Франсуаза Дольто: «Я любила людей — вот и всё»
«Детство — не подготовка к жизни, а сама жизнь, и ребенок — не будущий человек, а просто человек, обладающий свободой быть и стать». Это высказывание принадлежит известному французскому психоаналитику Франсуазе Дольто, посвятившей себя исследованию личности ребенка и совершившей настоящую революцию в сознании взрослых, изменив их привычное представление о детях.В психоанализ Франсуазу Дольто привела личная драма — она считала себя виновной в смерти старшей сестры. С этим грузом будущий психоаналитик жила много лет.
Заметка на полях
Франсуаза Дольто с детства чувствовала себя «нетипичной», «белой вороной», не такой как все, хотя внешне всё выглядело вполне благополучно. Будущий психоаналитик родилась 6 ноября 1908 года в Париже в состоятельной семье военного инженера Анри Маретта и его супруги Сюзанн. Франсуаза была четвертым ребенком в семье, у нее были сестра и пять братьев.
Первую в своей жизни психологическую травму девочка пережила, когда ей было всего полтора года. Родители уволили няню, которая воспитывала Франсуазу, — по некоторым сведениям, женщина, хоть и любила девочку, но не всегда добросовестно исполняла свои обязанности: брала с собой малышку на шумные вечеринки.
Вскоре после увольнения няни Франсуаза заболела пневмонией — так ее тело отреагировало на разлуку с близким человеком. Мать девочки держала ее на руках больше двух суток — благодаря этому Франсуаза выжила.
Она росла смышленым, любознательным, хорошо развитым ребенком, который задавал взрослым кучу вопросов и не получал на них ответов. В своей последней книге «Автопортрет психоаналитика» мадам Дольто вспоминала, что в детстве ей всегда говорили, чтобы она меньше болтала и не фантазировала. Взрослые, отправляя ее на исповедь, советовали девочке просить в молитве Господа лишить ее возможности думать, аргументируя это тем, что ее вопросы приводят всех в тупик. От этого маленькая Франсуаза чувствовала себя несчастной и называла себя «заметкой на полях». Именно тогда она пообещала себе постараться не забыть, каково это — быть ребенком.
Когда Франсуазе Дольто исполнилось 12, в семью пришло горе — от рака умерла Жаклин, старшая дочь Анри и Сюзанн. В ее смерти мать фактически обвинила Франсуазу. В день своего первого причастия девочка получила от нее наказ — усердно молиться об исцелении сестры. Сюзанн была уверена, что Бог услышит молитву невинного ребенка и поможет выздороветь ее старшей дочери. Увы, чуда не произошло — через два месяца Жаклин умерла. После похорон мать скажет, что виной тому — Франсуаза и ее слабая вера. После этого женщина не будет разговаривать с дочерью две недели.
Позже Сюзанн прервет молчание, но прежними их отношения уже никогда не будут. Отчасти — из-за трагедии с Жаклин, отчасти — из-за страстного желания Франсуазы учиться. Ее мать всячески противилась этому — она считала, что учеба помешает дочери выйти замуж и обрести «нормальную семью». Интересно, что именно этот конфликт во многом поспособствовал тому, что Франсуаза стала психоаналитиком. Но об этом чуть позже.
Врач-воспитатель
Франсуазе было всего восемь лет, когда она решила, кем станет, когда вырастет, — врачом-воспитателем. Когда девочку спрашивали, что это за профессия, она отвечала: «Я пока не знаю, что это такое, но знаю, что это очень важно, так как дети могут болеть не только от болезней, но и от того, что скрывается внутри них».
Много лет спустя в книге «На стороне ребенка» мадам Дольто напишет, что и болезнь, и здоровье — это результат отношений между взрослыми и детьми. То, что принято называть болезнями, на самом деле лишь эмоциональная реакция на происходящее.
В 16 лет Франсуаза успешно сдает выпускные экзамены в школе. Но из-за протестов матери поступить в Школу медсестер она сможет только в 25 лет. После ее окончания Франсуаза идет учиться на медицинский факультет.
В книге «Автопортрет психоаналитика» психоаналитик пишет, что обстановка в доме буквально душила ее. Франсуаза теряет аппетит, ее мучает бессонница. Она по-прежнему винит себя в смерти сестры. По совету отца Франсуаза начинает личный анализ с основателем французской психоаналитической школы Рене Лафоргом. Первые три сеанса девушка не могла сказать ни слова и лишь молча плакала.
Ее личный анализ продлился три года: с 1934-го по 1937-й, — что по тем временам считалось довольно продолжительным сроком. Кстати, именно Лафорг первым заметил у Франсуазы редкий дар слушать и слышать и предположил, что она могла бы практиковать.
На формирование Франсуазы Дольто как аналитика повлияли еще два знакомства. Первым стала встреча с Софи Моргенштерн, одним из первых детских психоаналитиков Франции, специалистом по детским рисункам. К слову, Моргенштерн проходила анализ у самого Фрейда. «Она учила меня работать так, чтобы дети могли говорить со мной с полным доверием, не боясь, что то, что они скажут, может быть повторено взрослым», — напишет позже мадам Дольто.
Второй знаковой встречей для нее стало знакомство с будущим мужем Борисом Дольто — врачом-ревматологом, создателем кинезитерапии, основателем французской Школы массажа и ортопедии. Франсуаза и Борис поженились в 1942 году, у них родилось трое детей — сыновья Жан-Кризост и Грегуар и дочь Катрин (она, кстати, тоже стала детским психоаналитиком).
«Отец очень интересовался психосоматикой, и родители много работали вместе, — рассказывала в одном из интервью Катрин Дольто. — Мама говорила, что без его участия никогда бы не стала тем, кем стала, и не смогла бы создать свою теорию бессознательного образа тела».
Всё есть речь
Психоаналитической работе Франсуаза Дольто посвятила почти 50 лет. Уже в самом начале профессионального пути, когда она проходила стажировку во взрослой психиатрической клинике, а затем в отделении детской психиатрии, ей стало очевидно, насколько негуманна медицинская система; что фармацевтическое лечение и нахождение в клинике (в те времена больше похожих на тюрьмы) может быть не только бесполезным, но даже вредным, особенно для маленьких пациентов.
Будущий психоаналитик часто указывает коллегам на влияние психического на соматическое. Этой теме посвящена ее диссертация «Психоанализ и педиатрия» (Дольто блестяще защитила ее в 1939 году). Данная работа и по сей день считается одним из наиболее значительных исследований в области детского психоанализа.
Вскоре после защиты диссертации ее принимают в Парижское психоаналитическое общество (SPP). За год до этого Дольто знакомится с известным французским психоаналитиком Жаком Лаканом, с которым она будет дружить всю жизнь.
Одним из главных итогов многолетней аналитической практики Франсуазы Дольто стало создание собственного метода работы с детьми, в котором особое внимание она уделяла самому раннему периоду жизни ребенка. Психоаналитик замечает, как важно общаться с ребенком с первого дня его жизни.
«Всё есть речь», — говорит Дольто. Она была убеждена, что даже совсем маленькие дети стремятся насытиться речью не меньше, чем молоком матери. Ребенок воспринимает мир при помощи зрения, осязания, обоняния, вкуса, но только обращенное к нему слово дает ребенку возможность почувствовать себя частью человеческого рода, считала Франсуаза.
Согласно теории мадам Дольто, все жизненные проявления малыша: его соматика, коммуникация, аффекты — это сообщения, которые взрослому нужно расшифровать, перевести в язык, чтобы объяснить каждому новорождённому, пришедшему в этот мир, его устройство, правила и законы. По мнению аналитика, именно с этого в человеке закладывается ответственное отношение к себе и к окружающим.
Слово стало главным рабочим инструментом Дольто. Коллег и учеников Франсуазы поражала ее способность точно отыскивать в самых архаических пластах детской психики момент «сбоя» и объяснять это ребенку на понятном ему языке.
Противостояние
Профессиональный путь Франсуазы Дольто не был гладким. В 1952-м году началось ее многолетнее противостояние с SPP, которым в то время руководил аналитик Саша Нахт. Мадам Дольто не нравились его авторитарный стиль и нападки на Жака Лакана, с которым она дружила.
Франсуаза говорит вслух о своем несогласии с политикой Нахта и тут же становится объектом критики некоторых коллег. Она отреагировала на это философски: «Стремление к власти несовместимо с тем, кем является психоаналитик».
Позже Дольто и несколько ее коллег написали заявление о выходе из SPP и создали новую психоаналитическую организацию — Французское психоаналитическое общество (SFP).
Мадам Дольто критиковало и руководство Международной психоаналитической ассоциации. В 1963 году IPA запретила ей преподавать и обучать молодых психоаналитиков. Впрочем, к тому времени авторитет Франсуазы Дольто был настолько велик, что этот запрет существенного значения уже не имел.
Зеленый дом
К 1976 году Дольто почти прекращает клиническую практику и работает, в основном, только с очень маленькими детьми или тяжелыми пациентами. В это время она пишет книги, начинает вести радиопередачу «Когда рождается ребенок», ставшую во Франции легендарной. Кстати, это тоже стало поводом для критики, больше похожей на травлю.
По мнению подруги и коллеги мадам Дольто, психоаналитика Каролин Эльячефф, эти нападки связаны с тем, что она вышла за рамки своей практики и популяризировала психоанализ среди родителей. «Это то, чего ей почему-то не могут простить», — сказала в одном из интервью мадам Эльячефф.
Впрочем, критика коллег Франсуазу Дольто никогда не останавливала. В 1979 году стартовал еще один важный проект психоаналитика — «Зеленый дом». Это семейное социальное пространство для родителей (а также бабушек и дедушек) с маленькими детьми от рождения до четырех лет. Ключевые задачи проекта — ранняя социализация детей и социальная адаптация родителей, которые нередко оказываются в изоляции, особенно если в семье рождается ребенок-инвалид.
Специалисты «Зеленого дома» — «принимающие» — поддерживают словом и детей, и взрослых; создают атмосферу принятия, что позволяет родителям открыто и безопасно говорить о том, что их тревожит. В качестве «принимающих» выступают педагоги, психоаналитики, психотерапевты, социальные работники. Эта модель работы получила широкое признание не только во Франции, но и за рубежом.
Принимать и любить
В 1981 году Франсуаза Дольто переживает сразу два несчастья — умирает сначала ее муж, а затем коллега, друг и единомышленник Жак Лакан. Она мужественно перенесла эти потери, но ее здоровье ухудшилось. В 1984 году мадам Дольто поставили диагноз: «легочный фиброз». С тяжелой болезнью она боролась четыре года и даже в последние месяцы жизни сохраняла оптимизм и чувство юмора. До самой смерти Франсуаза Дольто работала «принимающей» в «Зеленом доме».
Она принадлежит к числу редких людей, которые говорят и делают одно и то же, — рассказывает Катрин Дольто. — Она была нежной матерью, очень веселой и всегда радостной. Всегда была готова рассмеяться — даже в трудные моменты, даже на пороге смерти, когда была на подпитке кислородом и знала, что умирает.
«Я любила людей — вот и всё, — говорила психоаналитик в конце своей жизни. — Детей и взрослых я любила одинаково. Я люблю детей за то, что они люди. И за то же самое люблю их растерянных родителей».
Франсуаза Дольто умерла 25 августа 1988 года. После себя она оставила более десятка книг, которые и сейчас помогают «растерянным родителям» лучше слышать и понимать своих детей.
Мадам Дольто похоронили вместе с мужем. На надгробной плите она завещала выгравировать цитату из Евангелия: «N’ayez pas peur, je suis le chemin, la vérité et la vie» («Я есмь путь, истина и жизнь»).
***
Еще больше публикаций на тему психоанализа вы найдете в наших соцсетях ВКОНТАКТЕ или ТЕЛЕГРАМ.
Подробнее о программе можно узнать здесь – О ПРОГРАММЕ и ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.
Вы также можете посмотреть ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ, подать ЗАЯВКУ НА ОБУЧЕНИЕ или ЗАДАТЬ НАМ ВОПРОС.