• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
22
Март

Всегда держать внутренний «кадр»

Нужны ли психоаналитикам, психоаналитическим психотерапевтам социальные сети, ведь изначально эти профессии предполагают некоторую закрытость, нейтральность? Если такое присутствие допустимо, то как проявляться в виртуальной реальности этично? Как рассказывать о себе миру, не выходя за определенные рамки? Какие вещи абсолютно недопустимы в блоге психоаналитика и психотерапевта?  С этими вопросами мы обратились к нашим коллегам — преподавателям и слушателям программы, которые присутствуют в соцсетях достаточно активно. О том, как они отвечают для себя на эти вопросы, читайте в нашем материале.

Jan Fabre Homage to Jacques Mesrine (Bust with metal teeth), 2008

Jan Fabre Homage to Jacques Mesrine (Bust with metal teeth), 2008

Дмитрий Викторович Селиванов, психоаналитический психотерапевт, философ, преподаватель, супервизор программы.

— На мой взгляд, для современного психотерапевта, особенно начинающего, представленность в социальных сетях — одна из граней его профессиональной идентичности, наряду с  обучением, прохождением личного анализа или терапии. Не иметь сейчас соцсетей — это всё равно, что не иметь визитной карточки. Соцсети — современный вариант того, чем раньше была визитная карточка.

Социальные сети сегодня — уже не просто хобби или развлечение. Для многих это часть практики. Это инструмент для реализации личных и творческих амбиций. Это прекрасная площадка, где можно найти свое место и обрести собственный голос. Я убежден: многие великие психоаналитики, если бы они жили в наши дни, непременно использовали бы этот ресурс. 

Соцсети сыграли важную роль в моей жизни. Первое знакомство с ними произошло в 2015-2016 годах. Но актуальными и насущными они стали только в 2020-м, когда пришел ковид и наша профессия начала стремительно осваивать онлайн и виртуальное пространство в целом. Тогда я и задумался, как быть в этом пространстве, какой контент предложить. Я стал публиковать фрагменты из работ Биона в моем переводе. Оказалось, что эти тексты интересны коллегам. В какой-то момент по рекомендации Светланы Михайловны Фёдоровой (старшего преподавателя программы) вышел на связь Андрей Владимирович Россохин и предложил прочесть курс о Бионе. Такое вот счастливое совпадение в моей жизни, которое произошло благодаря соцсетям (подробнее об этом читайте в интервью Дмитрия Викторовича - прим.ред.).

Нужно понимать, что социальные сети — это игра вдолгую. Здесь невозможно получить быстрый успех. Необходимо постоянно прилагать усилия и следовать намеченной цели. Также терапевту, чтобы преуспеть в соцсетях, надо быть шахматистом, который просчитывает свои действия на два-три хода вперед. Какими будут эти действия, зависит от того, какие задачи вы ставите перед собой. Развитие личного бренда, узнаваемость — это одна стратегия. Привлечение потенциальных клиентов — другая. Предложение продукта или услуг для коллег, профессионального сообщества — третья.

Окончательных, сформированных рекомендаций, как проявляться в соцсетях, на мой взгляд, быть не может. Эта область до конца еще не исследована. Мы все — пионеры, первооткрыватели соцсетей, у нас нет предшественников. Мы пробуем различные вещи и до конца не знаем, как то, что мы делаем сейчас, сработает через какое-то время.    

Но есть как минимум два важных момента, которые я для себя вывел в качестве внутреннего запрета или жесткого ограничения. Первый (и это абсолютный запрет) связан с конфиденциальностью того материала, который появляется в сессиях. Его не должно быть нигде, никак, ни под каким предлогом, даже в виде аллюзий, не говоря уже о каких-либо прямых упоминаниях. В этом отношении конфиденциальность должна быть такой же тайной, как счет в швейцарском банке. Второе (скорее, это жесткое ограничение) касается всего, что связано с личной жизнью. Это то, что я не комментирую, не публикую, что никак не появляется на моих страницах. Я абсолютно убежден: то, что происходит между двумя людьми, должно оставаться между ними. 

Начинающим коллегам, которые сейчас размышляют о том, что делать со своими соцсетями, я бы дал три коротких совета. Первый — будьте там. Второй — пробуйте. Третий — будьте к себе снисходительны. И помните, что мы в ответе за внимание тех, чей интерес к себе мы привлекли. 

Юрий Титов, слушатель программы

— До поступления на программу я практически не присутствовал в соцсетях. На то, чтобы заниматься ими, у меня не было ни времени, ни желания, ни понимания, зачем это нужно. Задумался об этом, только когда пошел учиться на МП, и возник вопрос: где брать клиентов?

Сначала мысль о том, что мне нужно заводить блог, проявляться, заниматься самопродвижением, то есть фактически быть не только терапевтом, но и в каком-то смысле бизнесменом, вызывала сильное внутреннее сопротивление. Потребовалось время, чтобы преодолеть страхи, сомнения, неуверенность и принять эту часть профессии как полноценную, без которой невозможна и другая часть работы.

Появились вопросы: как рассказать о себе так, чтобы заявить о себе миру и, в то же время, соблюсти баланс, не забывая об этических особенностях, которые предполагает профессия психоаналитического психотерапевта? О чем говорить с подписчиками?

Также я понимал, что то, что я транслирую в блоге, наверняка увидят мои клиенты, и эта информация может войти в поле наших терапевтических отношений в виде какого-то материала. Мне важно было понимать, как с этим работать, как поддерживать психоаналитический кадр.

Вести блог я начал в феврале. Во многом, это было движение «наощупь», проба различных форматов. На это ушло несколько месяцев. В итоге я остановился на видеоформате. Сейчас у меня чуть больше тысячи подписчиков. Часть из них стала моими клиентами.

Коллегам, которые находятся в начале этого пути, я бы посоветовал, во-первых, просто принять как данность, что проявление в соцсетях будет частью профессии. Второй совет — не бойтесь. Не нужно думать, что, если вы еще не прочитали все труды Фрейда, то недостаточно готовы к практике. Даже Андрей Владимирович Россохин говорит, что на одной теории далеко не уедешь; что психоанализ — это прежде всего клиническая работа. Если вы начинаете практиковать в Вышке, это значит, что минимальный уровень для работы у вас уже есть. Третий совет — начинайте, пробуйте разные форматы, но не рассчитывайте на моментальный эффект. Не впадайте в отчаяние, если не увидите результат сразу же.

Кто-то считает, что терапевтам, особенно психоаналитическим, проявляться нужно как можно меньше. У меня другое мнение. Если этот вакуум не будет заполняться людьми, которые получают качественную, серьезную подготовку, он заполнится кем-то другим; и не факт, что это будут компетентные специалисты.

Мария Чершинцева, психоаналитический психотерапевт, клинический психолог, преподаватель, супервизор программы

— Свои социальные сети я начала вести еще до того, как стала психоаналитическим психотерапевтом. В каком-то смысле это продолжение моей жизни. Существуют разные мнения о том, нужны ли терапевтам, психоаналитикам соцсети. Есть жесткая позиция по этому вопросу: любая информация о специалисте, особенно личная, должна быть максимально закрыта. Но есть и более демократичные варианты.

Я не склонна к каким-то очень строгим мерам. Мы не можем быть идеальными, стерильными, максимально нейтральными и зеркальными. Мы не можем абсолютно закрыться от виртуального мира, игнорировать его. Я, в принципе, не стала бы отделять виртуальное от каких-то других форм реальности, ведь оно провоцирует нашу психическую работу — это важно.

Безусловно, профессии психоаналитика, психотерапевта требуют внимательного отношения к себе. Это касается в том числе проявления в соцсетях, особенно если речь идет о личной страничке специалиста. О чем мы можем говорить, а о чем — нет? Как говорить? До какой степени можно позволить себе быть открытыми? 
Большая часть моих постов связана с психоанализом. О чем-то очень личном я не пишу — такие моменты всегда остаются при мне. Яркие формы эксгибиционизма — обнаженные фотографии, настолько же обнаженные чувства — для меня, в принципе, недопустимы. С точки зрения психоанализа это первертное поведение. В то же время поделиться оттенками своих переживаний — почему бы и нет.

Это не значит, что есть некое мерило, с помощью которого можно определить, что вот такое проявление себя — «правильное», а вот такое — нет. Это вопрос не о правилах, а, скорее, о внутреннем терапевтическом ощущении, понимании своей аудитории. Это вопрос личного вкуса, такта, и мы всегда его чувствуем.

Аурелия Ивановна Коротецкая, психоаналитик, врач-психиатр, преподаватель, старший супервизор программы

— Не могу назвать себя очень активным пользователем социальных сетей — скорее, умеренным. В самом начале у меня, конечно, возникали определенные сомнения и вопросы относительно того, нужно ли вообще вести соцсети, как соблюсти в них профессиональную нейтральность. В конце концов я пришла к выводу, что времена меняются; взаимоотношения между людьми, их способы коммуникации друг с другом — тоже. Соцсети уже стали частью общей культуры. Психоанализ — тоже часть этой культуры, и он должен как-то принимать то, что происходит вокруг.

Вопрос о профессиональной нейтральности в соцсетях я разрешила для себя достаточно легко. Я поняла, что нужно как можно меньше говорить о себе как о человеке, реже публиковать личные фотографии, а больше писать именно о том, что было бы интересно моим коллегам (на нашем сайте вы можете почитать интервью Аурелии Ивановны - прим.ред.).

В то же время я — реалист и хорошо осознаю, что эта нейтральность достаточно условная. Сегодня любой потенциальный клиент до того, как прийти в анализ или терапию, скорее всего, погуглит своего будущего терапевта вдоль и поперек и узнает о нем столько, сколько сам специалист о себе не знает. 

Поиском пациентов через социальные сети я не занимаюсь, хотя были случаи, когда люди, почитав мою страницу, потом писали мне и говорили, что хотят прийти ко мне в анализ. По разным причинам, моими пациентами они не становились, хотя я допускаю возможность, что в будущем такие клиенты могут появиться. Если это произойдет, то, безусловно, любое виртуальное общение с ними сразу же прекратится — это одно из обязательных условий. 

Универсальной рекомендации, как этично проявляться в соцсетях, наверное, нет. Я бы посоветовала, пожалуй, только одно — не быть чрезмерными, особенно в выставлении лично себя. Нередко вижу посты такого плана: «В перерыве между сеансами у меня нашлось время для того, чтобы поделиться своими мыслями...». Это уже похоже на эксгибиционизм.

И абсолютно недопустимым для психоаналитика, психотерапевта считаю появление в их социальных сетях описаний клинических случаев — даже анонимное. Это всё равно, что нарушить тайну исповеди.

Должно быть ощущение внутреннего «кадра». Но из ниоткуда он не берется — он устанавливается в личной терапии и личном анализе. Других способов заполучить его не существует.

***
 

Присоединяйтесь к нам в соцсетях ВКОНТАКТЕ или ТЕЛЕГРАМ.

Подробнее о программе можно узнать здесь – О ПРОГРАММЕ и ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.

Вы также можете посмотреть ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ или ЗАДАТЬ НАМ ВОПРОС.