«Тряпичный Энди»
Его называли королем поп-арта — течения в авангардном искусстве, представители которого в качестве объекта для творчества использовали обыденные вещи и продукты массового потребления. Через знакомые многим образы — например, через изображение банок консервированного супа, бутылок кока-колы, персонажей мультипликационных фильмов, портреты политиков и актеров — он создавал произведения искусства, которые сегодня стоят десятки миллионов долларов. Герой нашей новой статьи — известный американский художник Энди Уорхол. На примере его жизни и творчества выпускница нашей программы Жанна Качинская исследует проявление феномена сублимации. По мнению нашей коллеги, творчество для Уорхола было способом избегать травмирующей реальности.
Ослабить тревогу
Сублимация — один из механизмов психологических защит высокого порядка, которые способствуют смягчению неприемлемых в сознании человека влечений (сексуальных и агрессивных), ослабляют тревогу. С помощью психологических защит такие влечения перенаправляются на социально приемлемую цель.
Первым этот термин вводит создатель психоанализа Зигмунд Фрейд. В своей работе «Толкование сновидений» он описывает сублимацию «как процесс, где вытесненные влечения налагают гнет на все последующие стремления, которому те должны подчиниться». Однако они могут стараться отклонить его и перенаправить либидо на другие цели — например, в культурное русло. То есть человек не подавляет свои импульсы, а меняет форму их подачи.
Многие психоаналитики (например, Анна Фрейд, Дональд Винникотт) считают, что психологические защиты, в том числе сублимация, формируются в раннем детстве. Выбор тех или иных защитных механизмов зависит от того, как развивался человек в этом возрасте, как складывались его отношения с родителями.
По мнению Фрейда, вся творческая деятельность — это результат сублимации сексуальных влечений, которую активизируют внутренние конфликты, неудовлетворенное влечение, эмоциональное напряжение. Благодаря способности к сублимации художник направляет энергию неудовлетворенного либидо на создание творческого продукта. Если же такая способность отсутствует и энергия не находит выхода, это может приводить к развитию невротических симптомов.
Какие же внутренние конфликты, неразрешенные противоречия, страхи отразились в творчестве Энди Уорхола?
«Дьявольская кузница»
Художник родился в городе Питтсбурге (штат Пенсильвания) в бедной семье эмигрантов. Его родители Андрей и Юлия Вархолы были русинами (восточнославянский народ из региона Восточных Карпат в Центральной Европе), родом из маленькой деревушки Милова в Карпатах. Настоящее имя будущего короля поп-арта — Андрей Вархола (его назвали в честь отца и деда по материнской линии). Энди был третьим ребенком в семье.
Питтсбург был городом эмигрантов, те работали на двух основных производствах — сталелитейном и угольном. Город, как «дьявольская кузница», постоянно находился в огненном кольце из дыма, сажи и пыли. Небо над ним постоянно было в оттенках фуксии и фисташки. Позже именно эти цвета станут у Энди самыми любимыми.
Выходцев из Восточной Европы в Питтсбурге называли «славяшками». Их считали странными, неумехами; над их детьми издевались в школах. Из-за этого «славяшки» вынуждены были держаться обособленно.
Отец Эндрю работал на угольной шахте, мать была домохозяйкой. Семья жила бедно. Чтобы свести концы с концами, Юлия Вархола убиралась в домах, а еще мастерила для продажи цветы из консервных банок. Через много лет воспоминание об этих жестяных цветах вдохновит художника на создание серии картин с изображением консервов. Поделки матери Уорхол сравнивал с творчеством художников-примитивистов.
Большую часть времени маленький Энди проводил с матерью. «Андек» — так называла Юлия своего младшего сына.
Отношения со сверстниками у него не сложились. Одноклассники смеялись над его тщедушной внешностью и плохим английским. В школе Энди общался только с девочками. Его лучшей подругой стала украинская девочка-эмигрантка Марджа. Она была чем-то похожа на самого Энди: маленькая, хрупкая, светловолосая.
Вместе они ходили в кино. Тогда же Энди начал собирать свою коллекцию фотографий актеров. Позже на ее основе он создаст свою выставку трафаретных портретов звезд.
Энди было шесть лет, когда он заболел сначала скарлатиной, а затем — хореей (пляска святого Витта). Это неврологическое заболевание, которое характеризуется неритмичными, отрывистыми, быстрыми, непроизвольными движениями, преимущественно в дистальных мышечных группах и лицевой мускулатуре. Иначе говоря, у человека происходят мышечные судороги, которые он не в состоянии контролировать.
Энди оказался прикован к постели больше, чем на год. Болезнь изменила не только его детство, но, возможно, и всю жизнь. Врач рекомендовал мальчику покой, отдых, хороший уход. Мать положила все силы на выхаживание сына. Она поддерживала увлечения своего любимого Андека, восхищалась его рисунками. Юлия не покидала Энди ни на минуту, порой ночуя с ним в одной кровати.
Кстати, рисовать Уорхол начал именно в тот период своей жизни. Мать покупала ему комиксы, журналы о кино, книжки-раскраски. Он рисовал всё, что попадалось на глаза: брелок от ключей, сигаретные пачки, коробки из-под еды и питья. Художник позднее говорил, что тогда и произошло становление его фирменного стиля, благодаря которому он стал всемирно известен и успешен.
Попытка снова отправить сына в школу закончилась неудачно — у него случился рецидив, который сказался еще и на коже: лицо и тело мальчика покрылись прыщами, эта проблема будет мучить его в течение всей жизни. Энди еще больше привязался к матери, а та, в свою очередь, стала еще более усиленно его опекать.
С психоаналитической точки зрения, хорея обладает характеристиками расстройств обсессивно-компульсивного спектра. Главный симптом таких расстройств — навязчивые повторения, которые могут отражаться в мыслях, поступках или мышечных сокращениях.
Внутренние переживания, связанные с болезнью, художник на символичном уровне бессознательно перенес на свой творческий продукт, главным отличием которого также стали повторения, а первым знаменитым творением Уорхола — художественное произведение под названием «Банки с супом Кэмпбелл» (Campbell’s Soup Cans). Оно состояло из 32 холстов с повторяющимся изображением банки с супом.
Кроме того, в своем творчестве художник активно использовал технику шелкографии, которая заключается в копировании (повторении) одного и того же изображения. Повторение одинаковых изображений стало «фишкой», фирменным художественным стилем Уорхола. «Я не рисую, а всего лишь копирую», — говорил он.
Влечение к смерти
Еще одной большой травмой в жизни Энди стала смерть отца (будущему художнику было 14 лет). Он снова много времени проводит с матерью, заботится о ней, как когда-то она заботилась о сыне во время его болезни. Утрата отца не могла не отразиться на психическом развитии мальчика. Не исключено, что именно эта травма повлияла на выбор сексуального объекта Уорхола (в некоторых источниках отмечается наличие у него гомосексуальности).
Кроме того, после смерти отца у художника появился страх смерти. Он еще более усилился после покушения на жизнь Уорхола в 1968 году. Ярая феминистка Валери Соланас, которая работала вместе с Уорхолом в его мастерской «Фабрика» и снималась в его фильмах, несколько раз выстрелила ему в живот. Ранения были тяжелыми, Уорхол пережил клиническую смерть, но врачам удалось его спасти.
Тема смерти нашла яркое отражение в его творчестве. На многих картинах художника можно найти элементы, свидетельствующие об этом интересе: черепа, электрический стул, сцены насильственной смерти, похорон, ядерных взрывов и самоубийств. Он — автор посмертного портрета Мэрилин Монро и изображения больной Элизабет Тейлор.
Таким образом художник посредством сублимации смог перенести импульсы влечения к смерти в творческий акт, создав многочисленные произведения искусства, отражающие его интерес к этой теме. «Когда ты снова и снова видишь жуткие картины, — говорил Уорхол, — они перестают оказывать на тебя эффект».
Glamour-ная ошибка
После школы Энди поступил в Технологический институт Карнеги на факультет графики и основ коммерческой иллюстрации. Там он зарекомендовал себя как один из лучших студентов. В 1949 году будущий король поп-арта получил диплом бакалавра по специальности «Графический дизайн» и отправился покорять Нью-Йорк. Его рисунки покупает журнал Glamour, также он делает большой заказ на серию эскизов туфель. Туфли были для Энди фетишем. Работы с их изображением станут его визитной карточкой как рекламного художника.
Энди, его манеры, образ отлично вписались в мир глянца. Джинсы, хлопковая футболка, поношенные кроссовки, бумажный пакет с рисунками — в его внешности переплелись простота и богемный шик. «Тряпичный Энди» — так звали его друзья.
Примерно тогда же происходит превращение Андрея Вархолы в Энди Уорхола. Это произошло случайно. Glamour опубликовал его рисунки, допустив ошибку в подписи. Так и появился на свет псевдоним «Энди Уорхол». С тех пор художник будет называть себя только этим именем.
В начале 1960-х Уорхол занялся оформлением продукции «Кока-кола», а чуть позже — разработкой дизайна денежных знаков. Художник перевернул представление о скучных консервных банках, ставших в результате его деятельности настоящим произведением искусства. В 1963-м художнику удалось приобрести заброшенное помещение на Манхэттене, где он открыл собственную мастерскую «Фабрика».
«Я не знаю, где я начинаюсь и где заканчиваюсь»
В 1965 году в жизни Энди Уорхола произошло важное событие: он познакомился с актрисой Эди Седжик. В течение года их связывали очень близкие отношения. Художник считал ее своей музой и единомышленницей. Примечательно, что Энди и Эди одинаково стриглись, красили волосы в один цвет, делали одинаковый маникюр, одевались в одинаковую одежду.
С психоаналитической точки зрения подобные отношения определяются как симбиотические. При отношениях такого рода между людьми происходит как бы стирание границ. «Я не знаю, где я начинаюсь и где заканчиваюсь. Я не знаю, где начинается и заканчивается другой человек», — писал об этом американский психоаналитик Хайнц Кохут.
Такие симбиотические отношения вполне естественны и допустимы в отношениях «мать-дитя». Это необходимо, чтобы мать могла вовремя и в нужном количестве удовлетворить потребности младенца. В процессе нормального развития ребенок учится устанавливать собственные границы; формируется его идентичность, развивается способность к установлению близких отношений и способность к автономии. Склонность же к симбиотическим отношениям во взрослом возрасте может указывать на не пройденную сепарацию от матери.
Энди Уорхол, с детства привязанный к матери, так и не смог сепарироваться от нее. После его переезда в Нью-Йорк они созванивались каждый день. Однажды мать приехала к младшему сыну погостить, да так и осталась навсегда. С одной стороны, она заметно напрягала и раздражала Энди. Он стеснялся ее, прятал от приятелей. Но и обойтись без нее он не мог. Они одновременно и давали силы друг другу, и изводили друг друга, словно были скованы одной цепью.
Это чувство единения и привязанности к матери прослеживается и в творчестве Уорхола — например, в изображении банки с супом. Она отражает симбиотическую связь с матерью; это символ материнской утробы, выражающий затаенное желание вернуться в эмбриональное состояние.
Таким образом, считает наша выпускница, невозможность вернуться в утробу матери, которая символизирует покой и отсутствие тревог, побудило художника бессознательно сублимировать данное желание в творчество. Его привязанность и отсутствие сепарации от матери нашли отражение в изображении банки супа, ставшей символом кухонного пространства и материнской заботы.
Связь с актрисой Эди Седжик также могла стать повторением его отношений с матерью, поскольку Энди Уорхол считал отношения по типу симбиоза наиболее приемлемыми.
«Мальчиковые беды»
Некоторые источники утверждают, что «Энди принадлежал преимущественно гомосексуальной чувственности». Одной из причин этого, возможно, стали те самые симбиотические отношения с матерью. Бессознательное желание отделиться и убежать от нее обусловило стремление к мужчинам. Еще одним фактором развития гомосексуальности у художника могла стать утрата отца в подростковом возрасте.
Энди Уорхол свою сексуальную ориентацию никогда не афишировал. Это можно интерпретировать как желание скрыть свою гомосексуальность — вероятно, по причине чувства вины и стыда, поскольку сам Энди бессознательно относился к ней как к отклонению и патологии и называл ее «мальчиковыми бедами».
Его сублимированное сексуальное влечение к мужчинам выразилось в многочисленных изображениях мужских тел в живописи, графике, а также в кинокартинах.
***
Таким образом на примере психоаналитического исследования Жанны Качинской мы видим, как еще в детстве Энди открыл для себя процесс сублимации внутреннего напряжения через рисование; как занятия творчеством помогали ему избегать травмирующей реальности. Фантазии, нереализованные желания, сублимированные в живописи, способствовали снятию эмоционального напряжения, придавая художнику внутреннюю сосредоточенность и возвращая ему уверенность в себе.
«Если вы хотите узнать всё об Энди Уорхоле, просто посмотрите на поверхность моих картин, на мои фильмы и на меня. Вот он я. Ничего скрытого нет».
__________
Присоединяйтесь к нам в соцсетях ВКОНТАКТЕ или ТЕЛЕГРАМ.
Подробнее о программе можно узнать здесь – О ПРОГРАММЕ и ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.
Вы также можете посмотреть ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ или ЗАДАТЬ НАМ ВОПРОС.