• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Умение понимать себя

Способность человека распознать свои эмоции, чувства и ощущения, переработать их, понять и наделить смыслом — важнейшее условие развития психики. Как это происходит в норме, мы писали в одном из наших прошлых материалов (по следам первого семинара бразильского психоаналитика Руджеро Леви). Сегодня поговорим о том, что происходит, если такая способность нарушена.

Руджеро Леви

Руджеро Леви
ВШЭ,2023

Связь со знаком минус

Обратимся к теории Уилфреда Биона. Он использует термин «К-связь» (от английского слова «knowledge») для обозначения способности человека узнавать свои собственные эмоции и превращать их в репрезентации, образы. Если такая способность не развита, Бион называет это «-К-связь» (минус К-связь).

На своем семинаре, посвященном идеям Биона, Руджеро Леви* так описывает этот процесс:

В раннем опыте, когда мать принимает эмоции ребенка, распознает их и возвращает в переработанном виде, мы говорим об установлении К-связи. Если же вместо того, чтобы вернуть ребенку его эмоции переработанными, мать отправляет в ответ что-то непонятное, лишенное смысла, она таким образом наполняет разум ребенка бессмысленными эмоциями.

И это минус К-связь.

Месье Леви приводит пример ребенка, плачущего от голода. В этот момент он испытывает дискомфорт, но не может распознать свои ощущения и чувства, и начинает плакать, подавая таким образом сигнал матери. Когда мать принимает эти ощущения, распознает и перерабатывает их, ее ответ будет таким: «Ты плачешь. Наверное, ты проголодался, сейчас я дам тебе молока». Если же мать не способна распознать эмоции младенца, ее ответ будет другим. Например, таким: «Какой же ты надоедливый!».

Что происходит в итоге?

Эмоции ребенка наделяются ложным смыслом, — поясняет бразильский психоаналитик. — Вместо репрезентации голода (образа себя как голодного), младенец получает образ себя как надоедливого. То есть его опыт получает неверное толкование.

Если такие ситуации происходят постоянно, человек вырастает не способным распознавать свои ощущения, чувства и эмоции.

Истинное и ложное

Нарушения в создании К-связей приводят к тому, что у человека формируется такой психический аппарат, который вместо смысла и правды создает полную противоположность — жестокую ложь про самого себя.

Месье Леви приводит пример пациентки, мать которой проецировала на нее свое собственное ощущение «плохости», «негодности», «безобразности», хотя женщина вовсе не соответствовала ему. Однако из-за того, что сама пациентка была не способна понять свои истинные ощущения, чувства и эмоции, она воспринимала этот ложный образ, созданный для нее матерью, истинным.

«С точки зрения теории мышления Биона, позитивные отношения позволяют человеку научиться понимать свой эмоциональный опыт, проживать эмоции, трансформировать их и придавать им смысл, — комментирует Руджеро Леви. — Тем самым развивается мыслительный аппарат, ум и сознание. В случае негативных отношений этот процесс невозможен».

Кстати, опыт хороших отношений (если их не было в раннем периоде) можно получить в процессе психотерапии.

Руджеро Леви
ВШЭ, 2023

Не в контакте с собой

Бион предполагал, что у младенца может усиливаться страх ощущать свои эмоции. Это происходит по разным причинам: эмоции могут быть слишком интенсивными или их смысл может быть пугающим. И тогда находится «решение» — вовсе не регистрировать эмоциональный опыт, не создавать его репрезентаций, образов. То есть разрушать процесс превращения сырых бета-элементов в альфа.

По словам Руджеро Леви, люди, идущие по такому пути, живут в мире без жизни, они связаны со своими неодушевленными объектами, не способными воспринимать эмоции других. Они не могут найти смысл в своих действиях (действия часто механизированы, роботизированы). Им недоступна эмпатия, способность наслаждаться, получать истинное удовольствие, им сложно создавать связи.

Наделение нашего эмоционального опыта смыслом (или символизация), — самое человеческое, что у нас есть, — уверен психоаналитик. — Без этого мы сможем лишь проживать свои эмоции подобно, например, кошке или собаке, но не будем способны наделить их смыслом и значением.

Способность к символизации дает человеку возможность творить, создавать фантазмы и мифы.

Таким был второй семинар бразильского психоаналитика Руджеро Леви (благодарим за прекрасный перевод Ольгу Валентиновну Чекункову). О том, каким был первый семинар, мы писали в нашей статье «Очарованные Бионом».

 

*Руджеро Леви - бразильский психоаналитик, психиатр, тренинг-аналитик SPPA, глава комитета по координации рабочих групп Международной психоаналитической ассоциации (IPA).

Основная цель и задача цикла из трех семинаров - поместить непростые идеи Уилфреда Биона в контекст эволюции психоаналитической метапсихологии, и затем разобрать разработанные на их основе наиболее фундаментальные концепции в области символизации, несимволизации и, наконец, их влияние на психоаналитическую технику.

______

Третья, заключительная встреча состоится 18 марта 2023 года и будет посвящена клинике. Месье Леви планирует рассказать о том, как теоретические аспекты теории Биона проявляются в психоаналитическом процессе, какие проблемы могут возникать в отношениях психоаналитика и пациента, и какую технику предлагал Бион и его последователи для решения этих проблем. Зарегистрироваться на семинар можно уже сейчас.

 

***

Это второй семинар Реджаро Леви из цикла.

Первый: Очарованные бионом

Третий: Эстетическое измерение психоанализа

***
 

Еще больше публикаций на тему психоанализа вы найдете в наших соцсетях ВКОНТАКТЕ или ТЕЛЕГРАМ.

Подробнее о программе можно узнать здесь – О ПРОГРАММЕ и ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.

Вы также можете посмотреть ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ, подать ЗАЯВКУ НА ОБУЧЕНИЕ или ЗАДАТЬ НАМ ВОПРОС.