«А что, если я не справлюсь?..»
Ровно месяц назад на нашей программе начался новый учебный год. Ровно месяц, как слушатели-первокурсники начали свое погружение в психоанализ. У многих из них к новым знаниям добавились и новые страхи: а вдруг я не сумею стать хорошим психотерапевтом? А что, если запрос, с которым обратится ко мне пациент, окажется слишком сложным для меня? А вдруг клиент откажется работать со мной?Подобные сомнения одолевают всех начинающих специалистов. И здесь важно не впасть в отчаяние, а понять причину тревоги и решить, что с ней делать. Это, собственно, и сделала наша слушательница Анна Поунова. Свои выводы она изложила в эссе на тему «Страхи работы психотерапевтом».
Какой я?
Поводом для написания эссе стал один из семинаров Юлии Германовны Овчинниковой, который она проводила в рамках своего курса «Психоаналитическая практика: ремесло и искусство». Юлия Германовна предложила слушателям выполнить следующее упражнение. Им нужно было представить себя в роли успешного психотерапевта и написать 10 пунктов к ответу на вопрос: «Какой я психоаналитический психотерапевт?». При этом одним из условий было воздержаться от характеристик вроде: успешный, умный, достойный и т. д.
«Упражнение показалось мне крайне занимательным, но, когда я к нему приступила, то поняла, что не знаю, что написать, — рассказывает в эссе Анна Поунова. — Мне было очень сложно выполнять упражнение, не используя при этом прилагательные. После занятия я долго думала, с чем же связан такой “ступор”? В итоге пришла к выводу, что у меня присутствует страх работы терапевтом, который мешает мне думать о будущем».
Страх № 1: не смогу помочь
Анна задумалась, чего же именно она боится.
«В моей голове долгое время была установка, согласно которой психотерапевт должен решать все проблемы клиента быстро и эффективно, — пишет наша коллега. — Довольно часто люди, узнав о том, на какой магистерской программе я учусь, просят дать им совет, как поступить в той или иной жизненной ситуации. Я, конечно же, сразу хочу всем помочь, но, поскольку у меня пока нет большой теоретической базы и практического опыта, часто я просто не понимаю, что сказать. Отсюда мой первый страх: я не справлюсь и не смогу помочь людям».
После размышлений на эту тему Анна пришла к выводу, что с ее стороны это нарциссический страх, поскольку сама формулировка: «я не справляюсь, я не смогу помочь людям» — на самом деле, говорит о сосредоточенности на себе, а не на клиентах.
Преодолеть этот страх нашей коллеге также помогло понимание, что психотерапия — сложный и долгий процесс; что запросы, с которыми обращаются клиенты, не решаются в формате «здесь и сейчас», потому что часто за ними стоят более глубинные причины.
«Допустим, клиент приходит с запросом “у меня не получается построить отношения”. Это не всегда означает, что проблема отсутствия отношений первична. За ней может стоять что-то более серьезное. Например, отношения с матерью или отцом. Можно всячески пытаться помочь клиенту найти вторую половинку, но, когда он ее найдет, проблемы не решатся. Именно поэтому важно понимать, что самое главное в работе аналитика — не спешить, а сосредоточиться на контакте и на внимательном взгляде на истинные проблемы».
Страх № 2: кейс будет тяжелым с эмоциональной точки зрения
О том, что клиентский запрос может оказаться для нее слишком тяжелым с эмоциональной точки зрения, Анна задумалась, посетив несколько супервизий, на которых почувствовала сильный перенос.
«Многие проблемы были схожи с моими, после чего я задумалась: как сосредотачиваться на клиентах, когда поднимаются мои довольно болезненные чувства?».
По мнению слушательницы, этот страх, как и первый, имеет нарциссическую природу, поэтому, чтобы преодолеть его, важно, считает Анна, в первую очередь спросить себя: «Зачем ты здесь находишься? Себе помочь или людям?».
«После ответа на этот вопрос информацию клиента воспринимать легче, и перенос будет не таким сильным, как в начале», — считает Анна.
Страх № 3: клиент не захочет работать со мной
А что, если клиент откажется от работы со мной? Это еще одно опасение нашей коллеги. Проанализировав его, она пришла к выводу, что и он сводится к ее внутреннему перфекционизму; что не всегда отказ пациента говорит о некомпетентности специалиста.
«Психотерапия — это всегда работа двоих: терапевта и клиента, — размышляет Анна. — Если клиент понимает, что не готов вкладываться в работу со мной, то его отказ — это его право. И важно относиться к выбору человека с уважением. Каждый имеет право выбрать того специалиста, с которым ему будет комфортно работать».
Страх № 4: не сумею сказать «нет» клиенту, с которым объективно не смогу работать
Во время учебы наши слушатели сталкиваются с историями пациентов с пограничным уровнем функционированием психики. Анна задумалась: сможет ли она работать с такими пациентами и их крайне непростыми историями?
«Изначально я была убеждена, что с такими клиентами можно и нужно работать в рамках психоаналитической психотерапии, — пишет слушательница. — Но затем я начала более подробно погружаться в их особенности, услышала на супервизиях несколько кейсов о таких пациентах и поняла, что лично мне будет тяжело работать с “пограничниками”. Это связано не с некой “беспомощностью” с моей стороны, а с особым устройством их психики».
На момент создания эссе Анна еще не решила окончательно, как справиться с этим страхом.
«Возможно, стоит сразу обозначать свою “целевую аудиторию”, говорить клиентам, с какими проблемами я работаю, а с какими — нет. Но самое главное, я должна понимать, что говорить “нет” клиентам, с которыми мне объективно тяжело работать, — это мой выбор, на который я имею право».
Превратить тревогу в силу
«Я практически полностью уверена, что страхи, перечисленные выше, испытывал каждый специалист в начале своей карьеры. Они естественны, — резюмирует Анна Поунова. — Но именно эти страхи и побуждают нас работать над собой, становятся точкой роста. Также я уверена, что с началом собственной практики эти страхи исчезнут: либо сами по себе, либо с помощью других людей (имею в виду личную терапию и супервизии)».
__________
Присоединяйтесь к нам в соцсетях ВКОНТАКТЕ или ТЕЛЕГРАМ.
Подробнее о программе можно узнать здесь – О ПРОГРАММЕ и ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.
Вы также можете посмотреть ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ или ЗАДАТЬ НАМ ВОПРОС.