Всегда держать внутренний «кадр»
Нужны ли психоаналитикам, психоаналитическим психотерапевтам социальные сети, ведь изначально эти профессии предполагают некоторую закрытость, нейтральность? Если такое присутствие допустимо, то как проявляться в виртуальной реальности этично? Как рассказывать о себе миру, не выходя за определенные рамки? Какие вещи абсолютно недопустимы в блоге психоаналитика и психотерапевта? С этими вопросами мы обратились к нашим коллегам — преподавателям и слушателям программы, которые присутствуют в соцсетях достаточно активно. О том, как они отвечают для себя на эти вопросы, читайте в нашем материале.
Дмитрий Викторович Селиванов, психоаналитический психотерапевт, философ, преподаватель, супервизор программы.
— На мой взгляд, для современного психотерапевта, особенно начинающего, представленность в социальных сетях — одна из граней его профессиональной идентичности, наряду с обучением, прохождением личного анализа или терапии. Не иметь сейчас соцсетей — это всё равно, что не иметь визитной карточки. Соцсети — современный вариант того, чем раньше была визитная карточка.
Социальные сети сегодня — уже не просто хобби или развлечение. Для многих это часть практики. Это инструмент для реализации личных и творческих амбиций. Это прекрасная площадка, где можно найти свое место и обрести собственный голос. Я убежден: многие великие психоаналитики, если бы они жили в наши дни, непременно использовали бы этот ресурс.
Соцсети сыграли важную роль в моей жизни. Первое знакомство с ними произошло в 2015-2016 годах. Но актуальными и насущными они стали только в 2020-м, когда пришел ковид и наша профессия начала стремительно осваивать онлайн и виртуальное пространство в целом. Тогда я и задумался, как быть в этом пространстве, какой контент предложить. Я стал публиковать фрагменты из работ Биона в моем переводе. Оказалось, что эти тексты интересны коллегам. В какой-то момент по рекомендации Светланы Михайловны Фёдоровой (старшего преподавателя программы) вышел на связь Андрей Владимирович Россохин и предложил прочесть курс о Бионе. Такое вот счастливое совпадение в моей жизни, которое произошло благодаря соцсетям (подробнее об этом читайте в интервью Дмитрия Викторовича - прим.ред.).
Нужно понимать, что социальные сети — это игра вдолгую. Здесь невозможно получить быстрый успех. Необходимо постоянно прилагать усилия и следовать намеченной цели. Также терапевту, чтобы преуспеть в соцсетях, надо быть шахматистом, который просчитывает свои действия на два-три хода вперед. Какими будут эти действия, зависит от того, какие задачи вы ставите перед собой. Развитие личного бренда, узнаваемость — это одна стратегия. Привлечение потенциальных клиентов — другая. Предложение продукта или услуг для коллег, профессионального сообщества — третья.
Окончательных, сформированных рекомендаций, как проявляться в соцсетях, на мой взгляд, быть не может. Эта область до конца еще не исследована. Мы все — пионеры, первооткрыватели соцсетей, у нас нет предшественников. Мы пробуем различные вещи и до конца не знаем, как то, что мы делаем сейчас, сработает через какое-то время.
Но есть как минимум два важных момента, которые я для себя вывел в качестве внутреннего запрета или жесткого ограничения. Первый (и это абсолютный запрет) связан с конфиденциальностью того материала, который появляется в сессиях. Его не должно быть нигде, никак, ни под каким предлогом, даже в виде аллюзий, не говоря уже о каких-либо прямых упоминаниях. В этом отношении конфиденциальность должна быть такой же тайной, как счет в швейцарском банке. Второе (скорее, это жесткое ограничение) касается всего, что связано с личной жизнью. Это то, что я не комментирую, не публикую, что никак не появляется на моих страницах. Я абсолютно убежден: то, что происходит между двумя людьми, должно оставаться между ними.
Начинающим коллегам, которые сейчас размышляют о том, что делать со своими соцсетями, я бы дал три коротких совета. Первый — будьте там. Второй — пробуйте. Третий — будьте к себе снисходительны. И помните, что мы в ответе за внимание тех, чей интерес к себе мы привлекли.
Юрий Титов, слушатель программы
— До поступления на программу я практически не присутствовал в соцсетях. На то, чтобы заниматься ими, у меня не было ни времени, ни желания, ни понимания, зачем это нужно. Задумался об этом, только когда пошел учиться на МП, и возник вопрос: где брать клиентов?
Сначала мысль о том, что мне нужно заводить блог, проявляться, заниматься самопродвижением, то есть фактически быть не только терапевтом, но и в каком-то смысле бизнесменом, вызывала сильное внутреннее сопротивление. Потребовалось время, чтобы преодолеть страхи, сомнения, неуверенность и принять эту часть профессии как полноценную, без которой невозможна и другая часть работы.
Появились вопросы: как рассказать о себе так, чтобы заявить о себе миру и, в то же время, соблюсти баланс, не забывая об этических особенностях, которые предполагает профессия психоаналитического психотерапевта? О чем говорить с подписчиками?
Также я понимал, что то, что я транслирую в блоге, наверняка увидят мои клиенты, и эта информация может войти в поле наших терапевтических отношений в виде какого-то материала. Мне важно было понимать, как с этим работать, как поддерживать психоаналитический кадр.
Вести блог я начал в феврале. Во многом, это было движение «наощупь», проба различных форматов. На это ушло несколько месяцев. В итоге я остановился на видеоформате. Сейчас у меня чуть больше тысячи подписчиков. Часть из них стала моими клиентами.
Коллегам, которые находятся в начале этого пути, я бы посоветовал, во-первых, просто принять как данность, что проявление в соцсетях будет частью профессии. Второй совет — не бойтесь. Не нужно думать, что, если вы еще не прочитали все труды Фрейда, то недостаточно готовы к практике. Даже Андрей Владимирович Россохин говорит, что на одной теории далеко не уедешь; что психоанализ — это прежде всего клиническая работа. Если вы начинаете практиковать в Вышке, это значит, что минимальный уровень для работы у вас уже есть. Третий совет — начинайте, пробуйте разные форматы, но не рассчитывайте на моментальный эффект. Не впадайте в отчаяние, если не увидите результат сразу же.
Кто-то считает, что терапевтам, особенно психоаналитическим, проявляться нужно как можно меньше. У меня другое мнение. Если этот вакуум не будет заполняться людьми, которые получают качественную, серьезную подготовку, он заполнится кем-то другим; и не факт, что это будут компетентные специалисты.
Мария Чершинцева, психоаналитический психотерапевт, клинический психолог, преподаватель, супервизор программы
— Свои социальные сети я начала вести еще до того, как стала психоаналитическим психотерапевтом. В каком-то смысле это продолжение моей жизни. Существуют разные мнения о том, нужны ли терапевтам, психоаналитикам соцсети. Есть жесткая позиция по этому вопросу: любая информация о специалисте, особенно личная, должна быть максимально закрыта. Но есть и более демократичные варианты.
Я не склонна к каким-то очень строгим мерам. Мы не можем быть идеальными, стерильными, максимально нейтральными и зеркальными. Мы не можем абсолютно закрыться от виртуального мира, игнорировать его. Я, в принципе, не стала бы отделять виртуальное от каких-то других форм реальности, ведь оно провоцирует нашу психическую работу — это важно.
Безусловно, профессии психоаналитика, психотерапевта требуют внимательного отношения к себе. Это касается в том числе проявления в соцсетях, особенно если речь идет о личной страничке специалиста. О чем мы можем говорить, а о чем — нет? Как говорить? До какой степени можно позволить себе быть открытыми?
Большая часть моих постов связана с психоанализом. О чем-то очень личном я не пишу — такие моменты всегда остаются при мне. Яркие формы эксгибиционизма — обнаженные фотографии, настолько же обнаженные чувства — для меня, в принципе, недопустимы. С точки зрения психоанализа это первертное поведение. В то же время поделиться оттенками своих переживаний — почему бы и нет.
Это не значит, что есть некое мерило, с помощью которого можно определить, что вот такое проявление себя — «правильное», а вот такое — нет. Это вопрос не о правилах, а, скорее, о внутреннем терапевтическом ощущении, понимании своей аудитории. Это вопрос личного вкуса, такта, и мы всегда его чувствуем.
Аурелия Ивановна Коротецкая, психоаналитик, врач-психиатр, преподаватель, старший супервизор программы
— Не могу назвать себя очень активным пользователем социальных сетей — скорее, умеренным. В самом начале у меня, конечно, возникали определенные сомнения и вопросы относительно того, нужно ли вообще вести соцсети, как соблюсти в них профессиональную нейтральность. В конце концов я пришла к выводу, что времена меняются; взаимоотношения между людьми, их способы коммуникации друг с другом — тоже. Соцсети уже стали частью общей культуры. Психоанализ — тоже часть этой культуры, и он должен как-то принимать то, что происходит вокруг.
Вопрос о профессиональной нейтральности в соцсетях я разрешила для себя достаточно легко. Я поняла, что нужно как можно меньше говорить о себе как о человеке, реже публиковать личные фотографии, а больше писать именно о том, что было бы интересно моим коллегам (на нашем сайте вы можете почитать интервью Аурелии Ивановны - прим.ред.).
В то же время я — реалист и хорошо осознаю, что эта нейтральность достаточно условная. Сегодня любой потенциальный клиент до того, как прийти в анализ или терапию, скорее всего, погуглит своего будущего терапевта вдоль и поперек и узнает о нем столько, сколько сам специалист о себе не знает.
Поиском пациентов через социальные сети я не занимаюсь, хотя были случаи, когда люди, почитав мою страницу, потом писали мне и говорили, что хотят прийти ко мне в анализ. По разным причинам, моими пациентами они не становились, хотя я допускаю возможность, что в будущем такие клиенты могут появиться. Если это произойдет, то, безусловно, любое виртуальное общение с ними сразу же прекратится — это одно из обязательных условий.
Универсальной рекомендации, как этично проявляться в соцсетях, наверное, нет. Я бы посоветовала, пожалуй, только одно — не быть чрезмерными, особенно в выставлении лично себя. Нередко вижу посты такого плана: «В перерыве между сеансами у меня нашлось время для того, чтобы поделиться своими мыслями...». Это уже похоже на эксгибиционизм.
И абсолютно недопустимым для психоаналитика, психотерапевта считаю появление в их социальных сетях описаний клинических случаев — даже анонимное. Это всё равно, что нарушить тайну исповеди.
Должно быть ощущение внутреннего «кадра». Но из ниоткуда он не берется — он устанавливается в личной терапии и личном анализе. Других способов заполучить его не существует.
***
Присоединяйтесь к нам в соцсетях ВКОНТАКТЕ или ТЕЛЕГРАМ.
Подробнее о программе можно узнать здесь – О ПРОГРАММЕ и ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.
Вы также можете посмотреть ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ или ЗАДАТЬ НАМ ВОПРОС.