Снимаем тревожность: как на нашей программе готовят к работе с клиентами
Встреча с новым пациентом — это всегда волнительно даже для опытного специалиста. Для начинающего — тем более. Чтобы эта встреча прошла максимально эффективно и комфортно, магистранты приобретают необходимые навыки во время практических курсов и практикумов. Они позволяют слушателям почувствовать себя и в роли терапевта, и в роли пациента; а еще — дают возможность понаблюдать за работой специалистов с реальными клиентами.
Введение в психоаналитическую практику
Как вести себя с клиентом? Что говорить на сессии? Как начать ее и как закончить? Как организовать работу в кабинете — очном или виртуальном? Ответы на эти и многие другие вопросы наши слушатели получают на курсе Натальи Васильевны Лужанской по введению в психоаналитическую практику. Он начинается с первого семестра 1-го курса.
«На занятиях Натальи Васильевны наши магистранты разбирают основные понятия психоаналитической техники и первые азы-шаги по вхождению в практику, — рассказывает директор программы Екатерина Фёдорова. — Что такое кадр, как он формируется и почему важен; чем консультирование отличается от терапии, как проявляется сопротивление (и у клиента, и у специалиста), что такое перенос и как он появляется. Также на этих семинарах слушатели узнают, как происходит первый контакт с клиентом, что нужно и важно учесть, как проводить первичное диагностическое интервью».
На этих занятиях студенты могут задавать любые вопросы по психоаналитической технике и этике, делиться сомнениями и тревогами, подробно разбирать во второй части занятий первичные интервью клиентов из личной практики с опытным психотерапевтом (поскольку на семинарах звучат истории реальных людей, курс не записывается для соблюдения конфиденциальности). Всё это помогает слушателям лучше подготовиться к практике и начать присваивать себе новую профессиональную идентичность.
Психоаналитическая практика — ремесло и искусство
Так называется еще один практический курс нашей МП. Его ведет британский психоаналитик Юлия Германовна Овчинникова. Он также начинается с первого семестра 1-го курса.
Во время своих занятий Юлия Германовна проводит демонстрационные сессии, организует работу в небольших группах по два-три человека, отвечает на многочисленные вопросы слушателей.
Демо-сессия — это что-то вроде мини-сессии, — продолжает Екатерина Фёдорова. — Которую Юлия Германовна проводит вместе с магистрантом-добровольцем — он выступает в роли пациента. Далее идет подробный разбор происходящего. Конечно, глубокого погружения в запрос “клиента” не происходит. Тем не менее, это позволяет понять, как проходит сессия и как работает специалист.
Затем слушатели объединяются в группы по два-три человека, где у каждого магистранта есть определенная роль — терапевта, пациента или наблюдателя (наблюдатель в происходящее не вмешивается, а лишь наблюдает и «подсвечивает» ситуацию). Эта работа помогает пропустить процесс терапии через себя и посмотреть на него с разных сторон.
«Это тоже хорошая возможность последовательно, небольшими элементами отработать то, что происходит внутри сессии, — объясняет руководитель практики МП Марина Фролова. — Поскольку слушателей на курсе много и не все друг друга знают, такая работа позволяет приблизиться к реальной ситуации, когда напротив терапевта сидит абсолютно незнакомый человек. Это тоже помогает вступать в практику. А еще такие занятия дают магистрантам возможность познакомиться друг с другом поближе».
Патопсихологические практикумы
Наша программа сотрудничает с несколькими клиническими учреждениями, на базе которых мы организуем различные практикумы. Ценность этих мероприятий в том, что слушатели могут понаблюдать за работой специалистов с клиентами в реальных, а не смоделированных условиях.
Один из таких практикумов проходит на базе ГБУ «Московская служба психологической помощи населению». Ведет его заведующая филиалом «Телефон неотложной психологической помощи», психоаналитический психотерапевт Любовь Александровна Терневская.
Учреждение оказывает в том числе экстренную, неотложную психологическую помощь по телефону. Наши слушатели видят и слышат, как специалист во время телефонной консультации общается с клиентом; как он выстраивает диалог, чтобы поддержать звонящего — чтобы даже за те 40-50 минут, которые длится консультация, внутри у человека произошли определенные трансформации и он почувствовал себя более устойчиво.
«Присутствуя на супервизиях, мы воспринимаем кейс со слов терапевта. Когда разбираешь материал, зная историю человека, его запрос от самого себя, то это совсем другой опыт. И тоже снижает у магистрантов градус тревоги перед началом практики», — рассказывает Екатерина Фёдорова.
Поддерживающие организационные встречи
Также у нас на программе регулярно проходят неформальные организационные встречи, которые позволяют слушателям обсудить все волнующие вопросы, связанные с началом практики.
«На таких мероприятиях мы обсуждаем вопросы, связанные и с учебой, и с практикой. На них слушатели могут поднимать самые разные темы — в том числе касающиеся их чувств, волнений, переживаний, — говорит Марина Фролова. — На встречах мы стараемся выяснить, что мешает магистрантам вступить в практику; обсуждаем, комментируем различные ситуации, которые происходят во время практики».
Очень поддерживает начинающих терапевтов и профессиональное сообщество, сложившееся внутри учебной группы и программы в целом. Когда магистрант видит, что его коллега, с которым он, можно сказать, сидит за одной партой, провел первую сессию, сходил на супервизию, — это тоже мотивирует и помогает сделать первый шаг.
«Важно отметить, что мы никого не торопим — у каждого свой темп и ритм. Практика, как и терапия, — дело добровольное, — добавляет Екатерина Фёдорова. — Но, как показывает наш опыт, в итоге все слушатели преодолевают этот барьер и заканчивают обучение уже практикующими психоаналитическими психотерапевтами. Да и где, как не здесь, в этом безопасном, поддерживающем во всех смыслах пространстве начинать практиковать, чтобы выйти потом во взрослую жизнь окрепшими и самостоятельными специалистами?».
***
Слушатели, получившие допуск к практике и чувствующие готовность к ней, отправляют в Центр психоаналитической психотерапии (ЦПП) заявку на работу с клиентами, после чего из обращений клиентов подбирается кейс, подходящий начинающим терапевтам.
О том, как развиваются события дальше: с какими запросами приходят клиенты, что происходит после сессии и как практика помогает слушателям формировать собственную базу пациентов, расскажем в нашем следующем выпуске.
Если вы хотите познакомиться с нами поближе, приходите на День открытых дверей — он состоится в субботу, 15 апреля. Зарегистрироваться на мероприятие можно на нашем сайте. До встречи!
РЕГИСТРАЦИЯ НА ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ
***
Еще больше публикаций на тему психоанализа вы найдете в наших соцсетях ВКОНТАКТЕ или ТЕЛЕГРАМ.
Подробнее о программе можно узнать здесь – О ПРОГРАММЕ и ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.
Вы также можете посмотреть ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ или ЗАДАТЬ НАМ ВОПРОС.