• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Менять мир к лучшему через призму психоанализа

«Наша фея» — так говорят слушатели о директоре нашей программы Екатерине Фёдоровой. Хрупкая, изящная, красивая — она действительно похожа на героиню доброй сказки. Но дело не только в этом. Екатерина — тот человек, который первым знакомится с нашими будущими первокурсниками. Многие студенты и выпускники, когда мы берем у них интервью, говорят, что именно она поддержала их в желании учиться; помогла преодолеть страхи, сомнения и поверить в то, что всё получится. О том, как Екатерина сама пришла в психоанализ, что изменилось в ее жизни благодаря учебе и работе на программе; а также как психоанализ помог исполнить ее детскую мечту, читайте в нашей статье.

Екатерина Федорова

Екатерина Федорова

Давайте потанцуем 

— Я родилась и выросла в городе Балаково Саратовской области. Лет с пяти занималась хореографией, танцами, причем достаточно серьезно.

Коллектив, в котором я танцевала, участвовал в различных федеральных шоу — таких, как «Утренняя звезда». После школы я хотела учиться в хореографическом вузе — мечтала стать хореографом, балетмейстером, режиссером-постановщиком танцев.

Но родители посоветовали поступать на факультет иностранных языков. «Иностранные языки точно пригодятся», — сказала мама. Я прислушалась и пошла в педагогический университет на иняз.  

— Психологией на тот момент вы не интересовались? 

— Нет, тогда психология в сферу моих интересов не входила вообще. Никто не ожидал — прежде всего, я сама, — что однажды я буду изучать психоанализ. Правда, во время учебы в школе я увлекалась физикой, астрономией, а это тоже про изучение неизвестного, неизведанного. Наверное, в этом можно увидеть некую метафорическую связь с психоанализом, который изучает космос, только внутренний. 
 

В Москву! 

— После окончания университета я уехала в Москву, устроилась в издательский дом администратором ресепшн. Проработала там около трех месяцев, после чего меня пригласили в крупную российскую телекоммуникационную компанию «Вымпелком» (ТМ «Билайн»). По сути, это моя альма-матер, в которой я сформировалась как профессионал. В этой компании я прошла путь, как любит говорить руководитель нашей МП Андрей Владимирович Россохин, «от слесаря до директора завода». 

Сначала я работала на ресепшн. Меня заметил вице-президент по HR и пригласил к себе на должность персонального ассистента. Достаточно быстро я выросла до координатора большого департамента по внутренним коммуникациям и оценке персонала. Занималась перформанс-менеджментом, работала как с командами, так и с сотрудниками-лидерами, внедряла и развивала в компании корпоративную культуру. Взаимодействовать приходилось с огромным количеством людей. 

Это была сложная, напряженная работа в режиме 24/7, с плотным расписанием, требующая огромной вовлеченности и многофункциональности. Я посвятила ей около девяти лет. В профессиональном плане это была, конечно, мощная школа жизни. Но однажды я почувствовала, что сильно устала от необходимости «жить не своей жизнью» практически 24 часа в сутки. И тогда уволилась из компании. 

А уже на следующий день вышла на работу в Фонд Рубена Варданяна и Вероники Зонабенд (RVVZ Foundation). Как раз в тот период фонд запускал гуманитарную инициативу и одноименную международную премию «Аврора», я очень горжусь тем, что немного причастна к ее запуску. Премия существует до сих пор, ее миссия — менять мир к лучшему, воздав должное людям и организациям, которые посвятили себя делу спасения человеческих жизней и продвижению идей гуманизма. 

На новом месте я сразу взяла высокий темп работы. Но, поскольку времени на отдых после увольнения из «Билайна» я себе не дала, вскоре поняла, что силы мои, моральные и физические, — заканчиваются; что делаю работу уже не с горящими глазами. В таком состоянии я и попала в психоанализ. 

Екатерина Федорова и Андрей Владимирович Россохин

«Хочешь быть счастливой? Учись психоанализу!» 

— Как-то я встретила одну мою коллегу, которая незадолго до этого отучилась на программе по психоанализу и психоаналитическому бизнес-консультированию, а также руководила ею. Она посмотрела на меня, увидела мой потухший взгляд и сказала: «Это не ты! Ты сама на себя не похожа. Чувствуется, что ты выгорела. Хочешь быть счастливой?». А кто не хочет? — «Иди учись в Вышку!». И я пошла. 

Цели стать психотерапевтом у меня изначально не было. Я пришла учиться, чтобы с помощью психоанализа привнести что-то новое и полезное в свою работу, научиться по-другому выстраивать отношения с сотрудниками, командами. Но постепенно, слушая лекции по психоанализу, посещая супервизии, я поняла, что, оказывается, существует и другой мир, в котором есть что-то более важное и ценное, чем работа. Я в буквальном смысле оказалась соблазненной психоанализом. 

Программу я закончила с красным дипломом. Моя магистерская диссертация была посвящена теме лидерства. Кстати, ВКР мы писали в соавторстве с моим экс-руководителем из «Вымпелкома», с которым проучились вместе два года.   

— Учеба и работа на программе изменили вас? Удалось ли справиться с выгоранием? 

— Оно никогда не начинается на пустом месте, за ним стоит большое количество различных факторов.

Психоанализ помог многое переосмыслить, посмотреть по-другому на привычные вещи, на отношения с родными и близкими. Кроме того, я пошла в личную психотерапию, которой уже больше пяти лет. Благодаря ей я стала больше «смотреть в себя».

Конечно, трансформации неизбежны. Когда каждый день слышишь реальные истории других людей, наполненные болью, страданием, иногда даже напоминающие фильмы ужасов, то начинаешь задумываться о своей жизни, менять привычные паттерны поведения. Причем это происходит как будто само собой. Учеба на программе стала для меня большой инвестицией — в себя, в личные отношения, в семью, в отношения с ребенком.

Психоанализ — это всегда про жизнь, про любовь. Прежде всего к себе, а через это — и к другим. Что может быть важнее? 

Екатерина Федорова

В омут с головой 

— Как вы стали директором программы? 

— Еще во время учебы на втором курсе Андрей Владимирович пригласил меня поработать менеджером на двух программах — по психоаналитической психотерапии и по психоаналитическому бизнес-консультированию. Я отвечала за их развитие, а также за блок практики. Это было непросто, в какой-то момент пришлось совмещать сразу три роли — студента, который пишет ВКР, и менеджера двух МП. 

После выпуска встал вопрос, с какой из них продолжать сотрудничать, поскольку на две программы моего внимания уже не хватало. Наступать же на прежние грабли (работать 24 часа в сутки и затем снова выгореть) мне не хотелось. 

Я выбрала программу по психоанализу и психоаналитической психотерапии. Фактически я помогала запускать ее; увидела, начала наполнять программами, курсами, внутренней культурой (она, безусловно, уже существовала, но хотелось ее расширить, наполнить большим творчеством). Я хороший проджект-менеджер — умею и люблю конструировать проекты с нуля; знаю, как работать с вовлеченностью сотрудников, могу составить пошаговый план и выйти к определенному результату. 

Было очень непросто, ведь раньше я никогда не работала в  государственных учреждениях — здесь есть своя специфика. Многие процессы пришлось выстраивать с нуля, погружаться в неизвестное — конечно, не без поддержки коллег. По сути, это было как окунуться в омут с головой. 

Учиться у лучших 

— В этом году программе исполняется семь лет. Несмотря на то, что ее базовое наполнение остается неизменным, каждый учебный год она дышит по-другому, по-новому. В чем секрет? 

— Мне и моим коллегам всегда хочется привнести в программу что-то интересное, новое — причем не только для слушателей, но и для выпускников. Из этого желания рождаются идеи новых курсов, семинаров. Кроме того, я постоянно посещаю вместе с нашими слушателями лекции, семинары, супервизии. В число моих обязанностей это, конечно, не входит; но, во-первых, я не могу отказать себе в удовольствии снова и снова учиться на программе! Во-вторых, это помогает мне понять, насколько комфортно студентам в нашем пространстве; что можно было бы изменить, чтобы им стало еще лучше. 

Мы стараемся постоянно приглашать на программу зарубежных психоаналитиков. Причем это не только французские мэтры, но и представители других психоаналитических школ. Внимательно смотрим, с какими запросами чаще всего приходят клиенты в наш Центр психоаналитической психотерапии (ЦПП). Если видим, что появилось много кейсов, связанных с той или иной проблемой, это для нас сигнал, что слушателям будет полезно разобрать данную тему с психоаналитиком, который на ней специализируется. Так появляются идеи нового семинара или учебного курса. 

Но, в первую очередь, пространство программы наполняют наши слушатели, они — основные авторы изменений. Каждый учебный год к нам приходят новые люди, и вопросы они задают каждый раз новые. Преподаватели всегда прислушиваются к ним, стараются уловить, что людям больше всего интересно; с какими темами возникают сложности. Поэтому каждый год один и тот же курс звучит по-другому. 

Кроме того, у нас на программе регулярно проходят Open Talk — открытые разговоры «не под запись», — на которых мы проговариваем множество вопросов, связанных с организационными моментами (и не только) — говорим обо всём. Это возможность получить классную обратную связь, и она тоже ложится в основу развития программы. Мы прислушиваемся к инициативам слушателей, которые касаются и внеучебной деятельности. Всегда их поддерживаем, стараемся развивать и включать в программу, чтобы следующему курсу при погружении в наше пространство было еще комфортнее. 

Ну и я просто знаю, что невозможно остановиться и сказать: «Вот теперь у нас всё классно, всё работает». Психоанализ постоянно развивается, появляются новые тенденции. А значит, и мы не можем стоять на месте. Иначе рискуем превратиться в памятники. 

— Формат Open Talk — это ваша идея? Как она появилась? Зачем нужны такие встречи? 

— Я предложила эту идею года три назад, и сейчас такие встречи уже стали нашей традицией. В какой-то момент я почувствовала, что нужен живой контакт с группой, открытый разговор не под запись, когда слушатели могут дать обратную связь по учебе, задать волнующие вопросы. Со студентами первого курса мы встречаемся раз в неделю, по четвергам. С второкурсниками — реже, примерно раз в месяц. 

Я стараюсь сконтейнировать эмоции ребят, их тревоги, страхи, сомнения. Такие встречи дают ощущение поддержки и доверия. А еще благодаря им слушатели учатся контейнировать и себя, и друг друга. Для меня это тоже важно. 

Екатерина Федорова

Обрести свободу 

— Студенты программы не только учатся, но и ведут активную творческую жизнь, какой у многих из них не было даже во время учебы на бакалавриате. Чья это идея — фактически подарить взрослым людям вторую студенческую жизнь? 

— У нас на МП в течение учебного года проходит два основных крупных мероприятия. Первое — это посвящение первокурсников в психоаналитические психотерапевты, мы проводим его в декабре. Второе — вечеринка по случаю выпуска и «экватора» в июне. Эти традиции существовали и раньше, но, наверное, не в таких масштабах, как сейчас. Теперь это уже не просто милые капустники, а настоящие спектакли с качественными сценариями и режиссурой. Я с большим удовольствием включаюсь в эти инициативы. Видимо, дает о себе знать детская мечта стать хореографом-постановщиком, режиссером. Так что учеба и работа на программе в каком-то смысле помогли мне ее реализовать. 

А вообще такие мероприятия — это прекрасная возможность для слушателей выпустить своего внутреннего ребенка; отпустить свое бессознательное. Это, кстати, тоже имеет свой терапевтический эффект. Люди раскрываются иногда совершенно с неожиданной стороны, о существовании которой сами не подозревали. Наше пространство — про жизнь, про возможность проживать ее по-иному. 

— С каким настроением входите в новый учебный год? 

— Волнуюсь, конечно. Хочется, чтобы нашим новым слушателям у нас понравилось. Чтобы их ожидания оправдались. Чтобы им было максимально комфортно находиться в нашем пространстве, учиться, формировать свое психоаналитическое Я, присваивать себе новую профессию. 

— А вы допускаете мысль о том, что однажды будете работать только психоаналитическим психотерапевтом? 

— Конечно. Я пока не присвоила себе эту профессию. Возможно, для того, чтобы сделать это, мне нужно параллельно пройти еще один путь. Так что у меня всё впереди! Но, видимо, на данный момент мне всё же интереснее быть тем человеком, который создает, конструирует, развивает что-то новое. Мне нравится менять мир вокруг себя через призму психоанализа, когда мы лучше знаем, понимаем себя; когда находимся в контакте с собой и своими чувствами. А еще я чувствую здесь свободу. Возможно, это и есть моя ключевая ценность.

__________

В разделе «НАШИ ЛЮДИ» вы можете прочитать еще больше историй наших слушателей, преподавателей и выпускников об их пути в психоанализ.

__________

Присоединяйтесь к нам в соцсетях ВКОНТАКТЕ или ТЕЛЕГРАМ.

Подробнее о программе можно узнать здесь – О ПРОГРАММЕ и ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.

Вы также можете посмотреть ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ, подать ЗАЯВКУ НА ОБУЧЕНИЕ или ЗАДАТЬ НАМ ВОПРОС.