• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
22
Март

«Страшно, увлекательно, интересно и захватывающе»

В ноябре прошлого года мы запустили большой экспериментальный проект «Программная Одиссея», в котором участвуют пятеро слушателей первого курса магистерской программы по психоанализу и психоаналитической психотерапии. Главная цель проекта — понаблюдать за тем, какие трансформации происходят с нашими магистрантами в процессе учебы.  Одна из основных тем, на которой сосредоточены «Одиссеи» сегодня, это практика. Некоторые коллеги уже активно работают с клиентами, другие ждут первых пациентов или находятся в процессе оформления допуска.

Иван Айвазовский «Закат на море», 1886.

Иван Айвазовский «Закат на море», 1886.

Елена Исламова

Допуск к практике я получила в начале февраля, накануне дня рождения. До этого наблюдала со стороны за нашими первопроходцами, которые открыли допуск в середине января. Они делились с нами своими эмоциями, впечатлениями — мы коллективно их поддерживали.

Между собой называем практику «свиданием вслепую» — никогда не знаешь, с чем к тебе придет клиент. Он обращается в наш Центр психоаналитической психотерапии (ЦПП) с одним запросом, а в процессе работы может выясниться, что проблема намного глубже.

В роли наблюдателя я находилась несколько недель. Потом поняла, что нужно наконец-то набраться решимости и войти в эту дверь — иначе так и буду вечно стоять перед ней. День рождения в качестве дедлайна выбрала неслучайно — хотелось начать личный новый год в другом качестве.

С первым клиентом мне не очень повезло. Девушка долго не выходила на связь, а потом, когда откликнулась, выяснилось, что она уже нашла терапевта. Вторая клиентка (которая по факту первая) вышла на связь более оперативно, с ней я провела три сессии. Во время первой часто вспоминала высказывание Уилфреда Биона о том, что в кабинете терапевта всегда находятся два испуганных человека: пациент и психоаналитик. Это действительно так. На сессии было одновременно и страшно, и увлекательно, интересно и захватывающе.

Кстати, наши преподаватели на лекциях тоже часто вспоминают эту цитату Биона и говорят, что с каждым новым пациентом ты словно шагаешь в пустоту и не знаешь, какова глубина этой бездны и когда ты приземлишься. Эта мысль поддерживает меня.

Запрос моей клиентки был связан с личной жизнью и выстраиванием долгосрочных отношений. Я была у нее первым терапевтом. С одной стороны, она не знала, чего ей ждать. С другой, всё-таки надеялась, что за три сессии она решит все проблемы, которые копились у нее много лет. Я рассказала девушке о методе, о рамках, в которых мы работаем; о том, что психотерапия — процесс небыстрый, всё должно происходить аккуратно и минимально травматично.

К третьей сессии клиентка уже и сама поняла, что «волшебной таблетки», которая молниеносно избавила бы ее от всех проблем, на самом деле не существует; что за три сессии терапевт может сделать только эскиз, который имеет свойство меняться в процессе работы.

Для меня это был интересный, хотя и непростой опыт — иногда девушка буквально затапливала меня информацией и эмоциями. Большое спасибо моим супервизорам — они буквально поставили меня на ноги. К третьей сессии у меня уже были «плавательная шапочка» и «спасательный круг», чтобы не утонуть.

Сейчас клиентка думает, продолжать ли терапию дальше. Я готова к тому, что она может уйти. Руководитель нашей программы Андрей Владимирович часто говорит нам, что первые 100 клиентов должны от нас уйти, и что относиться к этому нужно совершенно спокойно. Если клиент ушел — значит, он не наш. Наш клиент нас найдет.

Недавно я начала работать с еще одной клиенткой. С ней всё совсем по-другому — как будто я включила другое кино или открыла новую книгу. Другой человек, с другим запросом, абсолютно другой мир.

С обеими девушками я работала онлайн. Следующую заявку буду подавать на очную работу — хочу получить и такой опыт.

Самое удивительное открытие, сделанное во время практики, — это когда ты молчишь, внимательно слушаешь человека и видишь, как благодаря этому у него начинает фонтанировать то, что он годами держал внутри себя. Как из маленьких частиц начинает складываться мозаика и буквально на твоих глазах создается какая-то картина. И тебе нужно очень точно поймать момент, когда можно внести свою интерпретацию и сделать это так, чтобы не разрушить картинку. Это, конечно, настоящее искусство. Я погружаюсь в него, наслаждаюсь и, в то же время, стою немного ошарашенная...

Татьяна Францева 

Допуск к практике я получила еще в начале февраля, это было несложно. Но потом довольно долго ждала встречи с первым клиентом. Размышляла, как это будет. Одновременно испытывала и воодушевление, и волнение, как перед первым свиданием.

Самому первому клиенту на момент, когда я связалась с ним, консультация психотерапевта была уже не нужна. Второй не вышел на связь. Но третий клиент откликнулся, у нас уже состоялась первая сессия. По моим ощущениям, она прошла хорошо, контакт с клиентом случился. Сейчас я готовлю материал для супервизии.

У меня уже есть своя личная практика, но в другом подходе, поэтому много переживаний было связано с тем, получится ли у меня практиковать в психоаналитическом методе, смогу ли я поменять свою психотерапевтическую позицию, найти опору.

Иногда я думаю, что коллегам, у которых практического опыта за плечами нет и которые начинают практику с нуля, в каком-то смысле даже проще — им ничего не мешает. Мне же необходимо особенно внимательно следить за тем, чтобы не смешивать эти два подхода в терапии клиента. На первой сессии с клиентом ЦПП я четко ощутила моменты развилки — когда мне нужно было выбирать, как откликаться и какие интервенции использовать. Это непростой выбор.

В будущем, конечно, настанет момент четкой идентификации себя с тем или иным направлением — у каждого метода свои законы, и нарушать их не стоит. Но пока какое-то время буду находиться в двух параллельных вселенных: со своими личным клиентам я работаю в прежнем методе, с клиентами ЦПП — в психоаналитическом.

Это невероятно ценный и обогащающий период в моей жизни, когда я могу примерять новое, расширять свой терапевтический инструмент, свою личность терапевта, чтобы видеть более широкую и объемную картину. 

Леонид Филатов 

— В конце прошлой недели я получил допуск к практике и сразу же подал заявку на первого клиента. Надеюсь, что вскоре начну практиковать, много думаю об этом. Возможно, это прозвучит несколько самонадеянно, но я почти не волнуюсь. Думаю, что на это есть две причины.

Первая заключается в том, что, работая учителем и завучем, я накопил довольно большой опыт разрешения трудных ситуаций, в которых мне приходилось находить общий язык с совершенно незнакомыми людьми. Успех в решении таких проблем целиком и полностью зависит от качества коммуникации и понимания психологической составляющей.

Вторая причина — это уровень профессиональной подготовки, которую дает наша магистерская программа. Конечно, мы изучаем большой объем теории, но особая ценность МП прежде всего заключается в огромном количестве практических занятий. Каждую неделю мы участвуем в многочисленных супервизиях, на которых рассматриваются реальные кейсы. Уже с первой недели первого курса на супервизиях можно не только присутствовать в качестве слушателя, но и самим комментировать материал, сопоставляя свои гипотезы с выводами опытных психоаналитиков и психотерапевтов.

Благодаря этому уже через несколько месяцев учебы ты имеешь представление о функционировании психики человека и о тех процессах, которые происходят между психотерапевтом и клиентом во время сессии. Эти знания защищают тебя от грубых ошибок в самом начале психотерапевтической практики.

На этой неделе я специально приехал в Москву, чтобы побывать на занятиях офлайн и вживую пообщаться со своими однокурсниками. Очень надеюсь, что у меня также получится приехать в конце мая — начале июня на защиты выпускных квалификационных работ слушателей второго курса.

За время учебы у нас сложилось уникальное студенческое сообщество. Здесь собрались люди, влюбленные в свою профессию. Они всегда рады поделиться своими знаниями и опытом, всегда готовы поддержать друг друга. Это не просто группа студентов — это коллектив, в котором люди мотивируют друг друга, обогащают новыми смыслами и создают атмосферу, которая способствует профессиональному росту.

Алексей Бахолдин 

— Допуск к практике я пока не оформил. Это абсолютно осознанное решение, у которого есть несколько причин.

В моей внешней реальности сейчас происходит большое количество различных событий, которые требуют много ресурсов — и внутренних, и временных. Поскольку психолог работает прежде всего с психическим, он должен, на мой взгляд, выходя на работу, быть в хорошей психологической форме. Если по каким-то причинам это невозможно, то он может навредить и себе, и клиенту.

Заповедь «не навреди» среди некоторых психологов не очень популярна, но я считаю, что она в нашей работе самая главная. Наша миссия — помогать, поэтому нам всегда нужно думать о клиенте и выстраивать работу таким образом, чтобы не навредить человеку. Какую пользу я принесу ему, если приду на сессию в выгоревшем состоянии? Получать же допуск просто ради того, чтобы он был, не хочу.

Вообще мой нынешний темп обучения кардинально отличается от того, который был у меня на программе по психоаналитическому бизнес-консультированию. Тогда я двигался вперед к знаниям на максимальной скорости, поглощал их как «жадный и голодный младенец». Достаточно оперативно получил допуск и рано начал практиковать. Это хороший путь, но часто это путь к выгоранию. Тут вспоминается хороший анекдот: «Долго ли умеючи? Умеючи, молодой человек, долго».

Сейчас, на третьем году обучения, я наконец-то последовал совету Андрея Владимировича Россохина о том, что двигаться нужно с черепашьей скоростью, и взял тот темп, который позволяет мне продолжать учебу, не терять связь с реальностью и при этом не выгореть окончательно. Наверное, в этом есть и влияние программы — на ней, кроме передачи ценных знаний и опыта, нас учат относиться к себе бережно. Думаю, что бережное отношение к клиенту начинается именно с этого — с бережного отношения к себе.

В ближайшие месяцы планирую сосредоточиться на дальнейшем изучении теоретических материалов по психоанализу и психотерапии. Это очень удобная часть программы — в нашем хранилище собрано большое количество материалов: лекций, презентаций, различной литературы — к которым всегда можно возвращаться и повторять. А к практике я, безусловно, приступлю, но чуть позже. Сейчас у меня такая скорость.

Татьяна Гарифуллина 

— Допуск к практике я пока не получила — нужно было доделать некоторые отчеты. Приступить к работе с клиентами, конечно, хочется. Многие однокурсники уже начали практиковать: с интересом слушаю, что они рассказывают.

За эти несколько месяцев учебы внутри меня произошли серьезные изменения. Я стала более лояльной, лучше понимаю людей. Уходит оценочная позиция, всё меньше возникает мыслей, вопросов: почему кто-то делает, думает вот так, а не по-другому?

Для меня учеба на программе — это что-то вроде терапии. Благодаря ей получаю много важных инсайтов. Отсюда и такие глубокие внутренние трансформации. Очень благодарна программе за это. В ближайшее время планирую написать эссе на эту тему.

А еще задумалась о том, чтобы возобновить свой личный анализ. Чувствую, что происходит много открытий, которые мне необходимо проработать.

*** 

О первой встрече с участниками проекта читайте в статье «Программная Одиссея. Начало».
Их впечатления от первого семестра опубликовали в канун Нового года в статье «Психоанализ помогает открывать новые смыслы».
Четвертую, финальную в этом учебном году встречу с нашими «Одиссеями» мы запланировали на начало июня. На ней подведем итоги первого года обучения и расспросим коллег о ближайших планах. До встречи! 

Если вы хотите освоить новую для себя профессию психоаналитического психотерапевта или изучить новый метод психотерапии - подавайте заявку к нам на обучение!

 

ПОДАТЬ ЗАЯВКУ НА ОБУЧЕНИЕ

 

***
 

Еще больше публикаций на тему психоанализа вы найдете в наших соцсетях ВКОНТАКТЕ или ТЕЛЕГРАМ.

Подробнее о программе можно узнать здесь – О ПРОГРАММЕ и ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.

Вы также можете посмотреть ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ или ЗАДАТЬ НАМ ВОПРОС.