О красоте, чувственности и возрождении
В сегодняшнем выпуске рубрики «Мифотерапия» рассказываем об Адонисе. История этого юноши интересная, многозначная и наполнена множеством смыслов.
Прекраснейший из смертных
Судьба Адониса примечательна с самых первых дней его жизни. Он появился на свет в результате запретной связи кипрского царя Кинира со своей дочерью Миррой. Мальчик стал одновременно не только сыном, но и внуком своему отцу и братом своей матери. Мирра же была проклята: в наказание за то, что она пожелала отца, боги превратили ее в дерево, из ствола которого и родился Адонис — ребёнок удивительной красоты.
В юношу влюбилась богиня Афродита. Однако вместе с любовью в ее душе поселился постоянный страх потерять объект своей любви (из-за этого она всегда была рядом и крайне редко покидала своего возлюбленного). В один из дней, когда Афродиты не было, во время охоты Адониса смертельно ранил дикий кабан...
Горе богини было огромным. Отныне она должна была разлучиться с любимым и отпустить его в царство мертвых. Но Зевс сжалился над Афродитой и разрешил Адонису каждый год возвращаться к ней. С тех пор полгода он находится в царстве мертвых с богиней Персефоной, а на остальные полгода возвращается на землю к Афродите.
Красота, любовь и желание
Чаще всего образ Адониса используется для обозначения идеала красоты, чувственности и желания. В психологии можно встретить упоминание о «комплексе Адониса», который предполагает культ тела. Термин ввел американский психиатр Харрисон Поуп в 2000 году. По его мнению, люди с комплексом Адониса одержимы своей физической формой и постоянным желанием улучшить свое телосложение и внешность.
Идеальной кажется и любовь Афродиты и Адониса. Он — прекраснейший из людей, она — богиня любви и красоты, рядом с ним забывшая обо всем, включая Олимп. Практически всё свое время они проводят вместе… Даже цветок анемон, соком которого Афродита пыталась оживить Адониса, стал символом неувядающей любви.
Но, как и любой миф, история Адониса многогранна.
Увядание и возрождение
Красной строкой через нее проходит тема жизни и смерти. На символическом уровне тот же анемон, например, обозначает не только вечную любовь, но и смерть. В случае с Адонисом эта дихотомия жизни и смерти показана через соперничество богини любви Афродиты и «хозяйки» мира мертвых — Персефоны.
Обе они борются за право быть с Адонисом. А ему как будто удается «обмануть» саму смерть, «договориться» с ней. Ведь никто из людей не может входить в подземный мир и покидать его по своему желанию, как это сделал Адонис.
Но кто такой Адонис? Для кого-то он — символ плотского удовольствия, поскольку в моменты пребывания Адониса в царстве мертвых его любовная страсть к Афродите как будто угасала, доступ к чувственным удовольствиям был закрыт. Для кого-то этот молодой мужчина — символ быстротечной красоты и юности, а кто-то видит в этом образе мимолетность самой жизни.
А что, если подземный мир, в котором пребывает Адонис часть жизни — неизвестный, темный, спутанный, таинственный, вызывающий тревогу — это наше бессознательное? С которым периодически сталкивается каждый из нас и каждый раз находит в себе силы «вернуться». Вернуться в мир реальный, при этом навсегда сохраняя связь с «подземельем».
Как бы то ни было, история об Адонисе — одна из самых популярных в европейском искусстве: литературе, живописи, скульптуре. К этому сюжету обращались Шекспир, Лафонтен, Рубенс, Тициан, Роден. А какие смыслы в этой истории видите вы?
__________
На нашем сайте опубликованы и другие статьи из рубрики «Мифотерапия»:
***
Еще больше публикаций на тему психоанализа вы найдете в наших соцсетях ВКОНТАКТЕ или ТЕЛЕГРАМ.
Подробнее о программе можно узнать здесь – О ПРОГРАММЕ и ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.
Вы также можете посмотреть ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ, подать ЗАЯВКУ НА ОБУЧЕНИЕ или ЗАДАТЬ НАМ ВОПРОС.