• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
22
Март

«Сцена пленительная и невыносимая»

Так определил первосцену французский психоаналитик Жак Андре. По его словам, первичная сцена — это источник, начало, картинка, которой не хватает. Другой французский психоаналитик — Джойс МакДугалл — говорила о том, что концепция первосцены включает в себя весь запас бессознательного знания ребенка и его личной мифологии о сексуальных отношениях людей, в особенности его родителей. Сегодня в рубрике «Практика» расскажем историю Жоржетты. У этой пациентки Джойс МакДугалл были многочисленные психосоматические симптомы, которые практически исчезли к седьмому году анализа. Однако аллергия на морепродукты по-прежнему вызывала у нее тяжелый отек. Что на самом деле значили для Жоржетты дары моря, и к каким открытиями она пришла в процессе психоанализа, читайте в нашем материале.

«Сцена пленительная и невыносимая»

Освобождение от симптомов

«Углубление понимания бессознательного значения фантазий о первичной сцене привело меня к открытию, что влияние этих фантазий при пограничных состояниях очень существенно, — пишет Джойс МакДугалл в своей книге «Тысячеликий Эрос». — Чтобы было даже более поразительно, эти фантазии могут быть причиной даже психосоматических приступов».

Поэтому проговаривание, озвучивание (вербализация) этих фантазий и архаичный ужас, который они возбуждают, играют решающую роль в психических изменениях, которые происходят по мере развития психоаналитического процесса.

По словам психоаналитика, некоторые в этом процессе достигают освобождения от психосоматических симптомов, мучивших их всю жизнь. Таких, как аллергия, язва желудка, гипертония, респираторные и сердечные дисфункции. У других появляются силы преодолеть серьезные творческие затруднения или развить художественные и интеллектуальные способности, которые прежде лишь смутно ощущались или казались отсутствующими.

Запретные плоды матери

В начале своего анализа Жоржетта рассказала о своих многочисленных психосоматических симптомах: проблемах с сердцем, желудочно-кишечным трактом, дыхательной и мочеполовой системами. Кроме того, у женщины был артрит и экзема.

На седьмом году анализа почти все ее психосоматические симптомы исчезли, кроме аллергии. У Жоржетты оставалась непереносимость некоторых продуктов: рыба, моллюски, ягоды (особенно клубника и малина). Употребление их в пищу вызывало тяжелый отек или обострение дерматологических проблем.

Интересно, что на французском языке морепродукты — это «fruits de mer», то есть «плоды моря». Однако есть еще одно французское слово — «mère», которое переводится как «мать». Допуская игру слов, Джойс МакДугалл пишет о том, что в случае Жоржетты морепродукты — это не только плоды моря, но и плоды матери.

«Всю эту пищу я стала называть “запретными плодами”», — отмечает психоаналитик.

Дары отца

«В случае Жоржетты, как и в случаях других психосоматических пациентов, аллергию вызывали многие запахи, — описывает свою пациентку Джойс МакДугалл. — В первые годы работы Жоржетта заливалась духами из страха, что пробьется какой-нибудь естественный запах ее тела. Властное присутствие ее запаха (духов) было предназначено для поддержания иллюзии, что у нее есть право исключительного обладания психоаналитиком-матерью».

В процессе психоаналитической работы через сны Жоржетты, ее свободные ассоциации и чувства обнаружилась скрытая связь между определенными запахами (в особенности запахом моллюсков) и ее фантазиями о любовной жизни родителей.

На одном из сеансов она вспомнила, как во времена ее учебы в школе деревенские мальчишки называли «ракушкой» женский половой орган. Вспомнила она и один из своих снов, в котором видела женское тело в форме раковины моллюска.

Видя чрезвычайную тревогу Жоржетты по поводу сна о раковине и ассоциаций к нему, я интерпретировала этот материал. Сказала, что маленькая девочка внутри нее как будто хочет понюхать, потрогать, попробовать на вкус половые органы, — объясняет аналитик свою работу с пациенткой. — Но, видимо, эти желания строго запрещены, и поэтому она получает телесное сообщение о том, что накликает на себя опасность.

Спустя время после этой интерпретации Жоржетта сказала своему аналитику, что у нее больше нет аллергии.

«В отпуске я ела всё, что только бывает в море, — сообщила пациентка. — Рыбу, устриц, лобстеров, моллюсков, гребешки. Я никак не могла наесться досыта. Я думала о том, что вы однажды назвали “запретными плодами”, плодами матери — ее грудь, половые органы, дети — всё, что маленькая девочка во мне хотела съесть, чтобы стать женщиной… Один раз я хотела сказать мужу, как мне теперь нравятся дары моря (fruits de mer), но вместо этого сказала “дары отца” (fruits de père)».

Эта оговорка стала важным открытием в работе, потому что теперь «запретные плоды» приписывались отцу, а не матери.

«Это было восхитительно!»

Жоржетта вспомнила, что ее отец обожал рыбу и морепродукты и ел их с наслаждением: гребешки, креветки, ракушки, устрицы… На другом сеансе Жоржетта вспомнила случай из раннего детства, когда отец угостил ее устрицей.

Мне должно быть, было года три, — рассказала пациентка. — Я смотрела, как отец с увлечением ест ракушки или гребешки, и он предложил мне одну. Я видела, как он раскрывает две ее маленькие створки, как губы, и капает туда несколько капель лимона. Я проглотила ее моментом — это было восхитительно!

Пациентка удивилась своему открытию: «Как вышло, что за все эти годы я не вспомнила, что морепродукты были страстью отца? Его “особой территорией”?».

К слову, именно в возрасте трех-четырех лет у девочки начала развиваться аллергия на морепродукты.

«Казалось очевидным, что через свои аллергические реакции она отказывалась от сексуальных запахов, которые когда-то так влекли ее, и от их неявного смысла, что ее родители были сексуальной парой», — рассуждает Джойс МакДугалл. Она вспоминает, как по мере проработки этого материала у пациентки постепенно исчезали бесчисленные аллергии на «запретные плоды».

Право на тело и сексуальность

На одной из сессий пациентка сказала: «Я начинаю видеть и понимать… Запах! Это запаха их комнаты я старалась избежать любой ценой!». По словам МакДугалл, впервые за семь лет Жоржетта смогла признать, что ее родители спали вместе в одной постели, что они были сексуальной парой.

И это стало новым, жизненно важным звеном для внутреннего мира пациентки, в котором не было модели любящей пары. Пары, чей пример мог бы приоткрыть ей ее собственное будущее как женщины.

Исследуя фантазии о первосцене, Джойс МакДугалл пишет о том, что, благодаря психоаналитической работе, фантазии о первосцене распознаются, озвучиваются —  и тогда образы родительских фигур освобождаются от застарелых догенитальных и архаических проекций ребенка.

«Инфантильное видение первичной сцены теперь может быть переработано и пересмотрено, — пишет психоаналитик. — И может быть, наконец, принято и детской, и взрослой частью личности». Это дает человеку право на его собственное место в семейной системе, на его тело и его сексуальность.

__________

Еще больше клинических примеров - в нашей рубрике «ПРАКТИКА».

__________

Присоединяйтесь к нам в соцсетях ВКОНТАКТЕ или ТЕЛЕГРАМ.

Подробнее о программе можно узнать здесь – О ПРОГРАММЕ и ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.

Вы также можете посмотреть ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ или ЗАДАТЬ НАМ ВОПРОС.