• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Я мог бы с радостью пожертвовать своей жизнью ради великой цели»

Сегодня у нас премьера рубрики «Особое мнение». В ней вместе с известными психоаналитиками будем рассуждать о явлениях повседневной жизни. Что такое любовь? Как строятся отношения между людьми? Какое будущее нас ждет? В чем смысл жизни?В первом выпуске расскажем о письме Зигмунда Фрейда своей будущей жене Марте Бернайс. В нем Фрейд рассуждает о простом желании быть здоровым, мечтает о семье и достатке, и сомневается в своем успехе. Мысли, которые периодически могут посещать каждого из нас.

Фрейд и Марта Бернайс, 1886

Фрейд и Марта Бернайс, 1886

Мечты о будущем

«У меня возникло одно желание, такое естественное для любого человека, — желание быть здоровым, — писал Фрейд из Парижа своей невесте. — Возможно, ты улыбнешься, прочтя это. Но в самом деле, сейчас я не совсем здоров. Заболевание неврастенией в легкой форме вызвано прежде всего усталостью. Причины этого заболевания — постоянные хлопоты, нервное напряжение, заботы и переживания последних лет. Но все это исчезает словно по мановению волшебной палочки, когда ты со мной».

Фрейд надеется, что в скором времени они с Мартой поженятся, а его деятельность начнет приносит хороший доход. Так и произойдет — спустя несколько месяцев после этого письма Фрейд начнет собственную практику в Вене и в сентябре 1886 года женится на Марте.

«И тогда наконец не придется грустить и чувствовать себя несчастным и одиноким, — думал он в феврале 1886 года. — Вот тогда-то, надеюсь, моя нервная система будет в полном порядке».

Быть всегда вместе

В этом письме Фрейд также размышляет о счастье, любви и отношениях между людьми.

«Вопреки всему — бедности, медленным успехам, малому везению, чрезмерной обидчивости, нервозности и заботам — я все-таки был счастлив, — писал он Марте. — Исключительно благодаря надежде обладать тобою и уверенности, что я тоже любим. Итог наших взаимоотношений мне видится только один: быть всегда вместе».

По словам основателя психоанализа, в любом человеке он старался разглядеть, прежде всего, лучшие стороны характера. При этом к себе он относится достаточно критично.

«…Неужели правда, что внешне я выгляжу симпатичным? Откровенно говоря, мне кажется, что во мне есть нечто необычное, может быть, даже странное, — размышлял Фрейд о самом себе. — Это, наверное, потому, что в молодости я был слишком серьезен, а в зрелые годы неспокоен. Было время, когда во мне говорили только любознательность и честолюбие».

Восхождение к истине

Сомневаясь в своей гениальности, в самом начале своей карьеры Фрейд писал своей будущей жене: «Я часто обижался на то, что природа, видимо, была не очень благосклонна ко мне, наградив обликом гения. Часто она случайно и щедро раздаривает людям печать гения. С тех пор давно знаю, что я — не гений, и сам не понимаю, почему так хочется стать им. Быть может, я даже не очень одарен».Свои успехи молодой Фрейд объяснял не выдающимся интеллектом, а всё той же любознательностью и честолюбием.

«При благоприятных обстоятельствах я мог бы, возможно, достичь высот Шарко, — размышлял он. — Это не значит, что я стану таким, поскольку нет ни благоприятных обстоятельств, ни духовной мощи, ни энергии гения».

Решительность и робость

Постоянно встречаясь и работая с людьми, которые по-разному относились к Фрейду и его взглядам, он сделал для себя один вывод: нужно быть независимым и сильным, чтобы уметь противостоять жизненным невзгодам.

«Еще в школе я всегда был среди самых дерзких оппозиционеров и неизменно выступал в защиту какой-нибудь радикальной идеи, — вспоминал он. — Как правило, готов был сполна платить за это, идти до конца. Мне часто казалось, что я унаследовал дух бунтарства и всю ту страсть, с которой наши древние предки отстаивали свой Храм, свою веру. Я мог бы с радостью пожертвовать своей жизнью ради великой цели».

Учителя часто ругали Фрейда, но, когда замечали, что он был первым учеником в классе и пользовался уважением сверстников, переставали жаловаться на будущего психоаналитика его родителям.

«А знаешь, что сказал Брейер однажды вечером? — в письме своей невесте Фрейд решил поделиться с ней деталями своего разговора с наставником. — О многом мы говорили с ним в тот вечер. Между прочим, он сказал, что, несмотря на мою застенчивость и даже робость, внутренне я — решительный и бескомпромиссный человек. Признаться, я всегда верил в это, только не осмеливался ни с кем беседовать на подобные темы».

__________

*По материалам проекта «Весь Фрейд», письмо З. Фрейда Марте Бернайс от 2 февраля 1886 года.

__________

Присоединяйтесь к нам в соцсетях ВКОНТАКТЕ или ТЕЛЕГРАМ.

Подробнее о программе можно узнать здесь – О ПРОГРАММЕ и ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.

Вы также можете посмотреть ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ, подать ЗАЯВКУ НА ОБУЧЕНИЕ или ЗАДАТЬ НАМ ВОПРОС.