• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
22
Март

Дональд Винникотт: оставаться живым до конца

7 апреля исполняется 127 лет со дня рождения выдающегося британского психоаналитика, педиатра Дональда Винникотта. Его имя хорошо известно не только в научных кругах, но и широкой публике — Винникотт помог тысячам родителей лучше понять своих детей. О том, как проходило его профессиональное становление и какую роль в этом сыграли детские травмы, читайте в нашей новой статье.

Дональд Винникотт

Дональд Винникотт

Обратная сторона благополучия

Легендарный психоаналитик родился в ночь на 7 апреля 1896 года в британском городе Плимуте, в семье Джона Фредерика Винникотта и его жены Элизабет. Винникотт-старший был успешным обеспеченным предпринимателем (он торговал галантерейными товарами), а также вел активную общественную работу. Его даже избрали мэром Плимута, а позже за заслуги на этом посту удостоили дворянского звания.

Дональд Винникотт был младшим ребенком — в семье, кроме него, росли две сестры (одна старше на шесть лет, другая — на пять). Обе обожали маленького Дональда. Вообще его детство прошло в мире, в котором присутствовали, в основном, женщины — мать, бабушка, кормилица, старшие сестры, гувернантка.

Отец в воспитании детей участвовал мало. Он часто был занят коммерческими или административными делами, на общение с дочерьми и сыном времени почти не оставалось. «Однажды, когда я задал ему вопрос, который мог бы втянуть нас в бесконечную дискуссию, отец ограничился тем, что сказал мне: “Прочтите Библию — там вы найдете хороший ответ”», — вспоминал психоаналитик.

Отношения Дональда с матерью складывались тоже непросто. Элизабет была очень религиозна, а еще — склонна к депрессиям. Дональд, как мог, старался поддержать, подбодрить мать. С этим этапом в жизни психоаналитика, возможно, связаны его последующие размышления о роли влияния матери на развитие психики ребенка, а также о формировании у него так называемого ложного Я. Ложное Я — это, по мнению Винникотта, что-то вроде защиты, маски, за которой ребенок прячет свои истинные желания, стремясь быть тем, кем хотят видеть его другие (например, мать).

Со стороны такие дети кажутся милыми, вежливыми, воспитанными, прекрасно адаптированными к жизни. Но в глубине души они чувствуют себя пустыми, мертвыми, фальшивыми; не понимающими, кто они есть, на самом деле.

«Всегда покладистый ребенок — это, на самом деле, страшно, — напишет позже Винникотт. — Это означает, что родители дорогой ценой покупают себе спокойствие, и рано или поздно кому-то придется за это платить — им или обществу».

Перелом

Впрочем, сам Винникотт был покладистым лишь до поры до времени. В 13 лет родители отправили его в частную школу в Кембридже — изучать юриспруденцию. У отца будущего психоаналитика были на сына большие планы — Фредерик рассчитывал, что Дональд продолжит семейный бизнес.

Возможно, так оно и случилось бы, если бы мальчик не сломал в школе ключицу. С этого события начался его интерес к медицине. В своем дневнике он написал, что хотел бы лечить себя. Дональд увлекся биологией, анатомией, изучал теорию Дарвина. Отец был разочарован, но препятствовать желанию сына получить медицинское образование не стал.

Закончив школу, Винникотт поступил сначала в колледж, затем — в Кембриджский университет. Из-за начавшейся Первой мировой войны учебу пришлось прервать. В 1917 году Винникотт отправился на фронт добровольцем. Будущий психоаналитик служил на флоте — был младшим судовым врачом на крейсере «Люцифер».

В 1920-м Винникотт демобилизовался, после чего вернулся в университет, который закончил через три года. 1923-й стал знаковым в его жизни. В тот год он не только получил диплом врача, поступил на работу в детскую больницу на Паддингтон Грин в Лондоне, но еще и женился (первой супругой Дональда стала художник-керамист Элис Тейлор, их брак продлился 26 лет). Эта работа научила его искусству внимательно слушать — самому главному навыку в работе психоаналитика.

Знакомство с психоанализом

Дональд Винникотт заинтересовался трудами Фрейда еще в студенческие годы. 

В 27 лет он решил пройти личный анализ. С просьбой об этом Винникотт обратился к основателю Британского психоаналитического общества Эрнсту Джонсу. Тот рекомендовал молодому педиатру Джеймса Стрэйчи — молодого, многообещающего британского психоаналитика.

Впоследствии это знакомство дорого стоило Винникотту. Выяснилось, что Стрейчи нарушил конфиденциальность, рассказав своей жене некоторые пикантные подробности о своем пациенте. Тем не менее, именно Стрейчи Винникотт обязан знакомством с психоаналитиком Мелани Кляйн, стоявшей у истоков детского психоанализа и теории объектных отношений. Ее идеи оказали глубокое влияние на Винникотта. Они подтверждали его собственные наблюдения и выводы о том, что ребенок — это личность, способная мыслить, чувствовать, фантазировать. Позже дороги Винникотта и Кляйн разошлись, но в тот период ее теории поглотили Дональда целиком.

В 1927 году Винникотт начал обучение в Британском психоаналитическом обществе, которое длилось семь лет. Одновременно он продолжал практиковать как педиатр. Неудивительно, что его психоаналитические исследования были сфокусированы на самом начальном этапе  жизни человека — на детстве — и на роли родителей, особенно матери, в формировании психики ребенка.

«Такого понятия, как ребенок, не существует», — говорил Винникотт, имея в виду, что разум младенца развивается в диаде с матерью. А значит, ее личность, мысли, чувства самым непосредственным образом влияют на становление маленького человека.

Дональд Винникотт

Война и дети

В правоте своих выводов Дональд Винникотт убедился во время Второй мировой войны. В тот период он активно сотрудничал с правительственной комиссией по эвакуации детей. Большинство его маленьких пациентов были подавлены из-за разлуки с матерями. Часто это приводило к серьезным нарушениям в их психике.

Кстати, благодаря этой работе Винникотт познакомился с Клэр Бриттон — выдающимся британским соцработником, психиатром, сыгравшей ключевую роль в принятии в 1948 году Закона о детях. Вместе они лечили эвакуированных детей; размышляли над тем, как влияет война на их поведение.

Наблюдения за эвакуированными детьми натолкнули психоаналитика на мысль о том, какую важную роль в жизни человека, особенно ребенка, имеет игра. По мнению Винникотта, это тот самый ключ к психологическому благополучию, который позволяет детям чувствовать себя по-настоящему живыми. Психоаналитик считал, что в любом возрасте игра способствует развитию в человеке Истинного Я.

Сотрудничество Дональда Винникотта и Клэр Бриттон продолжилось и после войны. В 1951-м они поженились и прожили вместе 20 лет. Клэр во всем поддерживала мужа. Во многом благодаря ей он состоялся не только как психоаналитик, но и как преподаватель, писатель, автор обучающих программ и радиолекций для родителей. 

Разговор с родителями

Первая лекция Винникотта на радио BBC состоялась в 1943-м. Серия передач, посвященная различным вопросам по воспитанию детей, выходила в эфир почти 20 лет, до 1962-го, и имела колоссальный успех. Психоаналитик обладал талантом объяснять сложные вещи понятным языком. А еще он стал тем человеком, который вернул тысячам родителей веру в себя и избавил их от чувства вины за то, что они якобы делают что-то не так в отношении своих детей.

Винникотт был первым, кто сказал, что иногда матери поначалу не любят своих детей, и это — нормально, потому что «любовь — вещь сложная, а не просто инстинкт».

Знаете ли вы, что множество мам не любят своих собственных детей к моменту, когда родили их? Они чувствуют себя ужасно, в точности как мачехи. Насколько им будет легче, если они заранее услышат, что любовь — это нечто, что может прийти само, но не может быть включено по желанию, — размышляет психоаналитик в своей книге “Разговор с родителями”. —  Я знал многих, кто жил в страхе, как бы вдруг не оказалось, что они покалечили свое собственное дитя. Они не могли говорить о своих трудностях, так как казалось невероятным, что их могут в этом понять. В природе человека так много глубоко скрытого, и лично я бы предпочел быть ребенком матери, которой присущи все внутренние конфликты человеческого бытия, и не хотел бы, чтобы меня нянчила женщина, для которой всё легко и просто, которая знает все ответы и чужда сомнениям.

Винникотт ввел понятие «достаточно хорошая мать», которое считается революционным. Это мать, которая заботится о своем ребенке, прислушивается к его потребностям. Да, она не идеальна, совершает ошибки, но затем исправляет их, тем самым давая малышу возможность адаптироваться к реальному миру и помогая ему стать самостоятельным взрослым.

Вопреки правилам

В своих выступлениях и статьях Дональд Винникотт постоянно повторял: «Лучшее, что могут сделать специалисты, — оставить матерей в покое». Это было нетипично для того времени. Но он вообще был довольно нетипичным психоаналитиком, а его техника во многом противоречила принятым в психологии правилам.

Например, он поддерживал дружеские отношения со своими маленькими пациентами и их родителями, мог взять ребенка на руки или продлить сеанс на три часа. А однажды Винникотт оплатил психоаналитическое лечение одной сложной пациентки, которая благодаря этому смогла пройти длительный анализ у коллеги психоаналитика.

Впрочем, это несоответствие общепринятым нормам не помешало ему возглавить в 1956 году Британское психоаналитическое общество. Винникотт был его президентом в течение двух сроков. 
В 60-х годах у психоаналитика обострились проблемы с сердцем, которые начались еще в конце 1940-х. Из-за этого ему пришлось оставить службу в детской больнице на Паддингтон Грин, которой он отдал 40 лет жизни.

Винникотт чувствовал, что умирает, и готовился к смерти. Самым важным для него было сохранить до конца интеллект и клиническую проницательность. В своем дневнике он записал молитву: «Господи! Сделай так, чтобы, когда я буду умирать, я еще был живым».

Дональд Винникотт умер в 1971 году от инфаркта. Несмотря на признание коллег, у него не было собственной психоаналитической школы или группы последователей, которые пропагандировали бы его теории после его смерти.

«У него может не быть преемника, — писал психоаналитик Жан-Бертран Понталис, — никого, кто мог бы назвать его своим учителем. И это очень хорошо. С учителями психоанализ может просуществовать некоторое время. Без учителя у него есть шанс жить бесконечно долго».

***
На нашем сайте вы можете найти истории других выдающихся психоаналитиков:

 

***
 

Еще больше публикаций на тему психоанализа вы найдете в наших соцсетях ВКОНТАКТЕ или ТЕЛЕГРАМ.

Подробнее о программе можно узнать здесь – О ПРОГРАММЕ и ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.

Вы также можете посмотреть ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ или ЗАДАТЬ НАМ ВОПРОС.