• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
22
Март

«Когда-нибудь я напишу книгу о моей жизни… и там будет о тебе»

Эти слова сказал 12-летний Люк своему психоаналитику, вернувшись с летних каникул. За пять лет до этого мальчик поступил в дневной стационар с многочисленными проблемами и ему назначили психоаналитическое лечение. Сегодня в рубрике «Практика» расскажем этот клинический случай из опыта французского психиатра и психоаналитика Норы Кюртс.

«Когда-нибудь я напишу книгу о моей жизни… и там будет о тебе»

Не игра, а необходимость

На момент начала психотерапии Люку было 8 лет. Это был слишком высокий, сильный и крупный для своего возраста мальчишка, который всё делал чрезмерно и грубо. На его круглом лице была широкая, слегка застывшая улыбка.

«Люк вооружен до зубов, за поясом — пластмассовые пистолеты и нож, иногда он в каске или в маске. Это не игра, это необходимость: он мне объясняет, что ему всегда нужно быть готовым к обороне, ночью — от привидений и живых мертвецов, которые хотят на него напасть, и которых он видит в своей комнате, днем — от людей, которые ждут его на улице, чтобы убить», — так описывает мальчика Нора Кюртс, детский психоаналитик, работавшая с ним на протяжении пяти лет.

В свои восемь лет Люк не показывал успехов в учебе, страдал энурезом, подвергал свою жизнь опасности (с ним часто происходили несчастные случаи), воровал в магазинах…

Семейная история

«Ураган ворвался в мою жизнь», — так описала мать Люка свои отношения с трудным сыном. Младенец появился на свет с деформацией головы и двумя большим гематомами в области лба. Его отлучили от матери на первые три недели и взяли под наблюдение. Она навещала его каждый день. Со временем Люк поступил в детский дневной стационар, где ему назначили амбулаторную психоаналитическую психотерапию.

На встречах с психоаналитиком мать мальчика говорила о большой привязанности к своему собственному отцу, которого она идеализировала, и который умер от рака, когда Люку было четыре года. Похоже, именно отец стал тем, кого она инвестировала больше всего, даже больше своего собственного сына. О своей матери она не рассказывала ничего…

Отец Люка приходил к мадам Кюртс всего дважды за пять лет и ничего не говорил о себе самом. Из истории мальчика известно, что отец коллекционировал ружья и пистолеты. Оружие хорошо вписывается в его убеждение о том, что нужно уметь защитить себя. Это убеждение он передал и своему сыну. Дедушка Люка по линии отца был груб и необуздан и умер еще до рождения внука.

Рисунки вместо слов

На сеансах маленький пациент часто рисовал и никак не комментировал свои работы. Каждый вопрос или уточнение аналитика он встречал с огромным раздражением.

Мальчик рассказывал множество страшных историй. Вот он увидел на земле нищего с мертвой крысой во рту, вот нашел на помойке отрубленную голову, вот он идет по темным подвалам и подземельям…

«Но Люк улыбается, он явно испытывает удовольствие, рассказывая мне эти страшные истории, — отмечает мадам Кюртс. — Я чувствую и думаю, что он стремится внушить мне страх, бессознательно хочет вселить в меня тревогу. Защиты его Я недостаточны, чтобы противостоять его тревоге, и он пытается создать чувство нарциссической общности со мной, заставляя тревогу циркулировать от него ко мне. От меня зависит не дать себе переполниться ею».

Рисунок Люка
Из статьи Норы Кюртс «Реальность возникает изнутри».

Обретение смысла

«В первое время лечения я чувствую себя в одиночестве перед рисунками и страшными историями Люка, — описывает свои ощущения Нора Кюртс. — Я одна с моими аффектами и моим воображаемым. Нет и речи о том, чтобы интерпретировать какое-либо бессознательное содержание».

Психоаналитик могла только принимать возбуждение Люка, контейнировать его страх и следить за тем, чтобы не потерять свою собственную способность ассоциировать.

На одном из сеансов (спустя три года работы) Люк ложится на кушетку, плачет и не отвечает ни на какие прямые вопросы.

«Я решаю рисовать, — рассказывает о работе с маленьким пациентом мадам Кюртс. — Создаю персонаж, лежащий на кровати (это он и не он), который плачет, рисую пустой пузырь над головой. Это персонаж, который мог бы думать о чем-то».

Положив рисунок и маркер на пол рядом с кушеткой, психоаналитик заметила, как Люк протянул к ним руку… Мальчик написал на нарисованном «пузыре мыслей»: «Я хочу маму». Его состояние печали, которое невозможно было назвать, обрело смысл. Не сумев выразить чувства словами, ребенок с помощью аналитика нашел возможность сделать это другим способом.
 

«Я хочу продолжать»

Однажды, спустя пять лет после начала работы, Люк вернулся с каникул. Ему было 12 лет, на голове — фуражка, а в руках — кожаный портфель. Он сказал своему психоаналитику о том, что должен принять важное решение: продолжать терапию или нет.

«Я очень довольна, что Люк начинает нашу встречу после долгой летней разлуки со мной с вопросов, которые он задает самому себе», — пишет Нора Кюртс.

Мальчик немного помнит о том состоянии, в котором он начинал терапию, говорит о страхах, которые у него были, и о своем сегодняшнем умении с ними справляться. «Наверное, я хочу продолжать приходить сюда», — подытоживает он.

Люк изменился: работа с психоаналитиком дала ему новый взгляд на него самого, сделала возможной проработку внутренних страхов, помогла обрести интерес к своему психическому. Ему стало интересно учиться чтению и письму, он гордо демонстрирует свои успехи, укрепляя свой нарциссизм.

В завершении встречи он сказал мадам Кюртс: «Когда-нибудь, если мне удастся, я напишу книгу, книгу о моей жизни... и там будет о тебе». 

* Материал написан на основе статьи Норы Кюртс «Реальность возникает изнутри».

 

***
 

Еще больше публикаций на тему психоанализа вы найдете в наших соцсетях ВКОНТАКТЕ или ТЕЛЕГРАМ.

Подробнее о программе можно узнать здесь – О ПРОГРАММЕ и ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.

Вы также можете посмотреть ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ или ЗАДАТЬ НАМ ВОПРОС.