«Слушая пациента, важно уловить конфликт»
«Когда вы работаете с пациентом, слушаете его историю, даете во время сеанса некоторые интерпретации, а затем — молчите, то ваше молчание позволяет пациенту соединить те элементы, которые были сказаны, найти место для нового опыта в своей психической жизни», — рассказал Вассилис Капсамбелис на заключительном семинаре, посвященном основам аналитического процесса. Какие еще инструменты использует психоаналитик в своей работе — читайте в нашем материале.
Открытие переноса
«Впервые Фрейд столкнулся с переносом во время одного из сеансов гипноза своей пациентки, — начал семинар Вассилис Капсамбелис*. — Тогда он уже подозревал о таком феномене, но еще не выделял его в отдельную группу. На том сеансе пациентка, выходя из гипноза, бросилась на шею своему врачу и поцеловала».
Изначально Фрейд посчитал такое поведение проявлением влюбленности, которое только мешает лечению. Однако позже он предположил, что эти чувства могли быть адресованы не ему, а персонажу из прошлого пациентки, которое «ожило» в процессе работы.
«Тогда Фрейд выдвинул гипотезу о том, что эти чувства — не проблема, а решение. Они возвращают ситуацию из прошлого в пространство “здесь и сейчас” и позволяют проработать ее», — объясняет мсье Капсамбелис.
Еще одним важным открытием стала связь между рассказом о травматическом воспоминании и эмоциональной разрядкой. В процессе гипноза эта связь не устанавливалась, и симптом появлялся снова. Поэтому на смену гипнозу пришел метод свободных ассоциаций.
Многообразие проявлений переноса
Приходя в терапию, пациент всегда рассказывает свою историю. Но кому на самом деле он ее рассказывает? Реальному человеку, которого он совсем не знает, или определенному персонажу из своего прошлого? Отчасти это можно узнать благодаря переносу.
Проблемы невротических пациентов связаны с сексуальностью, фобиями, сложностями выдерживать испытания, неудовлетворенностью своей жизнью, — говорит Вассилис Капсамбелис. — Перенос у них будет проявляться в виде сопротивления и защиты от интенсивных чувств. Что касается не-невротических пациентов, то их перенос хаотичен и проявляется, в основном, в действиях (отреагированиях). Они будут постоянно опаздывать или задерживаться в кабинете, пропускать сеансы, забывать оплатить их.
«Отреагирование может проявиться не только во время сеанса, но и в обычной жизни пациента, — поясняет аналитик. — Например, когда он внезапно подает на развод со своей женой или увольняется с работы. На первый взгляд, это изменения во внешней реальности пациента, но на самом деле они напрямую связаны с переносом. И с таким переносом очень сложно работать».
На стороне аналитика
Еще один важный инструмент в работе психоаналитика — контрперенос. У Фрейда этот термин встречается лишь один раз. Основатель психоанализа оставался в позиции нейтральности, научной беспристрастности, не интересовался вопросами контрпереноса и личной вовлеченности аналитика в процесс. Он развивал свой метод в направлении естественных наук, а себя считал ученым, который на основании множества данных делает выводы.
Когда его коллеги рассказывали ему о своих чувствах, возникающих в процессе практической работы с пациентами (раздражении, беспомощности, сочувствии), Фрейд считал это препятствием для работы и предлагал им пройти еще один транш анализа.
Первым, кто предложил изменения в технику Фрейда, был его ученик — Шандор Ференци. Именно он высказал предположение о том, что аналитик тоже должен быть вовлечен в психоаналитический процесс вместе с пациентом.
Но наиболее системно вопросы контрпереноса стали изучаться после 1950-х годов, когда немецкий психиатр и психоаналитик Паула Хайманн написала, что эмоциональный ответ аналитика пациенту — один из важнейших рабочих инструментов для исследования бессознательного.
Молчание и слушание
Особый навык, который формируется в процессе обучения, супервизий и длительной работы с пациентами, и о котором мы много говорим и на нашей программе — это аналитическое слушание.
Слушая пациента, важно уловить конфликт — противоречия, с которыми он пришел, — считает Вассилис Капсамбелис. — Материал, который был вытеснен в бессознательное, стремится выйти на поверхность через речь. Кроме того, речь активизирует процесс переноса. Поэтому аналитическое слушание помогает распознать, кому адресована речь пациента, какому объекту из его прошлого.
Со слушанием связан еще один навык аналитика — молчание. По сути, молчание аналитика во время сеанса — это предоставление пациенту возможности свободно говорить всё, что приходит в голову.
Когда вы работаете с пациентом, слушаете его историю, даете во время сеанса некоторые интерпретации, а затем — молчите, то ваше молчание позволяет пациенту соединить те элементы, которые были сказаны, найти место для нового опыта в своей психической жизни, — говорит мсье Капсамбелис.
При этом важно помнить, что каждый пациент воспринимает молчание по-своему: для кого-то оно может стать «смертоносным» и поднять непереносимые чувства, испытанные в раннем детстве из-за молчания своих первичных объектов.
В заключении отметим, что сегодня есть разные психоаналитические подходы и модели: фрейдистская, кляйнианская, бионианская, лаканианская… И тогда — что значит быть психоаналитиком в современном мире? Вассилис Капсамбелис отвечает на этот вопрос так: «Какую бы школу психоанализа вы не выбрали, всех нас объединяет общая теория метода, теория кадра, теория аналитического процесса».
*Вассилис Капсамбелис - французский психоаналитик, психиатр, член Международной психоаналитической ассоциации (IPA), титулярный член Парижского психоаналитического общества (SPP), генеральный директор Ассоциации психического здоровья 13 округа Парижа (AMS 13), уже много десятилетий работает с пациентами, которые функционируют по ту сторону невроза — с пограничными состояниями и психозом.
***
Это четвёртый семинар Вассилиса Капсамбелиса из цикла.
-
Первый семинар: «Зарождение психоанализа и теория кадра».
-
Второй семинар: «Тонкости психоаналитического процесса».
-
Третий семинар: «Психологические защиты».
***
Еще больше публикаций на тему психоанализа вы найдете в наших соцсетях ВКОНТАКТЕ или ТЕЛЕГРАМ.
Подробнее о программе можно узнать здесь – О ПРОГРАММЕ и ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.
Вы также можете посмотреть ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ или ЗАДАТЬ НАМ ВОПРОС.