• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Зачем картине рама?

Кадр с психоанализе стабилен, неподвижен, неизменен. Именно он позволяет проявиться внутренним конфликтам пациента и тем самым дает возможность быть всему процессу психотерапии. Он отделяет психотерапевтические отношения от всех других. И он же может «говорить», когда его нарушают. Допустимо ли адаптировать кадр под конкретного клиента, или эта рамка должна оставаться незыблемой при любых условиях? Об этом поговорим сегодня на клиническом примере из практики выдающегося психоаналитика Горацио Этчегоена.

Зачем картине рама?

Сложности оплаты

Пациент Этчегоена* — молодой человек, умный и симпатичный бизнесмен. В процессе его психоанализа возник момент пересмотра стоимости сессий (в связи с инфляцией). Возмущенный этим обстоятельством, пациент без стеснения заявил, что цена неоправданно высока и корыстные мотивы аналитика очевидны: тот просто хочет заработать!

Анализант стал настаивать на том, что не может платить за свой психоанализ по новым ценам. Ссылаясь на трудности, с которыми столкнулся его малый бизнес, он попросил о скидке хотя бы на десять процентов.

Несмотря на то, что психоаналитику было известно о трудностях, он считал, что пациент может оплачивать сессии по новой цене. И тем не менее, Этчегоен пошел на уступку, что стало отступлением от кадра. Ведь кадр не ограничивается отдельными условиями договора (время сессий, размер оплаты, количество сеансов), он устанавливает правила проведения анализа в целом.

Свободные ассоциации

Когда границы кадра нарушаются — это всегда предмет для анализа. Свободные ассоциации пациента на эту тему выявили одно детское воспоминание.

В третьем классе он (как и большинство его одноклассников) собирал стикеры. Для полной коллекции ему не хватало одного из самых редких, который, как он обнаружил, был у его учительницы.

Уверенный в том, что она не знает о редкости этого стикера, он предложил ей обмен на стикер из своей коллекции — и она согласилась. Получив недостающий фрагмент, он обменял всю коллекцию на футбольный мяч, о котором давно мечтал.

Молодой человек, склонный к обману и жульничеству, рассказывал об этом эмоционально, с некоторой долей возбуждения. Его интонация изменилась после того, как аналитик высказал свою гипотезу.

«Возможно, она знала, как трудно раздобыть тот самый стикер, в котором нуждался мальчик, и по своей доброте согласилась на этот обмен, так как понимала, как сильно он хочет получить футбольный мяч», — вспоминает свои слова Этчегоен.

Пациент проникновенно ответил, что никогда не думал об этом и, возможно, гипотеза психоаналитика верна…

Эластичность кадра

Спустя пару недель после той сессии пациент рассказал об улучшении дел в бизнесе и о своей готовности оплачивать сессии по новой ставке.

По мнению Этчегоена, выбранная им линия поведения была верной и строго аналитичной, поскольку, принимая решение пойти на уступку пациенту, он учитывал степень интенсивности его проективных механизмов.

Я был уверен в том, что если бы я настоял на признании моих прав или интерпретировал желание пациента платить меньше, то ответом был бы лишь непреодолимый вал его проекций, — поясняет психоаналитик. — Я полагаю, что мои действия были оправданы, так как их смысл состоял не в том, чтобы “скорректировать” его фантазии обо мне, показав, что на самом деле я “по-доброму” отношусь к нему, но в том, чтобы приспособить мой кадр к ригидности его психологических защит.

Ситуация, возникшая в процессе психоанализа, была подобна более ранней истории со стикерами. Тогда ум и великодушие учительницы воспринимались пациентом как ее незнание, которым он воспользовался. Уступка, на которую пошел аналитик, дала возможность обсуждать с пациентом его склонность к обману и жульничеству.

Постоянство границ

Бессознательное может проявляться лишь на фоне постоянства, на фоне кадра, — считает французский психоаналитик Жак Андре.

Одно и то же количество сеансов, их одинаковая продолжительность, одни и те же условия освещения, отопления, одинаковая стоимость сеансов, одинаковое отношение аналитика и тогда, когда пациент его восхваляет, и когда оскорбляет… Всё это — постоянство кадра.

Известный психоаналитик Саша Нахт считал, что важно четко соблюдать границы кадра и не стоит становиться хорошим человеком, если для этого надо стать плохим аналитиком. Соглашаясь с Нахтом, Горацио Этчегоен, однако, добавлял, что это правило — не абсолют и в некоторых случаях сеттинг может быть эластичен. Об этом говорит и его клинический пример.

Кстати, что такое кадр, из каких элементов он состоит и кто его поддерживает, слушатели нашей программы узнают в процессе учебы. В этот четверг мы расскажем, как проходит их практика и как организована работа с реальными клиентами.
_____
*пример взят из книги Горацио Этчегоена «Основы психоаналитического процесса».

***
 

Следующая статья из цикла "Техника психоанализа" - КЛИНИЧЕСКИЙ СЛУЧАЙ №2
 

***
Еще больше публикаций на тему психоанализа вы найдете в наших соцсетях ВКОНТАКТЕ или ТЕЛЕГРАМ.

Подробнее о программе можно узнать здесь – О ПРОГРАММЕ и ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.

Вы также можете посмотреть ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ, подать ЗАЯВКУ НА ОБУЧЕНИЕ или ЗАДАТЬ НАМ ВОПРОС.