мнение. Он рассматривал проективную идентификацию как способ коммуникации.
«Он пишет о “реалистической проективной идентификации”. Это значит, что младенец (и любой человек) может передать свои эмоции другому, бессознательно проецируя их, не слишком при этом расщепляясь, — поясняет месье Леви. — Согласно Биону, процесс передачи сырых эмоций с помощью проективной идентификации нужен для того, чтобы другой человек мог не только принять их, но и переработать. И это стало революционной идеей на пути развития психоанализа».
Первый контейнер
Тот, кто принимает сырые эмоции — контейнер, а сами эмоции — контейнируемое. Это тоже термины Биона.
Самым первым «контейнером» для каждого из нас становится мать. Младенец с помощью проективной идентификации передает матери свои сырые эмоции (бета-элементы), мать их перерабатывает (превращает в альфа-элементы) и в норме возвращает их ребенку преобразованными и наделенными смыслом.
Например, младенец испытывает волнение, капризничает, трет глаза. Мать распознает его сырые эмоции и телесные ощущения как усталость и желание спать. Она перерабатывает их и возвращает со словами: «Ты, наверное, устал и хочешь спать, давай я помогу тебе».
«То, что происходит при таком процессе первичной коммуникации, в дальнейшем интроецируется, присваивается себе. Человек учится контейнировать свои собственные чувства и ощущения, учится наделять их смыслом, — рассказывает месье Леви. — Так развивается мыслительный аппарат, который помогает человеку быть в контакте со своей эмоциональной жизнью, преобразовывать сырые эмоции в альфа-элементы, развивать свой ум и сознание».
А что же психоаналитик?
В психоаналитическом процессе примитивный эмоциональный опыт пациента связывается и трансформируется благодаря контейнирующей функции аналитика.
Так же, как мать, которая имеет доступ к глубинному субъективному опыту ребенка и помогает ему «узнать себя», аналитик может разделить эмоциональный опыт со своим пациентом, узнать его и помочь пациенту узнать себя.
Параллели, существующие между отношениями с первичными объектами и отношениями в психотерапии позволяют восполнить пробелы и научиться проживать то, что было невозможно прожить в раннем периоде жизни.
***
На первом из трех семинаров Руджеро Леви обозначил основные идеи Биона, его взгляды на метапсихологию и их место в теории психоанализа.
На следующем семинаре месье Леви продолжит знакомить нас с концепциями Уилфреда Биона, расскажет об инверсии альфа-функции, «не-символизации» и недостаточно хорошо функционирующих «континентах».
Не пропустите!
Руджеро Леви - бразильский психоаналитик, психиатр, тренинг-аналитик SPPA, глава комитета по координации рабочих групп Международной психоаналитической ассоциации (IPA).
Основная цель и задача цикла из трех семинаров - поместить непростые идеи Уилфреда Биона в контекст эволюции психоаналитической метапсихологии, и затем разобрать разработанные на их основе наиболее фундаментальные концепции в области символизации, несимволизации и, наконец, их влияние на психоаналитическую технику.
***
Еще больше публикаций на тему психоанализа вы найдете в наших соцсетях ВКОНТАКТЕ или ТЕЛЕГРАМ.
Подробнее о программе можно узнать здесь – О ПРОГРАММЕ и ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.
Вы также можете посмотреть ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ или ЗАДАТЬ НАМ ВОПРОС.