Влечение: к смерти, к жизни
Рассуждая на тему смерти, руководитель нашей магистерской программы Андрей Владимирович Россохин однажды сказал: «Понимание собственной смертности дает возможность осознать смысл своей жизни». Тема жизни и смерти, пожалуй, была и остается главной темой на протяжении всей истории развития человеческой мысли. Сегодня в рубрике «Психологическое сообщество» посмотрим на нее с точки зрения психоанализа.
Две пары влечений
В первой теории влечений Фрейд считал, что наша психика работает по принципу удовольствия, стараясь всеми способами избегать того, что ведет к неудовольствию. Он выделял одну пару влечений — к самосохранению и сексуальное.
Но по мере расширения клинической практики возникали всё новые вопросы. Например, почему пациенты воспроизводят травмирующие ситуации из своего прошлого? Как объяснить их тягу к страданиям? В чем причина деструктивности человека?
И тогда у Фрейда возникла очередная гипотеза: функционированием психики управляет более глубокий конфликт — между жизнью и смертью. Так появилась вторая пара влечений — влечение к жизни и влечение к смерти. На стороне влечения к жизни Фрейд оставляет сексуальные влечения и влечения к самосохранению, а на стороне смерти — агрессивные влечения и стремление к разрушению.
Смерть в жизни Фрейда
Вторая теория влечений была принята не всеми последователями Фрейда. Часть из них считала, что на появление концепции повлиял контекст, в котором жил и работал Фрейд. А сама идея о том, что живой организм может стремиться к самоуничтожению и смерти вызвала недоверие.
Что же происходило в жизни Фрейда в 1920-е годы?
Жан Мишель Кинодо в своей книге «Читая Фрейда…» описывает контекст, в котором Фрейд создавал вторую теорию влечений.
В этот период от испанки умирает его беременная дочь София, а Фрейд размышляет о собственной смерти. Основатель психоанализа заметил символичное повторение в своей жизни цифр 6 и 2 в различных комбинациях и некоторое время был убежден, что умрет в 1918 или 1919 году в возрасте 62-х лет.
Несмотря на то, что в момент создания второй теории влечений тень смерти и витала вокруг Фрейда, он до конца жизни не отказался от этой теории и был убежден в необходимости учитывать конфликт между влечением к жизни и влечением к смерти.
Дуализм влечений
Сегодня наука достаточно хорошо изучила строение нашего организма и особенности его жизненного цикла. Есть данные о «запрограммированности» клеток на умирание: по прошествии определенного цикла делений, клетка становится не способной к воспроизводству и постепенно умирает.
В своем письме Альберту Эйнштейну Фрейд рассуждает о причинах войн и возможностях навсегда избавить человечество от них. Он говорит о влечении к смерти как о том, что существует внутри каждого субъекта. Это влечение направлено на разрушение, на сведение жизни к состоянию первичной неживой материи.
При этом по Фрейду, нашему бессознательному недоступно представление о собственной смерти, оно ничего не хочет о ней знать. Для бессознательного смерть — это то, что бывает с другими.
Влечение к жизни связано со стремлением быть в слиянии, объединять, создавать связи, а влечение к смерти, наоборот, направлено на разъединение и разрыв.
В этом же письме Фрейд указывает на необходимость существования и влечения к сохранению (к жизни), и влечения к разрушению (к смерти). Оба они равно необходимы, потому что только в своем взаимо- и противодействии способны породить жизнь. Даже инстинкту самосохранения нужна агрессия, чтобы воплотиться в жизнь.
В работе «Недовольство культурой» Фрейд говорит о том, что изначально деструктивное влечение направлено внутрь субъекта, против его собственной психики. Однако в случае, если оно направляется на внешний мир, то проявляется в виде агрессивности. Если внешняя агрессивность подавляется, деструктивность накапливается внутри субъекта, вокруг инстанции Сверх Я и приводит к чувству вины, неврозу, мании преследования и, в крайнем случае, к самоубийствам.
Судьба идеи
Психоаналитики вернулись ко второй теории влечений уже после смерти Фрейда. Эта тема есть в работах Дэвида Бэлла, Мелани Кляйн, Ханны Сигал, Отто Кернберга. Последнему, кстати, приписывается высказывание о том, что вся история XX века — это лучшее доказательство существования влечения к смерти. Большой вклад в дальнейшую разработку концепции влечения к смерти внес Андре Грин.
Слушатели нашей программы изучают вторую теорию влечений на множестве курсов: «История и теория психоанализа», «Техника и практика современного французского психоанализа», «Фундаментальные основы современного психоанализа», «Работа горя в психоанализе и психоаналитической психотерапии».
Как проявляется влечение к смерти в материале пациентов, магистранты узнают и в ходе супервизий, где под руководством преподавателей разбирается множество клинических случаев.
«Конфликт между жизнью и смертью есть всегда, — считает Андрей Владимирович Россохин. — Когда ты думаешь, что бессмертен — ты, подобно ребенку, находишься в иллюзии всемогущества. В детском представлении смерти нет: до определенного возраста ребенок уверен, что все бессмертны. Когда ты понимаешь, что ты смертен, ты начинаешь осознавать ценность жизни».
***
Еще больше публикаций на тему психоанализа вы найдете в наших соцсетях ВКОНТАКТЕ или ТЕЛЕГРАМ.
Подробнее о программе можно узнать здесь – О ПРОГРАММЕ и ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.
Вы также можете посмотреть ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ, подать ЗАЯВКУ НА ОБУЧЕНИЕ или ЗАДАТЬ НАМ ВОПРОС.