Эстетическое измерение психоанализа
Что такое интимность в аналитическом процессе? Как принимать новое в своей жизни? От чего зависит искренность в отношениях с собой и другими? Об этом говорил Руджеро Леви на одной из конференций Международной психоаналитической ассоциации, которая прошла в Буэнос-Айресе. Основными тезисами своего доклада бразильский психоаналитик поделился со слушателями нашей программы в ходе недавнего семинара.
Истинная близость
Руджеро Леви исследует вопрос близости (или интимности) в психоаналитических отношениях — то, насколько человек способен быть в близких отношениях с самим собой и искренним с другими, в том числе с аналитиком.
Месье Леви определяет два полюса аналитических (и человеческих) отношений: аутистическая изоляция и нарциссическое слияние.
В человеческих отношениях мы проходим через разные психические состояния, пребывая в которых, мы становимся в большей или меньшей степени доступными для близких отношений, — считает аналитик. — Под действием тревог (и защит против тревог) человек переходит в состояние аутистической изоляции. В случае нарциссического слияния субъект присваивает себе другого или использует его для эвакуации своих нежелательных аспектов. Между этими полюсами находится истинная близость.
На крайних полюсах границы Я размыты и потеряны, человек не способен проживать опыт истинной близости, так же как не способен увидеть инаковость другого. При таком функционировании теряется контакт со своей эмоциональной жизнью.
«Близость — это способность выдерживать турбулентность, вызванную присутствием другого, не выходя из контакта аутистическим способом и не сливаясь в нарциссическом всемогуществе через проективную идентификацию», — говорит месье Леви.
Быть в танце
Приходя в психоанализ, клиенты сначала выдвигают на первый план свою нарциссическую организацию или патологические идентификации. Так они защищаются от своих страданий. Аналитику важно преодолеть эти трудности и способствовать близкому контакту. Только когда в аналитической паре установится искренняя связь, можно будет столкнуться с неизбежной психической болью пациента.
Нам необходимо “быть в танце” с пациентом, — считает месье Леви. — Быть в процессе живого взаимодействия с ним, позволить себе быть “затопленными” его эмоциональным опытом, чтобы благодаря нашей аналитической функции смогло появиться новое понимание, начало зарождаться что-то живое.
Это состояние похоже на первичные процессы, которые происходят между матерью и младенцем в концепциях Биона и Винникотта. Когда мать принимает послания младенца во всех возможных формах, преобразовывает их и возвращает ребенку в переработанном виде, наделяя смыслом его спонтанные действия.
Выдерживать фрустрацию
Американский и британский психоаналитик Дональд Мельтцер говорил о важности эмоций, которые мы испытываем при встрече с другим (будь то человек или событие). Часто эти эмоции противоречивы: восторг и изумление с одной стороны, тревога и страх — с другой.
Все мы сталкиваемся с необходимостью решать всё новые вопросы и проблемы, — говорит Руджеро Леви. — Новое — это всегда тайна, и очень важно быть способным выдерживать фрустрацию, связанную с неопределенностью и этой тайной. Справляться, выносить, переваривать этот новый опыт, а не убегать от него. Только когда мы подходим к тайне и начинаем исследовать, разгадывать, решать, только тогда появляются знания.
По словам психоаналитика, желание убежать от неопределенности встречается часто. Столкновение с новым и непонятным вызывает тревогу, от которой хочется избавиться. Хочется отстраниться и от своего опыта не-знания.
Человек может пребывать в состоянии всемогущества, быть уверенным в том, что он всё прекрасно знает, что ничего «загадочного» нет. Это приводит его к ограничениям, потому что так он закрывает для себя возможность исследовать новое.
Понять себя
Эмоции от встречи с другим могут быть невыносимыми, и тогда психика тоже старается от них «избавиться». Через действия (отреагирования), защитную проективную идентификацию или даже галлюцинацию. И если человек находится в психотерапии или проходит психоанализ, то вместе с аналитиком он пытается найти точные слова, чтобы описать свой опыт и понять его, учится выражать эмоции словами.
Эта возможность понять себя и разделить с другим свой опыт в большей степени зависит от искренности субъекта и его способности принимать, узнавать и признавать проживаемые эмоции, — уверен месье Леви. — А возможность понимать и осознавать эмоциональный опыт, который проживается во время сеанса, зависит от психической открытости аналитика, от его искренности, способности контейнировать, принимать и разделять эмоции пациента.
Эти процессы представляют собой эстетическое измерение психоанализа.
Однако опыт близости может быть пугающим. Он сталкивает пациента с бесконечной непостижимостью своего бессознательного и со своими собственными отрицаемыми или вытесненными желаниями и фантазмами.
«Человек сопротивляется тому, чтобы быть собой, жить в своей интимной реальности, которую Бион называл “О”, — говорит Руджеро Леви. — И цель аналитической работы — помочь пациенту стать самим собой».
Благодарим за перевод семинара Ольгу Валентинову Чекункову.
*Руджеро Леви - бразильский психоаналитик, психиатр, тренинг-аналитик SPPA, глава комитета по координации рабочих групп Международной психоаналитической ассоциации (IPA).
***
Это третий семинар Руджеро Леви из цикла.
Первый: Очарованные бионом
Второй: Умение понимать себя
***
Еще больше публикаций на тему психоанализа вы найдете в наших соцсетях ВКОНТАКТЕ или ТЕЛЕГРАМ.
Подробнее о программе можно узнать здесь – О ПРОГРАММЕ и ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.
Вы также можете посмотреть ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ или ЗАДАТЬ НАМ ВОПРОС