Безжалостная агрессия, суцидальные фантазии и защита Я
«Темы моих семинаров выбраны не случайно и не случайно они расположены именно в таком порядке. По ходу нашего небольшого курса будут разворачиваться и выстраиваться определенные идеи, обсуждая которые, надеюсь, мы сможем чему-то научиться друг у друга», — так начал встречу со слушателями нашей программы всемирно известный британский психоаналитик Дональд Кэмпбелл.
Идей было много, интересных и сложных, темы и истории из жизни клиентов были тяжелыми — такими, от которых, по словам одной из участниц семинара, «дрожат руки и холодеет сердце». Тем ценнее оказались эти три дня, о которых расскажем в нашем материале.
Дело жизни
«Моя карьера была полна неожиданностей, — поделился Дональд Кэмпбелл личным, отвечая на вопрос одного из слушателей. — К моменту, когда мне было двадцать с хвостиком, я много чего успел перепробовать. В психоанализ я пришел, поскольку мне нужна была помощь».
По словам мистера Кэмпбелла, ему очень повезло с аналитиком, и в процессе работы он понял: психоанализ — это именно то, чем он сам хочет заниматься. За этим последовал переезд из США в Англию, учеба в магистратуре (без нее не брали в Центр Анны Фрейд) и, наконец, поступление в Центр Анны Фрейд.
Я вложил в учебу в магистратуре два года своей жизни! — вспоминает Дональд Кэмпбелл. — На самом деле, когда ты находишь что-то важное, нужно чем-то жертвовать, даже если ты и не воспринимаешь это как жертву. Кстати, Центр Анны Фрейд — замечательное место, рекомендую его. Там есть четырехлетняя программа обучения, три года из которых — от заката до рассвета.
Учеба в Центре определила вектор будущей карьеры мистера Кэмпбелла: он начал практику как детский психотерапевт. Будущий психоаналитик работал с подростками, склонными к правонарушениям, суицидам и проявлениям насилия и агрессии в отношении себя и других. Позже он начал работать со взрослыми.
Сферой его интересов стало суицидальное и предсуицидальное поведение, агрессия, насилие и перверсии. На семинарах, которые состоялись на нашей программе, мистер Кэмпбелл рассказал о своих теоретических наработках и клиническом опыте в этих областях.
«Первый эшелон» обороны
Как возникает агрессия? При столкновении с угрозой в каждом из нас активизируются разные рефлексы. Один из самых популярных — «бей-беги». Его проявления мы можем увидеть в том, как человек ведет себя в сложных или опасных ситуациях — пытается ли он бороться с ними или сбегает.
Каждый из нас рождается с каким-то своим положением на этой развилке “бей” или “беги”, — рассказывает Дональд Кэмпбелл. — Этот рефлекс мобилизуется, когда есть угроза нашему существованию: не обязательно физическая, это может быть “нарциссическая угроза”, то есть угроза нашему представлению о себе.
Например, подросток, над которым подшучивают в школе, постоянно иронизируют по поводу его внешнего вида, его мужественности и т. д. будет воспринимать такое поведение со стороны окружающих как угрозу его Я.
«В ответ на это возникает агрессия, — объясняет британский психоаналитик. — Это безжалостная агрессия, и она будет направлена на полное уничтожение угрожающего внешнего фактора».
Люди в таком состоянии способны совершать правонарушения: ввязаться в драку, напасть на другого человека с оружием в руках. По словам мистера Кэмпбелла, это так называемый «первый эшелон» обороны.
Объект угрожающий и сохраняющий
«Такая безжалостная агрессия может быть контрпродуктивной, особенно в жизни маленького ребенка», — продолжает Дональд Кэмпбелл.
К слову, возникает эта агрессия в самом раннем возрасте. Дело в том, что если мать не обеспечивает достаточно хороший уход за ребенком (например, не кормит, когда он голоден; не укачивает, когда он хочет спать; не укутывает, когда ему холодно), то ребенок воспринимает ее как плохой объект, который угрожает его существованию.
Однако со временем ребенок замечает, что от этого же самого “плохого” объекта зависит его выживание, — рассказывает мистер Кэмпбелл. — Мать — это источник не только опасности, она еще и источник удовольствия. Это тот объект, от которого полностью зависит выживание младенца.
Такая амбивалентность становится фундаментальным вызовом для ребенка: как ему обеспечить свое выживание, устранив источник опасности, и при этом сохранив источник удовольствия? Ведь это один и тот же объект.
От безжалостной агрессии — к садистической
По словам психоаналитика, ребенок находит прекрасное творческое решение: поскольку отказаться от агрессии он не может, он «объединяет» ее с либидо. Так рождается садизм.
Садизм широко представлен в отношениях матери и ребенка. Он становится результатом эротизации агрессии, и у агрессии появляется новая цель — контролировать мать, — поясняет мистер Кэмпбелл.
Таким образом, в отличие от безжалостной агрессии, садистическая агрессия будет направлена не на уничтожение объекта, а на установление контроля над ним. И это — «второй эшелон» обороны.
Элементы садизма в отношениях матери и ребенка есть даже в известной детской игре.
«Не помню, как она называется в России, но, по-моему, это универсальная кросс-культурная игра, — говорит Дональд Кэмпбелл. — На некоторое время мама на глазах у ребенка прячется (например, за одеялом), спрашивает “Где мама? Куда она пропала?”, а затем появляется. Таким образом происходит как будто “мгновенное сотворение” мамы для ребенка якобы из ниоткуда. Не видя мамы, ребенок поначалу испытывает дискомфорт, тревогу от потери объекта, а затем — радость от ее возвращения».
В какой-то момент ребенок приглашает «поменяться ролями» и прячется сам, пытаясь взять ситуацию под контроль.
Агрессия меняет вектор
Когда человек сталкивается с угрозой со стороны другого или большими потерями в отношениях с другим, к этому другому возникает ненависть и агрессия. Эта некая «исходная реакция» Я на объект окружающего мира.
Однако так происходит не всегда. Мистер Кэмпбелл рассказал о своей работе с пациентами, агрессия которых была направлена не на другого, а на самих себя.
Враждебность, которая “зарезервирована” для внешнего объекта, может быть направлена на себя самого. Это происходит только тогда, когда Я воспринимает себя как отдельный объект, — уточняет британский психоаналитик. — Часто таким “отдельным объектом” становится собственное тело человека. И тогда Я способно убить тело.
Так появляются суицидальные намерения. По словам Дональда Кэмпбелла, чтобы предвосхитить их, важно замечать, как человек относится к своему телу.
Избавиться от «плохого» объекта
«У моих суицидальных клиентов я наблюдал отношения к собственному телу как к внешнему объекту», — делится опытом психоаналитик.
Такие пациенты идентифицировали свое тело с потерянным человеком, вызывающим ненависть или злость.
В какой-то момент происходит расщепление, и Сверх Я начинает воспринимать тело как отдельный объект — плохой и опасный, — продолжает мистер Кэмпбелл. — Человек думает, что такое тело ему больше не нужно. Идея суицида рождается как идея “удачного” выхода из состояния отчаяния, инстинкт самосохранения становится практически отключен, Я больше не считает нужным защищать и сохранять тело.
По словам мистера Кэмпбелла, происходить это может тихо и незаметно и так же незаметно проявляться в материале клиента. Поэтому терапевт должен суметь уловить этот тонкий момент, хотя это не всегда легко.
Как отметил аналитик, работа с людьми с суицидальными наклонностями очень хорошо поднимает на поверхность страхи и тревоги самого терапевта. Поэтому здесь крайне важны супервизии и общение с коллегами.
«Я не обязан умирать»
На основе своего многолетнего опыта работы с людьми в предсуицидальных и суицидальных состояниях, известный психоаналитик выделил несколько фантазий, которые также могут влиять на развитие предсуицидальных состояний.
Среди них:
- фантазия о мести другому (суицид рассматривается как способ лишить другого человека чего-то важного, сознательно это формулируется как «они пожалеют, что так себя вели»),
- самонаказание (доминирующую роль здесь играет чувство вины),
- «игра в кости со смертью» (крайне опасные виды деятельности, вождение в нетрезвом виде, экстремальные виды спорта),
- желание вернуться в исходное состояние блаженства (слиться с природой, достичь состояния бесконечного покоя или прийти к радостному забытью).
«Эти суицидальные фантазии “подсвечивают” конфликты, которые сам акт самоубийства пытается разрешить, — считает Дональд Кэмпбелл. — Многие люди в состоянии отчаяния считают самоубийство способом справиться с любыми жизненными неурядицами. Это дает некое ощущение всемогущества».
Я хочу совершить самоубийство, и при этом я знаю, что не обязан умирать», — это слова одного из пациентов мистера Кэмпбелла, случай работы с которым он описал во время семинара. По словам аналитика, молодой человек хотел убить свое тело, чтобы сохранить целостным свое Я и выжить уже в другом измерении…
Работа с пациентами в предсуицидальных состояниях требует высокого профессионализма терапевта.
«Бессознательно пациент будет пытаться вовлечь аналитика в суицидальный сценарий, предлагать ему роли отца, который не принимает сына, или другого человека, так или иначе вовлеченного в эту борьбу жизни и смерти, — говорит Дональд Кэмпбелл. — На аналитика буквально “надевается” роль палача, это дает пациенту право “на отмщение”, на акт мести в виде попытки самоубийства. Эта динамика может проявляться в нашем бессознательном желании отдалиться или отказаться от пациента. Если такие попытки успешны, это будет своеобразным “сговором” между аналитиком и пациентом, который будет способствовать дальнейшему развитию предсуицидального состояния ума».
«Ваш опыт может быть другим»
На протяжении всех трех семинаров мистер Кэмпбелл приглашал участников к дискуссии.
«Не хотелось бы, чтобы наша встреча получилась монологической, — сказал он в самом начале. — Со своей стороны я сделаю всё, чтобы вам было проще слушать меня. Но надеюсь, что и мне удастся послушать вас. Делитесь любыми своими вопросами и комментариями».
— Если агрессия — это способ защиты Я, значит, она стоит на стороне жизни?
— Рефлекс «бей-беги» — это наш базовый, генетический ресурс. И я думаю, что агрессия стоит на защите жизни.
— Если у ребенка было крайне тяжелое детство, может ли терапия помочь ему?
— Я не люблю говорить «это невозможно». Скорее, я из тех, кто скажет «давайте попробуем». Однако, вспоминая Винникота, отмечу — нужна не только психоаналитическая интерпретация, но еще и изменение внешней среды.
— Разные школы смотрят на агрессию по-разному. На чьей вы стороне?
— Мне трудно отнести себя к какой-то школе, для этого у меня слишком эклектичные взгляды. Ваш вопрос застал меня врасплох. Чем мне нравится наше Британское психоаналитическое общество, так это тем, что у нас всегда есть какие-то споры, всегда сталкиваешься с непривычными точками зрения и всегда есть, над чем подумать.
Вопросов у слушателей было много и Мистер Кэмпбелл старался ответить каждому. Однако, как он сам сказал в конце серии встреч, его слова — это не истина в последней инстанции.
Не относитесь к моим утверждениям как к максимам, — с улыбкой отметил мистер Кэмпбелл. — Не воспринимайте их как некие универсальные утверждения о жизни. Я рассказал примеры из своего опыта, но я работал далеко не со всеми клиентами в этом мире. Ваш опыт может быть другим.
И добавил: «По-моему, правильное понимание ситуации должно выкристаллизовываться медленно. В противном случае, мы можем незаметно для себя пытаться “натянуть” теорию на конкретный клинический случай, как сову на глобус. Каждый пациент заслуживает очень внимательного отношения к себе и не применения к нему никаких стереотипов».
__________
⭐Дональд Кэмпбелл — тренинг-аналитик, супервизор, почетный член и экс-президент Британского психоаналитического общества (BPAS), член Международной психоаналитической ассоциации (IPA) и ее экс-генеральный секретарь. За годы своей более чем 30-летней практики Дональд Кэпмбелл работал с патологиями, в основе которых лежит конфликт. Он преподает, супервизирует и читает доклады более чем в 50-ти городах Европы, Австралии и США. Эксперт по работе с детьми и взрослыми, Кэмпбелл исследует суицидальное и предсуицидальное поведение, проявления насилия (в том числе сексуального), агрессии, тревоги, перверсии.
__________
Еще больше материалов на тему семинаров зарубежных мэтров - в разделе «РЕЦЕНЗИИ НА СЕМИНАРЫ».
__________
Присоединяйтесь к нам в соцсетях ВКОНТАКТЕ или ТЕЛЕГРАМ.
Подробнее о программе можно узнать здесь – О ПРОГРАММЕ и ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.
Вы также можете посмотреть ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ или ЗАДАТЬ НАМ ВОПРОС.