Французский психоанализ: через тернии - в космос
4 ноября Парижскому психоаналитическому сообществу (SPP) исполняется 97 лет! В 1926 году его основала группа девяти психоаналитиков-энтузиастов. На почти вековую историю SPP пришлось много событий — ярких и драматических. Французский психоанализ и французская психоаналитическая школа уже несколько десятилетий остаются одними из наиболее востребованных среди специалистов и интеллектуалов. Тем удивительнее тот факт, что долгое время Франция сопротивлялась психоанализу. Подробнее об этом читайте в нашей новой статье.
«Мы это уже открыли до вас»
Есть несколько причин, почему французы так отчаянно сопротивлялись психоанализу и не желали его признавать. Во-первых, они всегда гордились своей историей, традициями и тем влиянием, которое их нация оказывала на протяжении многих столетий на политику, науку, искусство. Гордились французы и своей всемирно известной медицинской аристократией.
Они были убеждены, что обладают солидными знаниями и в области лечения неврозов, и в глубинной психологии, а потому не видели оснований для того, чтобы принимать теории Фрейда. «Мы это уже открыли до вас», — примерно так реагировали во Франции на гипотезы основателя метода психоанализа.
Осложняло ситуацию и то, что учение пришло к французам на немецком языке, а ко всему немецкому они тогда относились с подозрением. Причина этой настороженности — поражение Франции во франко-прусской войне 1870-1871 годов. С тех пор французы жаждали отмщения, реванша. Однажды молодой Фрейд, будучи на стажировке в Париже, слушал выступление знаменитого невролога Жоржа Жиля де ла Туретта, во время которого тот сказал, как они, французы, жестоко отомстят Германии. На что Фрейд заметил, что он — еврей, а не немец или австриец.
Литераторы-«невежды» и клиницисты
Несмотря на колоссальное сопротивление, психоанализ постепенно проникал во Францию. Этот процесс начался примерно за 12-13 лет до создания Парижского психоаналитического общества.
Одним из популяризаторов метода Фрейда стал военный врач Анжело Эснар (его считают представителем первой волны французских аналитиков). Именно ему принадлежат первые переводы трудов создателя психоанализа. В 1913 году Эснар совместно со своим учителем, выдающимся для своего времени психиатром Эммануэлем Режисом, пишет статью «Учение Фрейда и его школа» (La doctrine de Freud et de son ecole). Это была первая работа во Франции, посвященная психоанализу.
Впрочем, массовый интерес к психоанализу возник у французов лишь в 20-е годы XX века. Важную роль в этом сыграла культурная элита. Фрейд в 1925 году так и написал: «Интерес к психоанализу во Франции породили литераторы».
Исследователи склонны объяснять это особой ролью, которую играли литература и искусство во французском обществе в период между Первой и Второй мировыми войнами. Писатель тогда был не просто художником, но также теоретиком и проводником политических идей, а литература — той единственной средой, через которую распространялись передовые идеи.
Большую роль в популяризации психоанализа во Франции сыграла, в частности, Евгения Сокольницкая, одна из учениц Фрейда, приехавшая в Париж в 1920-м. Постепенно учение психоаналитика заинтересовало не только деятелей искусства, но также врачей и психиатров.
В итоге во Франции в начале XX века сформировалось два психоаналитических течения — клинический и светский, — которые находились в оппозиции друг к другу. Представителей «светского» психоанализа клиницисты называли литераторами-«невеждами». Хотя некоторые из них таковыми вовсе не были.
Например, писатель, поэт, основоположник сюрреализма Андре Бретон учился в Сорбонне на медицинском факультете, и ему предрекали большое будущее в области медицины.
Впрочем, сообщество клиницистов не было монолитным. Внутри него существовало несколько течений. Тем не менее, они смогли объединиться и создать Парижское психоаналитическое общество. Первоначально оно состояло всего из девяти человек. Первым президентом организации стал психоаналитик Рене Лафорг.
Преданная ученица Фрейда
Учредителем SPP выступила другая ученица Фрейда — Мари Бонапарт. Ее помощь и поддержка в формировании психоаналитического общества были бесценными. С основателем психоанализа Мари познакомилась в 1925-м, через год после смерти отца, которую тяжело переживала. Тогда же начался и ее личный анализ, который продолжался практически до кончины Фрейда.
Интересная деталь: поскольку Бонапарт не жила в Вене постоянно, она проходила так называемый «челночный» анализ, когда пациент посещает аналитика несколько недель подряд, а затем уезжает к себе на родину. Опыт Мари Бонапарт подтверждает эффективность такой практики.
Фрейда она считала гением, его авторитет для нее был абсолютным. Меньше чем через год после начала психоаналитического лечения Мари стала его ученицей. Она активно популяризировала на родине идеи своего учителя. Кроме того, Бонапарт переводила его работы на французский язык. Качество этих переводов вызывает у современных исследователей определенные сомнения, но в то время это был весомый вклад в продвижение психоанализа во Франции.
Через год после создания SPP Мари Бонапарт начала издавать «Французский психоаналитический журнал» (Revue Francaise de Psychanalyse), который и сегодня представляет собой одно из самых влиятельных французских психоаналитических изданий. Ее же усилиями в 1934-м был создан Институт психоанализа, готовящий аналитиков.
Только благодаря Мари Фрейду удалось избежать смерти в концлагере: Бонапарт выкупила у нацистов психоаналитика и нескольких членов его семьи.
Когда гитлеровцы оккупировали Францию, Мари сначала переехала на юг страны, а затем — за границу. Везде, где бы она ни находилась, Бонапарт искала возможность просвещать местных психиатров касательно учения Фрейда.
Противостояние
Годы Второй мировой войны и оккупация Франции гитлеровскими войсками стали черной страницей в истории и страны, и французского психоанализа. Весной 1940 года институт закрылся. Кто-то из психоаналитиков эмигрировал, другие (например, Саша Нахт) активно участвовали в работе антифашистского движения «Сопротивление». Психоанализу пришлось уйти в тень. Сохранить свою деятельность смогли немногие аналитики. SPP возобновило свою работу лишь в 1945 году.
С окончанием войны во Франции, как и повсюду в мире, психоанализ возрождается сильно изменившимся по сравнению с предшествующими десятилетиями, — пишет Ален де Мижолла, основатель Международной ассоциации истории психоанализа и ведущий специалист в области истории психоанализа во Франции. — Фрейд умер, а с ним и верховный судия того, кто и что достойно или недостойно признаваться психоаналитиком или психоаналитическим. Отныне эта роль должна перейти к институтам, чья образовательная деятельность станет источником конфликтов, отодвигая на второй план чисто теоретические споры.
В период с 1945-го по 1953-й годы французские аналитики заняты больше не новыми открытиями, а реорганизацией и условиями получения психоаналитического образования. Какие практические методики следует выбрать для обучения? Нужно ли сохранять независимость психоаналитического образования от университетского или, наоборот, приближать его к нему? Это, пожалуй, главные вопросы, вокруг которых разворачивались основные дискуссии.
В 1953-м был вновь открыт Институт психоанализа. Это событие спровоцировало первый раскол во французском психоаналитическом движении. Он связан в первую очередь с именами Саши Нахта, возглавившего SPP в 1949 году, Даниэля Лагаша и Жака Лакана. Одной из причин конфликта стали разные взгляды аналитиков на получение медицинского образования. Нахт и его сторонники считали, что оно аналитикам необходимо. Лакан и Лагаш придерживались иной точки зрения. Кроме того, у коллег Лакана вызывала сильное недоверие его практика «сеансов переменной продолжительности».
Противостояние закончилось тем, что SPP покинуло несколько психоаналитиков (среди них Лакан, Франсуаза Дольто, Даниэль Лагаш), которые создали Французскую психоаналитическую ассоциацию. 10 лет она боролась за свою реинтеграцию в мировое психоаналитическое сообщество. Все это время Международная психоаналитическая ассоциация (IPA) признавала обучающим только Парижское психоаналитическое общество.
В итоге Французская психоаналитическая ассоциация добилась желаемого результата — правда, ценой исключения из своих рядов Лакана и Дольто. IPA сочла их практику несовместимой со своими образовательными требованиями. После этого Лакан порвал с ортодоксальным психоанализом и основал Парижскую школу фрейдизма, которой руководил почти до самой смерти в 1981 году. Во многом именно он определил образ французского психоанализа и его специфику на фоне других психоаналитических подходов.
По мнению исследователей, эти годы: с 1953-го по 1980-й — из-за яростного соперничества психоаналитических организаций — стали наиболее плодотворными в истории французского психоанализа, придав ему такой творческий порыв, какого он не знал никогда ранее. Парижское психоаналитическое общество в тот неспокойный период подготовило большое количество аналитиков, которые оказали глубокое влияние на ход психоанализа во Франции.
«Такое развитие, за всеми институциональными разногласиями, позволило ему быть услышанным в международном концерте, при полном тогда засилье англоязычных авторов: британцев из кругов Мелани Кляйн, Дональда Винникотта, Уилфреда Биона или американцев», — пишет Ален де Мижолла.
Психоаналитическая родословная
На данный момент в состав Парижского психоаналитического общества входят около 800 психоаналитиков. Еще около 300 специалистов проходят обучение. Среди членов SPP и кандидатов есть и преподаватели нашей магистерской программы, которая следует традициям французской психоаналитической школы. Так, у нас на МП регулярно проходят семинары лучших ее представителей: Алена Жибо, Вассилиса Капсамбелиса, Рене Руссийона. Их мастер-классы — фундамент нашего психоаналитического образования. С семинарами на нашей программе были практически все современные президенты SPP: Жильбер Дяткин, Бернар и Эмманюэль Шерве, Кларисс Барюк...
В первую очередь, этим мы обязаны создателю и руководителю программы Андрею Владимировичу Россохину, который учился у блестящих французских специалистов. Его аналитиком была Юлия Кристева, а легендарные Джойс МакДугалл и Андре Грин — супервизорами. Три года Андрей Владимирович проходил супервизии у Сезара Ботелла.
«Фактически это моя психоаналитическая родословная, которая характеризует то пространство, которое позже было создано здесь, в Вышке, — говорит руководитель нашей программы. — Это то, что я преподаю, и что привнес в свою программу. Ее основа, сердцевина — это дух французского психоанализа».
__________
Присоединяйтесь к нам в соцсетях ВКОНТАКТЕ или ТЕЛЕГРАМ.
Подробнее о программе можно узнать здесь – О ПРОГРАММЕ и ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.
Вы также можете посмотреть ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ, подать ЗАЯВКУ НА ОБУЧЕНИЕ или ЗАДАТЬ НАМ ВОПРОС.