• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Жизнь в эпоху диджитал: бесконечная гонка за своим отражением

Выпускница магистерской программы по психоанализу и психоаналитической психотерапии, психоаналитический психотерапевт Полина Чеботкевич провела глубокое и интересное исследование о том, как диджитал-реальность влияет на формирование и развитие психики человека. В своей работе «Символизация в эпоху диджитал — меланхолия разбитых зеркал» автор размышляет, к каким последствиям приводит долгое пребывание в цифровом зазеркалье и может ли психоанализ помочь выбраться из него.

Vitamin Creative Space and Sprüth Magers (RMB City)

Vitamin Creative Space and Sprüth Magers (RMB City)
Cao Fei

Преодолеть потерю

Во многих психоаналитических концепциях — от Фрейда до наших дней — прослеживается мысль о том, какое важное значение в психоанализе имеет символизация. Символизация — это работа по созданию репрезентаций (то есть представлений о каком-либо объекте), которая возможна лишь в отсутствие этого объекта. По мнению Уилфреда Биона, мышление начинается там, где нет вещи, а, следовательно, есть Я, отдельно существующее от вещи, мыслящее о ней. 
В результате репрезентационной активности формируется символ, который наша психика использует, чтобы принять амбивалентность отсутствующего объекта, факт его потери — с тем, чтобы затем научиться справляться с этой потерей.

Благодаря символам у человека развивается умение вести внутренний диалог с собой. Они помогают ему отделиться от других объектов, увидеть свое Я, принять его, признать существование себя не идеального, не всемогущего, не способного бесконечно управлять любыми объектами. С помощью символизации человек учится справляться с тревогой сепарации и переживать потерю исчезающего, неподвластного ему объекта.

По мнению аналитиков, внутренняя репрезентация, которая возникает у ребенка в момент отсутствия матери, способствует развитию у него творческих способностей. Малыш ожидает удовольствия — прихода объекта. Но он способен выдерживать это время и фрустрацию от того, что его желания не удовлетворяются здесь и сейчас. Пространство, время и язык — те спутники, которые помогают ребенку развиваться фантазийно и переживать это отсутствие с пользой для своего психического развития.

Дональд Винникотт в книге «Игра и реальность» пишет, что для того, чтобы это пространство для игры появилось, не нужно, чтобы объект отсутствовал очень долго. Но в то же время не надо, чтобы он был слишком «присутствующим», слишком близким.

Однако игра в эпоху диджитал приобретает совсем иные правила, которые делают ее безвыигрышной. 

Между двух стекол

Диджитал-реальность, представляющая собой тотально перцептивную среду, убивает репрезентацию, возможную лишь в отсутствие объекта. Это особенно хорошо прослеживается на примере поколения зумеров — людей, родившихся в период с 1996-го по 2017-й годы.

С раннего детства они попадают в своеобразное зазеркалье — мир, состоящий из бесконечных стекол гаджетов: мобильных телефонов, планшетов, цифровых камер.

Люди поколения зумеров фактически рождены со смартфоном в руках. Они, в буквальном смысле, с пеленок постоянно находятся под прицелом камер, что делает их одновременно актерами и зрителями, наблюдающими непрерывное шоу и участвующих в нем.

Психически зумер существует как будто между двух стекол, дающих ему достаточно света, но совсем не дающие тепла человеческого восприятия. Одно стекло отделяет его от внешнего мира — это стекло чужого смартфона или камеры, устремленное на него с рождения. Другое стекло — стекло его собственного гаджета, которое отделяет человека от собственных чувств и желаний.

С детства зумерам уготована странная и новая для психологии участь — всегда быть чересчур на виду внешне, при этом неконтейнируемыми и непонимаемыми, поскольку их чувства упираются в стекло, а не разделяются с другим — сочувствующим, живым человеком.

Vitamin Creative Space and Sprüth Magers (China Tracy and her baby in RMB City in 2009)
Cao Fei

Касанием пальца

Возможность видеозвонков и общения с родителями посредством интернета, телефона, текстовых, фото- или видеосообщений создает иллюзию доступности и непрерывности общения, когда контакт можно установить в любой момент парой касаний пальцев. Объект всегда иллюзорно и частично доступен, причем, в случае младенца и ребенка младшего возраста, доступен внезапно, преследующе, без соблюдения временных границ. Иными словами, у ребенка не может сформироваться никакого привычного ощущения того, где и сколько он будет ожидать мать и когда и откуда она появится.

Невозможность прожить потерю объекта, поскольку он никогда не был найден, формирует нарциссическое отношение к объектам, ведь все они — всего лишь зеркала. А значит, развития психики через горе их утраты не происходит.

Живя в цифровом мире, будто в доме без стен, где объекты заменяемы и ненадежны, исчезают и появляются на экранах мониторов без всякой предсказуемости, современные пациенты часто обрекают себя на бесчувствие как на наиболее экономически выгодный путь к существованию. Ведь требуются колоссальные психические силы, чтобы избегать привязанности к ненадежному объекту, сохранять дистанцию, изолировать от себя собственные чувства, скрывая их за интеллектуализацией и пустой речью.

«Мир должен знать, что я ем» 

Между тем, именно язык и речь — наиболее эффективные способы формирования репрезентаций, развития мышления и идентичности человека. Речь создает палитры смыслов, она позволяет человеку развиваться психически и символизировать.

В цифровом мире, где всё визуализировано, слова заменяют знаки препинания и эмодзи, эмоции — лайки и просмотры. Речь становится уплощенной, избегающей чувств, способных обострить внутренние конфликты.

При этом диджитал-среда активно использует контент, сужающий вербальную символизацию, — комиксы, компьютерные игры, презентации, короткий видеоряд.
Редукция языка и речи, довольно ограниченный набор эмодзи, смайлов, стикеров и мемов приводят к отсутствию у человека каких-либо чувств, которые не укладываются в этот универсальный набор.

Система «лайков» — настоящий современный наркотик. Это те самые символы общественного одобрения, которых зумеру всегда не хватает. Их отсутствие возбуждает в человеке колоссальную тревогу и желание действовать без возможности остановить гонку за одобрением.

В цифровой реальности человек даже при получении базовых удовольствий (таких, как еда) не испытывает полного удовлетворения, если не видит одобрительной реакции со стороны подписчиков. Нарциссическая подпитка внешним общественным Идеалом Я становится всё более необходимой. Ее отсутствие лишает человека покоя, побуждает к постоянному демонстративному действию: «Мир должен знать, что я ем!». Или: «Не выложил — значит, не съел!».

Зумер находит подтверждение своего существования исключительно через внешнюю среду — он есть лишь то, что известно о нем миру, и на что от мира есть обратная реакция, пусть даже выраженная только в форме «лайка». Всё подчинено не проживанию и собственному психическому развитию, но демонстрации существования. Количество просмотров полностью заменяет собой качество связей и объектов, эту связь возвращающих. Все объекты становятся лишь чередой бесконечных зеркал, отражение в которых нужно приобретать любой ценой, невзирая на качество самого зеркала.

Эта нескончаемая гонка за своим отражением обедняет психику, становится засасывающей воронкой зависимости от бесконечно меняющихся объектов — выкидывания «негодных зеркал» и поиска новых.

Движением пальца в этом мире создаются и разрушаются отношения, шлются подарки, цветы и письма, совершаются сделки. Фантазия волшебной палочки фактически воплощена в жизнь. 

Страх точки

Впрочем, у этой иллюзии всемогущества есть обратная сторона — постоянный страх того, что не только ты одним движением пальца можешь стереть кого-то, ставшего ненужным, из своей реальности, но и ты можешь быть стерт другим. Именно поэтому многие так боятся, например, получить сообщение с точкой в конце предложения. Это явление называется пунктумофобия.

С психоаналитической точки зрения этот знак препинания действительно имеет важное символическое значение. Точка разделяет себя и Другого — проводит совершенно очевидную и недвусмысленную границу окончания речи.

Кто-то интерпретирует этот символ так: «Я сказал всё, что считал нужным, — дальнейшее зависит от тебя». Другие воспринимают его еще более травматично: «Мне больше нечего сказать, я готов закончить диалог». Вкупе с отсутствием в тексте смайлов точка «слышится» как отвержение, как незаинтересованность объекта в общении, и становится, в буквальном смысле, нарциссическим ударом для человека. Она лишает иллюзии постоянной доступности субъекта и его готовности отражать.

Vitamin Creative Space and Sprüth Magers (The virtual world of RMB City tested and pushed the boundaries of existence by transcending material limitations)
Cao Fei

«Управляемая разнузданность»

Страх, связанный с неизбежностью разрыва связи, не позволяет инвестировать объекты и саму связь либидинально. Спасая себя от боли грядущего расставания, человек вынужден атаковать саму идею пары, состоящей из двоих и их уникальных отношений. Следствием этого становится прогрессирующая десексуализация, отказ от полоролевой идентичности, отрицание разницы полов и разницы поколений.

Бодрийяр называет это «управляемой разнузданностью», которая представляет собой коллективную, обезличенную среду, где нет ни субъекта, ни объекта, а сексуальность становится нарциссической и скучающей сама с собой.

Тело, некогда обладавшее мощным сексуальным потенциалом при вытеснении, запретности порнографичности, во времена зумеров расколдовано окончательно, лишено какой бы то ни было загадочности и очарования. Оно становится лишь манекеном, симулирующим идеальную сексуальность, но не имеющим пола. 
Общая десексуализация у поколения зумеров мирно сосуществует с бисексуальностью. Желание обладать половыми органами обоих полов освобождает от необходимости контакта и дарит иллюзию аутоэротизма и ненуждаемости в объекте.

Таким образом, отказываясь от проживания собственных конфликтов, потерь, противоречий и влечений, человек отказывается и от развития. Разговаривая с электронными помощниками, посылая смайл вместо слов «я тебя целую» и стикер — вместо букета цветов, люди отдаляются друг от друга, но, что еще более важно, отдаляются от себя.

Увидеть себя настоящего

В эпоху диджитал работа психоаналитика с его умением говорить, связывать, ассоциировать, шутить, создавать вербальные метафоры становится невероятно важной, поскольку сами люди не в состоянии это делать.

Психотерапевт, предоставляя свою речь и свое психическое пространство для символизации, постепенно оживляет речь пациента; связывает, ищет в его словах его репрезентации, его конфликты и парадоксы, его личные маяки и якоря, его историю.

Это долгая и непростая работа, которая часто может причинять пациенту боль. Поэтому терапевту нужно быть терпеливым и помнить, что разговор, даже о болезненном и травматичном, делает богаче через страдания, ненависть, зависть, боль. С помощью диалога с другим пациент учится говорить о себе, находить новые и важные для себя слова, смыслы и ракурсы.

Именно эта кропотливая работа способна вывести человека из замкнутого, холодного пространства диджитала в реальный, живой мир, где он наконец-то может взглянуть на себя настоящего, не украшенного чужими «лайками».

***
Полностью статью Полины Чеботкевич «Символизация в эпоху диджитал — меланхолия разбитых зеркал» вы можете прочитать в нашем «Журнале клинического и прикладного психоанализа»

***
 

Еще больше публикаций на тему психоанализа вы найдете в наших соцсетях ВКОНТАКТЕ или ТЕЛЕГРАМ.

Подробнее о программе можно узнать здесь – О ПРОГРАММЕ и ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.

Вы также можете посмотреть ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ, подать ЗАЯВКУ НА ОБУЧЕНИЕ или ЗАДАТЬ НАМ ВОПРОС.