• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
22
Март

Человек слова, действия и добра

Сейчас в это трудно поверить, но еще сравнительно недавно многие врачи-психиатры во всем мире относились к детям до года всего лишь как к пищеварительному аппарату, не обладающему психической жизнью. Одним из специалистов, которому удалось изменить такое отношение к маленьким детям, был известный детский психиатр, психоаналитик Серж Лебовиси. Он — один из основоположников детской, подростковой психиатрии и детского психоанализа во Франции. В нашей новой статье рассказываем историю жизни и профессионального становления этого выдающегося психоаналитика.

Серж Лебовиси

Серж Лебовиси

Сын врача

Серж Лебовиси родился во Франции в семье еврейских иммигрантов из Румынии. Он был старшим ребенком. Кроме него, у родителей росло еще две дочери. Отец будущего психоаналитика Соломон Лебовиси — врач общей практики, дерматолог — мечтал, чтобы сын продолжил его дело.

В 1933 году тот поступил в Парижский университет на медицинский факультет и в 1938-м получил допуск к экзамену в интернатуру. Однако вскоре учебу пришлось прервать на три года — началась Вторая мировая война, Лебовиси мобилизовали. Во время войны он попал в плен в Нюрнберге, где провел два года. Серж Лебовиси скрыл еврейское происхождение и только благодаря этому смог выжить и выйти на свободу.

В 1941-м Лебовиси защитил докторскую диссертацию. Через год женился — его избранницей стала Рут Роос. Она тоже была врачом, а позже, как и ее муж, стала развиваться как психоаналитик. Это был долгий и счастливый брак длиною в 58 лет.

«Мне до сих пор снятся кошмары»

В 1942 году в семье Сержа Лебовиси случилось несчастье — нацисты арестовали по доносу его отца. Лебовиси-старшему чудом удалось спасти жену, выдав ее за любовницу. Его отправили сначала в концлагерь в Питивье, оттуда — в Освенцим, где он погиб.

Серж остается в семье за главного. Он заботится о матери, младших сестрах, жене, новорожденной дочке. Ему и его родным приходится постоянно скрываться. Много лет спустя Лебовиси скажет: «Мне до сих пор часто снятся кошмары, в которых меня преследует гестапо».

Будущему психоаналитику и его семье удалось выжить благодаря связям с участниками движения Сопротивления — молодой врач оказывал им медицинскую помощь. В 1945 году Серж Лебовиси вступил в Коммунистическую партию Франции — не столько из-за приверженности к идеологии коммунизма, сколько из благодарности к тем, кто помог ему во время войны.

В тот же период Лебовиси познакомился и сблизился с психоаналитиком Сашей Нахтом (он тоже был участником Сопротивления), который открыл для него психоанализ. 

Под двойным знаком 

После войны Серж Лебовиси учился сначала на педиатра, но затем обратился к детской психиатрии. В 1946-м он поступает на работу в клинику детской психиатрии Парижского университета. Тогда же Лебовиси начинает психоаналитическое обучение у Саши Нахта и вступает в Парижское психоаналитическое общество. 
«Моя профессиональная жизнь в этот период развивалась под двойным знаком, — рассказывал позже Серж Лебовиси. — С одной стороны, работа в больнице, а с другой, психоаналитическое лечение». 

Через три года, в 1949-м, Лебовиси едва не отрекся от психоанализа. Под давлением руководства компартии Франции он и еще несколько психиатров-коммунистов подписали статью, авторы которой преподносили психоанализ как «буржуазную науку на службе американского империализма». Этот шаг вызвал  яростную критику коллег Лебовиси по SPP, в том числе — со стороны его учителя и наставника Саши Нахта. После известного «Дела врачей»,  когда нескольких советских врачей еврейского происхождения обвинили в покушении на жизнь ряда политических лидеров СССР, Лебовиси выходит из партии, навсегда дистанцируется от политики и занимается только наукой и пациентами.

Серж Лебовиси

Вечерние семинары по вторникам 

С 1946-го по 1957-й годы Серж Лебовиси работает в клинике детской психиатрии, затем — в больнице Сальпетриер. Он не только практикует как врач, но и помогает подготовить целое поколение детских психиатров, ориентированных на психоанализ. В 1948-м Лебовиси вместе с близким другом и коллегой Рене Дяткиным, а также Эвелин Кестемберг, занимается развитием психоаналитической психодрамы во Франции для лечения детских и подростковых психозов. 

В 1956-м Лебовиси при поддержке Всемирной ассоциации здравоохранения открывает Центр Альфреда Бине (Alfred Binet Center). Это новаторское учреждение стало первым во Франции, которое специализировалось на психоаналитически ориентированной детской и подростковой психиатрии. 

При непосредственном участии Лебовиси в 1958 году была основана Ассоциация психического здоровья 13-го округа Парижа (ASM 13). Организация объединяет различные клиники, стационары, терапевтические клубы, кризисные центры; ее главная задача — помощь людям с психологическими проблемами и психическими расстройствами.

В 1962 году Сержа Лебовиси избрали на должность руководителя SPP. Парижское психоаналитическое общество он возглавлял пять лет. Благодаря ему возможность стать аккредитованными психоаналитиками получили не только врачи, но и специалисты без медицинского образования (например, один из таких аналитиков — Эвелин Кестемберг).

Работа Сержа Лебовиси в рамках SPP была обширной и разнообразной. Она включала в себя постоянное участие в различных конференциях, коллоквиумах, надзорную деятельность, обучающие семинары. Целое поколение молодых психоаналитиков фактически выросло на его вечерних семинарах по вторникам. Лебовиси проводил их у себя дома вместе с Рене Дяткиным и Колетт Шиланд. Семинары нередко заканчивались далеко за полночь. 

Коллеги отмечали высокий интеллект Лебовиси, его исключительную работоспособность, клиническую проницательность, изобретательность, деликатность, внимание к мелочам. 

«В нем удивительным образом сочетались научная точность, богатство мысли и поэтическое обаяние, которым были пронизаны все его выступления, — вспоминал позже один из учеников и коллег Сержа Лебовиси психоаналитик Тоби Натан. — Еще он был добрым и внимательным человеком. Человеком слова, человеком действия, человеком добра. Человеком во всех смыслах этого слова. Этих качеств аналитикам часто не хватает. Если говорить о нем как об учителе, то он был больше, чем просто педагогом: он был Мастером».

Лебовиси получил признание не только на родине. С 1973-го по 1977-й годы он был президентом Международной психоаналитической ассоциации. Кстати, он стал первым французским аналитиком, избранным на этот пост.

Исследователь детской психики

Главной страстью и делом всей жизни для Сержа Лебовиси был детский психоанализ. Фактически он стоял у его истоков. Наблюдать за психическим развитием младенцев психоаналитик начал еще в 1960-е годы — тогда, когда психиатров оно совсем не интересовало. «До недавнего времени ребенок до 13-месячного возраста вовсе не интересовал психиатров, — сказал психоаналитик, выступая в 1996 году с докладом на франко-российском коллоквиуме по психоанализу в Москве. — Новорожденного рассматривали, в первую очередь, как пищеварительный аппарат, без психической жизни, по  крайней мере, до появления его первого лепета. Опытные женщины напрасно настаивали на своих знаниях: считалось, что это просто бабьи выдумки».

«Он был без ума от младенцев, — говорили коллеги Лебовиси. — У него была какая-то страсть к этим существам, которых он с возрастом всё больше и больше напоминал».  

Во Франции Серж Лебовиси стал одним из главных инициаторов наблюдения за ранним взаимодействием между ребенком и матерью. В этом он опирался на работы британских психоаналитиков Джона Боулби, Анны Фрейд, Мелани Кляйн, Дональда Винникотта, Рене Шпица. Лебовиси активно популяризировал на родине исследования этих специалистов. Так же, как и они, аналитик считал, что работать нужно не только с ребенком, но и его окружением, и потому уделял много внимания истории семьи. 

«Когда мать приводит к вам ребенка, вы имеете дело с системой “мать, младенец, отец”. Именно этой системе необходимо помогать», — был убежден Серж Лебовиси. 

Ему нравилось наблюдать за тем, как в процессе анализа меняются не только его юные пациенты, но и их родители. 

Лебовиси также участвовал в изучении детского аутизма и использовании психоанализа для лечения психически больных детей. В 1978 году он создал отделение детской и подростковой психопатологии в больнице Авиценны. За год до этого психоаналитик возглавил кафедру детской и подростковой психиатрии в университете «Париж-Норд» в Бобиньи, где проработал до самой смерти. За личный вклад в развитие психиатрии и психоанализа Сержа Лебовиси удостоили высшей награды Франции — ордена Почетного легиона.

Молчаливый посланник добра

 Психоаналитик умер в августе 2000 года, ему было 85. За несколько лет до этого у него диагностировали болезнь Паркинсона. Несмотря на диагноз, Лебовиси до конца жизни работал, находился в поиске новых направлений для своих исследований. 

«Он был далек от медийности.  Ему, в отличие от многих талантливых аналитиков, были чужды блеск витрин книжных магазинов и телеэкранов, — писал Тоби Натан после смерти Сержа Лебовиси. — Он был молчаливым посланником добра, вобравшим в себя все составляющие живого психоанализа. Я до сих пор страдаю от того, что его больше нет с нами». 

***

Следующая статья в рубрике Псиантропология — Разжечь страсть к открытиям

 

***
 

Еще больше публикаций на тему психоанализа вы найдете в наших соцсетях ВКОНТАКТЕ или ТЕЛЕГРАМ.

Подробнее о программе можно узнать здесь – О ПРОГРАММЕ и ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.

Вы также можете посмотреть ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ или ЗАДАТЬ НАМ ВОПРОС.