• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
22
Март

Об остроумии, юморе и удовольствии

«Что такое юмор? Это спасение. А что такое слезы? Это жизнь. Поэтому смех сквозь слезы — наше самое главное достижение за все годы существования». Слова известного писателя-сатирика Михаила Жванецкого мы вспомнили неслучайно. Сегодня в очередном выпуске рубрики «Книжная полка» решили поговорить о юморе, в том числе о чувстве юмора Зигмунда Фрейда, и подобрали его статьи на эту тему.

Об остроумии, юморе и удовольствии

«Остроумие и его отношение к бессознательному». Зигмунд Фрейд

В этой статье основатель психоанализа рассуждает о связи остроумия с комическим. Приводит примеры поэтов и философов, обращавшихся к этой теме, и называет основные особенности остроумия. Это меткое игривое суждение (например, анекдот), которое сочетает несочетаемое. Оно основано на контрасте и улавливании того, что скрыто.

Фрейд задается вопросом: какие психические процессы способствуют проявлению остроумия? По его мнению, это сгущение и смещение (те же самые, что и в снах). Проявляться они могут в виде смешанных слов. Автор приводит множество примеров.

Злое остроумие Европы окрестило однажды одного монарха “Клеопольдом” вместо Леопольда — из-за его отношений к одной даме по имени Клео, — пишет Фрейд. — Это — несомненная работа сгущения, которая присоединением одной-единственной буквы постоянно делает неприятный намек.

Еще один пример — про ветреного молодого человека. Он вел себя легкомысленно, жил на чужбине и однажды навестил старого друга. Тот опешил, увидев на пальце «путешественника» обручальное кольцо. «Как? Ты женат?» — удивленно спросил друг. «Венчально, но факт», — ответил наш герой. Согласно Фрейду, острота была великолепна: она сочетала в себе и обручальное кольцо, превращенное в «венчание» и сожаление, выраженное словом «печально».

О том, какие еще психические механизмы действуют при образовании острот, и на что направлено остроумие — читайте в статье «Остроумие и его отношение к бессознательному».

«Юмор». Зигмунд Фрейд

В этой статье Фрейд продолжает свои размышления на тему юмора. Он отмечает двоякость юмористического процесса. С одной стороны, в нем может участвовать только один человек (это те случаи, когда мы с помощью юмора успокаиваем сами себя). А с другой — это может быть совместное проживание юмора. Например, когда мы смотрим комедии или читаем юмористические рассказы, мы становимся «соучастниками» в получении удовольствия от шуток.

Рассуждая о привлекательности юмора, основатель психоанализа пишет:

Без сомнения, сущность юмора состоит в ослаблении своих аффектов, к которым как бы подталкивала ситуация, и шуткой отделываться возможности проявления таких чувств.

Чаще всего мы видим человека, который шутит, в ситуациях, которые предполагают сильную эмоциональную реакцию: гнев, сожаление, испуг, отчаяние. Однако наше  «эмоциональное ожидание» как зрителей «обманывается»: вместо аффекта появляется шутка, которая приносит эмоциональное удовольствие всем. И тому, кто ее произнес, и тому, кто услышал.

Но каким образом образуется та психическая установка, которая вместо аффективной разрядки предлагает юмористическое удовольствие? Об этом можно прочитать в статье «Юмор».

«Читая Фрейда: изучение трудов Фрейда в хронологической перспективе». Жан-Мишель Кинодо

В этой книге психоаналитика и супервизора Швейцарского психоаналитического общества можно узнать про отношение к юмору самого Фрейда.

Оказывается, основатель психоанализа обладал тонким чувством юмора — его переписка изобилует забавными анекдотами, а современники отмечали его способность найти смешную сторону практически в любой ситуации.

Например, когда Фрейд покидал Австрию, чтобы искать убежища в Лондоне, подписывая по требованию властей Германии декларацию о том, что он не подвергался преследованиям, психоаналитик сопроводил ее комментарием, показывающим его чувство юмора: «От всего сердца могу рекомендовать Гестапо каждому».

Основатель психоанализа коллекционировал всевозможные остроты и еврейские анекдоты. Возможно, именно поэтому он захотел обнаружить «скрытые пружины смеха» (по выражению Кинодо). И обнаружил.

О том, как Фрейд работал над статьями на тему юмора, и о том, кто исследовал юмор после него, можно прочитать в книге Жана-Мишеля Кинодо.

***

На нашем сайте также опубликованы подборки книг на разные темы:

***
 

Еще больше публикаций на тему психоанализа вы найдете в наших соцсетях ВКОНТАКТЕ или ТЕЛЕГРАМ.

Подробнее о программе можно узнать здесь – О ПРОГРАММЕ и ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.

Вы также можете посмотреть ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ или ЗАДАТЬ НАМ ВОПРОС.