• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
22
Март

Избавить ребенка от «безымянного ужаса»

«Покинутые дети оказываются в трагической ситуации. И дело не только в том, что их помещают в дом ребенка или в ясли. Самое мучительное для таких детей —  это неопределенность, которая разрушительным образом сказывается на их жизненной энергии, статусе и судьбе». Это фрагмент из книги Каролин Эльячефф «Затаенная боль. Дневник психоаналитика». Несколько лет она проработала в детских яслях «Антони» во Франции, где ее пациентами становились дети, по разным причинам лишившиеся родителей. В «Дневнике психоаналитика» мадам Эльячефф на практических примерах рассказывает о своем опыте этой работы.  Книга произвела сильное впечатление на выпускницу нашей программы Ольгу Старчикову. Одно из своих учебных эссе она посвятила этой работе. О том, какие важные выводы сделала для себя Ольга, читайте в нашей статье.

Two Girls

Two Girls
Gary Hume, 2009

Рассказать младенцу о его боли

Ольга Старчикова пишет, что результаты работы Каролин Эльячефф, которые она приводит в книге, показались ей невероятными. Главным образом потому, что многим пациентам, о которых идет речь в книге, было всего несколько месяцев от роду.

«Ее практический опыт работы с такими детьми — живое доказательство того, насколько важными могут быть вербальные и символические интерпретации даже для ребенка в довербальном периоде развития», — размышляет наша коллега.

По словам Ольки, описывая клинические случаи, Каролин Эльячефф наглядно показала, как работает «органический язык» бессознательного, на котором говорит ребенок, и как психоанализ позволяет почувствовать и рассказать младенцу о его боли, проявленной определенными симптомами. Так же, как и в психоаналитической работе со взрослыми, аналитик, используя эмпатичное, внимательное слушание, образное мышление, воображение, опираясь на собственные чувства в переносе, через симптом исследует бессознательное пациента. 

Папа убил сестру

У каждого маленького пациента мадам Эльячефф — своя трагическая история. Например, новорожденную Флер нашли на помойке. Матери Беллы и Зое были наркоманками, болели СПИДом; от детей они отказались в роддоме, сразу после родов. Мелина до полутора лет жила с родителями и старшей сестрой. Сестре было три года, когда отец изнасиловал ее и убил. Возможно, он истязал девочку на глазах у Мелины. Обоих родителей посадили в тюрьму (мать — по обвинению за соучастие и неоказание помощи дочери), а девочку отправили в ясли.

«Все эти истории при прочтении навевали на меня ужас, так как я могла представить себе масштаб трансгенерационной передачи, которую несет каждый из этих детей, а также какие чувства в переносе могут активизироваться у  психоаналитика в работе с ними, — пишет Ольга Старчикова в своем эссе. — Эти чувства Каролин Эльячефф также описывает на каждом этапе своей работы. Она обращает внимание читателя не только на успехи, но и на сложности, уделяя особое внимание своему пути к тем или иным выводам, которые впоследствии способствовали улучшению жизни маленьких пациентов».

Для Ольги особенно важными стали размышления мадам Эльячефф на тему ее отношения к родителям этих детей.

«Проводя сессии в рамках практики в ЦПК, я неоднократно ловила себя на периодически возникающих чувствах внутреннего осуждения в отношении пациентов или их родителей, если на сессии звучали рассказы о насилии, — рассказывает наша коллега. — Каролин Эльячефф пишет, что ее “осуждение” родителей ребенка мешало ей услышать и понять чувства самого ребенка.  Автор пишет: “Работая с такими детьми, я — не без мучительных сомнений — пришла к очевидной истине: отсутствие критического отношения к родителям не должно быть самоцелью — оно необходимо мне как аналитику, чтобы выслушать и понять ребенка. Но как член общества я имею полное право вырабатывать свою оценку чьего-либо поведения — в соответствии с общепринятыми нормами и законом».

«Думающая грудь»

Ольга Старчикова рассказывает, что в ее восприятии материал, представленный в «Дневнике психоаналитика», соединился с материалом лекций нашего преподавателя Полины Андреевны Аузан по работам Уилфреда Биона.

«В частности, вспомнилось сравнение матери с “думающей грудью”, то есть о первичной способности матери к кормлению и приданию какой-то формы зачаточным мыслям младенца, изначально представляющих путаницу импульсов и ощущений. У детей, о которых рассказывает Каролин Эльячефф в своих кейсах, нет матерей, способных выполнить эти необходимые функции, но этих матерей — не в функции кормления, но в части символизации — им “подменяет” аналитик. Именно аналитик выполняет процесс переработки сырых бета-элементов чувств и аффектов ребенка и возвращает их в удобоваримом альфа-виде доступных ребенку слов и символов. И это избавляет ребенка от “безымянного ужаса” — негативного опыта, свойственного детям, не имеющим в доступности взрослой психики, в которую младенец мог бы положить/спроецировать свой дистресс».

Конечно, аналитик не в силах заменить покинутому ребенку мать, как психоанализ не может полностью избавить его от страданий, размышляет автор эссе. Но, подобно хорошей матери, аналитик может помочь ребенку восстановить чувства, пережитые им во время травматического опыта; а затем и прогоревать его боль, чтобы превратить этот опыт в “воспоминание об уже завершившемся прошлом”».

Исцеляющий психоанализ

«Читая книгу, я постоянно ловила себя на мысли о том, насколько психоанализ мог бы изменить жизнь людей, столкнувшихся с травмой (в том числе, в младенческом, детском возрасте), будь он доступен для каждого в каждой стране, — резюмирует выпускница нашей МП. — К сожалению, сейчас сложно представить себе сеансы психоанализа с младенцами в российских домах ребенка — тем более, оплачиваемые государством».

Тем не менее, считает Ольга, расширение мировой географии психоанализа будет способствовать тому, что постепенно отношение взрослых к детям изменится в лучшую сторону и люди наконец-то поймут, что психика человека — сложный механизм, который с самого начала требует бережного отношения к себе. 
В финале эссе автор пишет: «”Неся слово, психоаналитик служит проводником символической функции, без которой человеческая жизнь была бы невозможна”. Именно этим предложением Каролин Эльячефф символично завершает свою книгу, оставляя нам не только надежду, но и мотивацию к дальнейшей работе». 

__________

В специальном разделе «Книжная полка» мы собрали несколько подборок книг на тему психоанализа.

__________

Присоединяйтесь к нам в соцсетях ВКОНТАКТЕ или ТЕЛЕГРАМ.

Подробнее о программе можно узнать здесь – О ПРОГРАММЕ и ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.

Вы также можете посмотреть ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ или ЗАДАТЬ НАМ ВОПРОС.