Океан темных воспоминаний и вселенский трепет бытия
В работе «Трудности на пути психоанализа» Фрейд писал, что в исторической перспективе человек был «ранен» трижды. В первый раз, когда Коперник обнаружил, что Земля — не центр Вселенной, во второй — когда Дарвин предположил, что человек произошел из животного мира. В третий – когда сам Фрейд показал, что человек — не хозяин собственной мысли, ей управляет бессознательное.
Но что помогло Фрейду сделать это открытие? Слушатель нашей программы Александр Горбенко в своем эссе рассуждает о том, как менялись представления о бессознательном со времен античных мыслителей, и что стало фундаментом для открытия Фрейда.
Основа метода
Понятие бессознательного — ключевое в изучении психоаналитического метода. Для многих людей времен Фрейда понимание того, что психикой руководит не сознательная часть, стало нарциссической раной, люди услышали, что они «не хозяева в собственном доме».
Бессознательное — это совокупность психических состояний и процессов, которые осуществляются без участия сознания. Это определение достаточно простое, при этом отражает суть: эта часть психического аппарата действует в обход сознания.
Интересно, как сам Фрейд пришел к пониманию бессознательного? Какие предпосылки в изучении этого вопроса помогли ему сформулировать свою теорию? Кем были его предшественники?
Ответить на эти вопросы поможет фундаментальный труд Генри Элленбергера «Открытие бессознательного», где он обобщил представления о бессознательном так, как его понимали и изучали до Фрейда.
Знание, которое есть в нас
Греческие философы Сократ и Платон развивали учение об анамнезисе, то есть знании как припоминании. Можно предположить, что в процессе аналитической работы могут возникнуть различные воспоминания, которые дадут возможность погрузиться в прошлое и узнать что-то, о чем сознанию не было известно.
Спиноза говорил о неосознаваемых причинах, которые определяют желание. Впоследствии Фрейд из этого утверждения создал свое учение о влечениях, где желание является репрезентантом (представителем) влечений, то есть неосознаваемых причин желаний.
Кант, величайший немецкий философ, развивал учение об интуитивном понимании, которое, в свою очередь, черпало предположения, догадки из бессознательного. Это говорит о том, что знание уже есть в нас — и через репрезентации, предположения, интуицию оно помогает нам понять что-то без доказательств и логики.
Шопенгауэр рассматривал бессознательное как «стихийное жизненное начало, многоликое проявление воли в мире». В его учении бессознательное — это иррациональное начало, которое не имеет логики, неподвластно законам и контролю, стихийно, хаотично и всемогуще. Поступки, которые нельзя объяснить, исходят из бессознательных влечений.
Ницше говорил об экстазе Диониса как о полном погружении в поток мировой жизни, где человек стремится слиться со вселенским трепетом бытия.
Концепция бессознательного
Впервые концепцию бессознательного выдвинул Готлиб Вильгельм Лейбниц. Он считал бессознательное низшей формой душевной деятельности (в этом определение Лейбница совпадает с современным пониманием бессознательного).
Немецкий ученый и философ размышлял о процессах, которые лежат за пределами сознательных представлений (их он символически определял как островки, возвышающиеся над океаном тёмных восприятий). Под океаном он понимал бессознательное, которое ему представлялось непостижимым, безграничным, многообразным, содержащим в себе много тайн.
Другой немецкий философ и психолог — Иоганн Фридрих Гербарт — разрабатывал концепции ассоциативной психологии. Он рассматривал бессознательное с динамических позиций, разделяя сознание на три области: ясность сознания, сознательное, бессознательное. Эта модель очень близка к фрейдовской.
Модель психического аппарата
Гербарт указывал, что между тремя частями сознания есть некая граница (порог), через которую проходит или задерживается материал. Немецкий психолог выделил процесс вытеснения, посредством которого материал переходит из сознания в бессознательное, а обратный переход возможен за счет силы самого представления и количества связи этого представления с количеством прошлого опыта.
Еще одним исследователем бессознательного был Эдуард фон Гартман. В своей работе «Философия бессознательного» он ссылается на Шеллинга и Шопенгауэра, и рассматривает бессознательное как абсолютное начало жизни во всех его обнаружениях.
Подводя итог, можно сказать, что проблемой бессознательного занимались многие умы прошлого, внесшие большой вклад в изучение этого феномена, что дало возможность Фрейду сделать свое открытие.
«Бессознательное — это не только название временно скрытого, — писал основатель психоанализа. — Это особая душевная область со своими собственными желаниями, способом их выражения и свойственными ему душевными механизмами». Возможность получить доступ к ней дает психоанализ.
***
Еще больше публикаций на тему психоанализа вы найдете в наших соцсетях ВКОНТАКТЕ или ТЕЛЕГРАМ.
Подробнее о программе можно узнать здесь – О ПРОГРАММЕ и ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.
Вы также можете посмотреть ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ или ЗАДАТЬ НАМ ВОПРОС.