• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Мама, отведи меня к доктору Винникотту»

Сегодня в нашем «Психологическом сообществе» поговорим о Пигле — маленькой пациентке выдающегося британского психоаналитика Дональда Винникотта. Ее настоящее имя — Габриэль, а ее история, опубликованная после смерти аналитика, сразу же стала классикой детского психоанализа. О психоаналитическом лечении двухлетней девочки, ее внутренних конфликтах и дальнейшей судьбе читайте в нашем материале.

Фрагмент работы «Maybe»

Фрагмент работы «Maybe»
Urs Fischer (2018)

Завораживающий документ

История Пигли — это своеобразный отчет Винникотта о работе с пациенткой. Записи аналитика после сеанса, его комментарии, заметки на полях и письма родителей девочки, в которых сообщается о ее состоянии между сеансами. Редактор книги, доктор философии Ицхак Рэмзи назвал ее «проникновенным и завораживающим документом».

Этому произведению суждено остаться красноречивым примером редкой клинической проницательности и бесценной иллюстрацией теории и техники одного из выдающихся и творчески мыслящих мастеров психоаналитического лечения ребенка, — писал Рэмзи.

Книга позволяет читателю прикоснуться к работе легендарного Дональда Винникотта. Комментируя ход лечения, британский психоаналитик дает возможность не только «заглянуть» в свой кабинет, но и понять, и уловить ход его мыслей: что, как и зачем он сказал и почему именно в этот момент.

«Это — живой рассказ о двух людях, работающих и играющих вместе с намеренной интенсивностью и удовольствием. Драматизация внутреннего мира девочки позволяет ей переживать и играть с теми фантазиями, которые больше всего ее беспокоят. Это происходит в малых дозах и в обстановке, достаточно безопасной благодаря искусству терапевта», — писала Клэр Винникотт в предисловии к книге своего мужа.

Бабака и черная мама

История началась в 1964 году — Габриэль было два года и четыре месяца, когда ее родители написали Дональду Винникотту.

«Некая обеспокоенность не дает ей уснуть по ночам и иногда, видимо, сказывается на общем качестве ее жизни», — писала мама девочки британскому педиатру и психоаналитику.

Из материала пациентки известно, что девочка легко впадала в скуку и депрессию, внезапно становилась очень чувствительной к отношениям с окружающими (и особенно к своей собственной идентичности). Габриэль отказывалась быть самой собой и говорила: «Я мама. Я малышка». То она лепетала несвойственным ей высоким голосом, то серьезно говорила низким.

С самого раннего возраста проявляла сильные, страстные чувства по отношению к отцу, но была несколько своевольна с матерью. После рождения сестры Сюзанны (появившейся на свет, когда Габриэль не было и двух лет), стала явно сдержанней по отношению к отцу и более расположена к матери.

Поводом для обращения к психоаналитику стали фантазии девочки. Первая — про «черных» маму и папу. «Черная мама» приходит по ночам, иногда сажает Габриэль на горшок, живет у нее в животике, часто болеет и ее сложно вылечить.

Вторая фантазия — о «бабаке» — месте, где бывают мама с папой (вместе или по одиночке). Каждую ночь девочка просит мать рассказать всё о бабаке. Иногда в фантазиях Габриэль появляется «черная Пигля». В Англии «Пигля» (the piggle) — это ласковое обращение к маленьким детям. Родители Габриэлы тоже ее так называли. Но самой девочке это не нравилось, потому что в ее представлении все Пигли были черные и плохие.

Поведение девочки изменилось, когда мама сообщила ей, что написала письмо доктору, который разбирается в бабаках и черных мамах. 
«Дважды она, как бы ни с того ни с сего просила меня: “Мама, отведи меня к доктору Винникотту”», — вспоминает мать.

Терапия по требованию

Терапия продолжалась два с половиной года, за это время прошло 16 консультаций. Встречи были нерегулярными, Винникотт принимал свою пациентку «по ее требованию». Аналитик считал, что психоанализ ребенка должен проводиться либо в ходе ежедневных сеансов (что было невозможно в случае Пигли), либо в процессе приемов по требованию.

В процессе работы проявились фантазии Габриэль, связанные с рождением детей, эдипов конфликт, фантазмы о первосцене и мысли о мужской и женской сексуальности. Можно было работать и с ее амбивалентным отношением к матери.

Иногда мать (в фантазиях девочки) должна была упасть и пораниться, однако именно Пигля была тем человеком, который помогал ей поправиться. Ненависть и любовь к матери возникали одновременно.

Изменения, связанные с рождением нового ребенка, привнесли тревогу, ограничение свободы и кошмары в жизнь Габриэль.

Винникотт предположил, что «черная мама» — это мама, утроба которой — «черная», поскольку из нее появляется сиблинг. Черная мама — это еще и отщепленная часть самой Пигли, связанная с ее сестренкой Сюзи. Все это проявилось в процессе удивительной игры, где привычные детские игрушки на каждом сеансе становились чем-то большим и приобретали новые смыслы…

Винникотт считал психоаналитическое лечение Габриэль незаконченным.

«Мне представляется сомнительным, что детский психоанализ следует полагать завершенным, когда пациент еще так молод, что процессы развития начинают преобладать, как только появляются успехи в анализе, — писал он. — Со временем становится очень трудно провести различие между клиническим улучшением и эмоциональным развитием, между работой, проделанной при лечении, и ныне высвобожденными процессами взросления».

Девушка Габриэль

Спустя несколько лет после окончания лечения родители девочки (ребенку на тот момент было 14-15 лет) писали:

Габриэль — раскованная, непосредственная девушка, очень похожая на своих сверстниц по школе. Судя по всему, она вновь обрела чувство душевного равновесия, которое утратила перед началом лечения.

Несмотря на то, что в восемь лет у девочки были сложности в школе (ей было нелегко и скучно учиться читать), в подростковом возрасте она всегда могла найти что-то интересное в своих занятиях, а ее главным увлечением стало выращивание домашних растений.

Спустя годы американский психоаналитик Дебора Люпниц (Deborah Luepnitz) нашла Габриэль. В книге «В поисках Пигли» она делится своими мыслями по поводу этой истории, беседами со взрослой Габриэль и предлагает узнать больше о работе Винникотта со своей пациенткой.

В процессе разговоров с Габриэль выяснилось, что мать девочки была из очень богатой семьи. Ей пришлось покинуть свою родину, Чехословакию, чтобы выжить во время Холокоста, в период которого погибла большая часть ее семьи. Мать попала в английскую школу-интернат, из которой в возрасте 18-ти лет отправилась в Париж за восьмилетним братом.

Благодаря беседам Деборы Люпниц с Габриэль по-новому звучит собственное имя девочки. Родители называли ее Пиглей не только потому, что это было ласковым обращением к детям. Дело в том, что «Габриэль» ассоциировалось с именем ее тети-тезки, которая погибла в концлагере. Это добавляет в историю Пигли еще одну важнейшую линию — трансгенерационной передачи травмы.

К случаю этой пациентки Винникотта продолжают обращаться психоаналитики разных школ. В попытках переосмыслить этот клинический опыт открываются всё новые и новые грани не только психики Габриэль, но и детской психики в целом.

Перечитывая классику

На нашей программе есть отдельный курс по психоаналитическому разбору «Пигли». Слушатели читают бесценную книгу Винникотта вместе с Еленой Владимировной Жалюнене — опытным психиатром и психоаналитиком. Ее комментарии и пояснения, живая дискуссия с магистрантами помогают уловить нюансы работы выдающегося мастера — доктора Винникотта.

При чтении работы Дональда Винникотта на лекциях, для меня создавалось впечатление полноценной супервизии, — пишет в своем эссе слушательница второго курса МП Евгения Аксенова. — Это не звучало просто как теоретические знания. Наоборот, рассказ был очень живым и это вовлекало. Казалось, что Винникотт получает истинное удовольствие от работы с Габриэль.

Если вы хотите присоединиться к обсуждению этой книги или узнать больше о психоанализе, приглашаем вас на нашу программу! Совсем скоро мы начнем прием документов, а пока можно оставить заявку на обучение.

***
 

Еще больше публикаций на тему психоанализа вы найдете в наших соцсетях ВКОНТАКТЕ или ТЕЛЕГРАМ.

Подробнее о программе можно узнать здесь – О ПРОГРАММЕ и ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.

Вы также можете посмотреть ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ, подать ЗАЯВКУ НА ОБУЧЕНИЕ или ЗАДАТЬ НАМ ВОПРОС.