• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Женственность, сексуальность, свобода

С давних времен люди придают волосам особое значение. Почему они воспринимаются как значимый объект? Отчего длинные волосы считаются одним из главных признаков женственности? Можно ли расценивать короткую стрижку как отказ от женского, и как это явление объясняет психоанализ? Какие вообще смыслы вкладывают современные женщины, совершая те или иные манипуляции с волосами? Над этими вопросами размышляет в своей магистерской диссертации выпускница нашей программы Анна Крутова. Тема ее работы — «Женские волосы. Психоаналитический взгляд». Исследование нашей коллеги интересно тем, что она не только анализирует теоретические концепции известных психоаналитиков, антропологов, посвященные женским волосам, но и опирается на свой собственный практический опыт: Анна шесть лет работает парикмахером, у нее большой опыт общения с клиентами. В своей работе она приводит фрагменты интервью с ними. В нашей новой статье публикуем основные тезисы этого исследования.

Self-Portrait with Loose Hair

Self-Portrait with Loose Hair
Фрида Кало, 1947

Архаичная мама

Какова же первопричина того, что волосы для большого количества людей представляют собой такой притягательный и приятный объект? Корни этого следует искать в далеком младенчестве. С момента рождения человеку предстоит познакомиться с новым для него миром — сложным и разнообразным. Делает он это с помощью органов чувств, в том числе посредством прикосновения к другим объектам.

Так, свою мать ребенок исследует, дотрагиваясь до ее кожи, волос. Кроме того, ее волосы для младенца — это архаичный объект, через который он реализует заложенное природой стремление к прикреплению к матери, обладанию ею путем рефлекса хватания. Взаимодействуя с волосами матери, малыш учится в своем психическом пространстве разделять агрессивную и нежную часть привязанности и любви.

Впервые об этом с точки зрения психоаналитической теории пишет Иштван Херман в своей работе «Психология цепляния и отрыва».

Впоследствии этот тактильный опыт преобразуется в стремление к прикосновению, страстным и нежным объятиям; в желание касаться волос, мягких материй и поверхностей. Именно поэтому людям, как правило, нравится гладить пушистых животных, трогать мягкие ткани и поверхности. Через эти прикосновения человек получает ощущения теплой, мягкой архаичной мамы.

Нехватка или отсутствие такого опыта может приводить во взрослом возрасте к возникновению необычных симптомов. Например, психоаналитик Матиас Хирш в своей книге «Это мое тело, и я могу делать с ним, что хочу» рассказывает о пациентке, которая загоняла волосы под ногти, таким образом реализуя фантазию о прикреплении к матери.

Женщина = кастрированный мужчина?

Многие мужчины в разной степени фетишизируют женские волосы. Для них они становятся одним из показателей сексуальности женщины. Связано это со страхом кастрации — страхом наказания за запретные инцестуозные желания. Он возникает у детей, входящих в эдипальный период.

Когда ребенок в возрасте двух-трех лет замечает разницу полов, он осознает, что у мальчика есть пенис, а у девочки — нет, и думает, что это результат наказания за какой-то ее проступок и что такая же участь может ждать и мальчика. Если ребенок в итоге не осознает, что кастрации не было, и что разница полов не связана с насилием, этот страх остается и впоследствии тянет за собой другие страхи и новообразования — такие как, например, фетишизм.

Фетиш в понятии Фрейда и в общепринятом понятии в психиатрии — это патологическое сексуальное влечение и возбуждение от объекта (фетиша), которым может быть какой-либо предмет или часть тела. Например, рука, нога, волосы, кожа, часть одежды. Важно отметить, что фетишист может совершать нормальный половой акт, но за возбуждение в его случае будет отвечать не другой человек как цельный объект или фантазия о нем, а именно фетиш.

Женские волосы мужчины могут фетишизировать, если в их психическом мире женщина — тот же самый мужчина, но кастрированный, и фантазийным заменителем не хватающего пениса становятся волосы. Они одновременно уберегают мужчину от гомосексуальных желаний и снимают страх кастрации. Чем выше у мужчины потребность в волосах на голове женщины, тем сильнее его страх собственной кастрации и его бессознательные гомосексуальные влечения. 

Австрийский психиатр Рихард фон Крафт-Эбинг в своей книге «Половая психопатология» описывает интересные случаи пациентов, в которых фетишем стали женские волосы. 

«Одна дама рассказала, что в первую брачную (и в следующую) ночь ее супруг удовлетворился тем, что целовал ее, ласкал ее не очень обильные волосы и затем лег спать, — пишет автор. — На третью ночь он принес густой, с длинными волосами, парик и попросил жену надеть его. Как только она это сделала, ее муж прекрасно выполнил, хотя и с опозданием, супружеские обязанности. На следующее утро он снова стал ласкать ее, причем предварительно нежно гладил парик. Как только жена снимала надоедавший парик, то теряла свое возбуждающее влияние на мужа. Увидев, что имеется причуда, она согласилась на желание любимого мужа, похотливость и потенция которого зависели от парика. Странным было только, что этот парик действовал 15–20 дней. Результатом брака после пяти лет были двое детей и коллекция из 72-х париков».

Впрочем, это совершенно не означает, что фетишизация длинных волос в той или иной степени присутствует у каждого мужчины. Есть много тех, кого привлекают девушки, женщины с короткими стрижками. Кроме того, мужчины могут фетишизировать женские волосы, исходя не из своих личных глубинных переживаний, а по причине культурных особенностей, навязанных обществом. 

Как пишет Карл Юнг в «Очерках по аналитической психологии», каждый человек психически бисексуален. В каждом мужчине есть женское, а в каждой женщине — мужское. Но в обществе, где культивирована маскулинность и представление о том, что такое настоящая мужественность, как должны выглядеть мужчина и женщина, человек лишается индивидуации. То есть женские волосы как символический пенис кастрированной женщины становятся культурной базой, а страх кастрации и отказ от принятия разницы полов — культурным кодом.

Стрижка «Боб» как символ новой женщины

Впрочем, культурный код с течением времени может трансформироваться. В начале XX века мир переживал индустриальную революцию. На смену аграрной системе экономики пришла промышленность. Она повлекла за собой и изменения в привычном укладе жизни женщин. Если в старом доиндустриальном мире у них было не так много возможных социальных ролей: быть матерью, учительницей, служанкой, монахиней или проституткой — то благодаря новым технологиям женщины заняли новые рабочие места в индустриях, которых раньше не существовало.

Эти изменения коснулись и их внешнего облика.

Женщинам для того, чтобы чувствовать себя женственными, больше не нужно было обязательно иметь длинные волосы. В моду на смену сложным прическам, накладным пучкам и шиньонам пришла короткая стрижка «Боб». Она стала символом новой роли женщины. Укорачивая свой метафорический пенис, женщины как будто бы доказывали, что они не кастрированы и могут быть с мужчинами наравне.  

Среди клиентов автора исследования также есть много молодых женщин с короткими стрижками. О своем ощущении, связанном с короткими волосами, они нередко говорят примерно следующее: «Я чувствую себя свободной, раскрепощенной и очень сексуальной». Отказываясь от идеи того, что женственность и сексуальность концентрируются в длинных волосах и иной внешней атрибутике на теле, женщина как бы устраивает протест, заявляя самой себе о том, что она не кастрирована и имеет такие же фалличные проявления внутри своего психического, а ее сексуальность и желание любить не уступают мужчине.

Отрезая волосы, такие женщины не кастрируют себя, не уничтожают в себе женственность, а демонстрируют то, что женственность включает в себя и доминантные маскулинные стороны, которые не спорят внутри их психического мира с женственностью, а еще сильнее ее раскрывают. 

«Поэтому лично я вижу в женщинах с короткой стрижкой обнаженную многогранную женственность», — подчеркивает Анна Крутова

Бескровная казнь женского

Впрочем, далеко не всегда короткая стрижка становится для женщины олицетворением триумфа многогранной женственности, сексуальности, красоты и свободы. Часто стремление избавиться от длинных волос связано с какими-либо острыми эмоциональными переживаниями. Один из таких ярких примеров — известная мексиканская художница Фрида Кало.

Она стриглась коротко дважды — после развода с мужем Диего и после его измены с ее сестрой Кристиной. Фрида пишет своему другу: «Я остригла свои волосы и выгляжу волшебно. Они снова вырастут, я надеюсь». После развода художница создает картину «Портрет с остриженными волосами». На нем она изображена в мужском костюме, который ей явно велик. Скорее всего, это костюм Диего.

То есть Фрида одновременно идентифицирует себя с ним, надевая его одежду, и образно кастрирует его, отрезая от себя ту часть, которую он обожал; а также кастрирует себя — так реализуется ее эдипальный страх кастрации. Лицо Фриды спокойно и уверенно, она не сожалеет о сделанном. Она — спокойный палач, наказавший не себя, а Диего. 

Нередко, когда женщина находится в состоянии сильного стресса, она стрижется коротко не в парикмахерской, а дома в ванной, в одиночестве. Анна Крутова называет такой акт бескровной казнью женского. 

*** 
Наша коллега пишет, что в результате исследования утвердилась во мнении, что для женщины волосы — это намного больше, чем просто материя; что это — удивительная часть тела, путем манипуляций с которой они могут разрешать глубокие психические процессы, с которыми их сталкивает судьба.
__________

Еще больше публикаций на тему психоанализа вы найдете в наших соцсетях ВКОНТАКТЕ или ТЕЛЕГРАМ.

Подробнее о программе можно узнать здесь – О ПРОГРАММЕ и ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.

Вы также можете посмотреть ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ, подать ЗАЯВКУ НА ОБУЧЕНИЕ или ЗАДАТЬ НАМ ВОПРОС.