«Я создаю теории жизни, но жизнь не зависит от меня»
Вильгельм Райх был одним из ярких психоаналитиков начала XX века, «любимым сыном» Фрейда. В «психоаналитический» период своего творчества Райх разработал важнейшие концепции техники психоанализа. В «скандинавский» заложил основы современного телесно-ориентированного психоанализа и психотерапии. А «американский» период оказался радикальным уходом из психоаналитического и даже психотерапевтического пространства в биоэнергетику и оргонную терапию. Сегодня в рубрике «Прикладной психоанализ» рассказываем об исследовании Андрея Владимировича Россохина, посвященном Вильгельму Райху. Руководитель нашей программы детально анализирует влияние личной истории и непроработанных внутренних конфликтов Райха на всевозможные коллизии его жизни и творчества.
От обожания до ненависти
Жизненному и творческому пути Вильгельма Райха сложно дать объективную оценку. С одной стороны, и его личность, и его исследования увлекают и захватывают, а с другой — вызывают недоумение, несогласие и даже отрицание.
По мнению Андрея Владимировича, такую последовательность эмоций в отношении Райха демонстрировали и его близкие.
Только одному человеку удалось пройти весь путь с ним от начала и до конца, — отмечает руководитель нашей МП. — Скандинавский психоаналитик Ола Ракнес, будучи по возрасту старше Райха, на протяжении более двадцати лет считал себя его учеником, сотрудником и другом. Все остальные ученики и соратники Райха или были отвергнуты самим учителем, или ушли от него, ощущая разочарование, испытывая агрессивные эмоции и даже ненависть.
Интересно, что позднее многие из этих же учеников и коллег Райха вспоминали о нем с глубокой благодарностью и признательностью. Возможно, он все-таки открыл перед ними новые перспективы психоаналитической терапии, научил их более тщательной и эффективной работе с пациентами.
Искатель бури
При изучении биографии Райха можно заметить, что в его жизни было очень мало спокойных и счастливых периодов.
«Иногда даже кажется, что весь мир постоянно обрушивался на него и его работу, и хрупкие островки жизненного благополучия и признания, едва возникнув, вскоре исчезали в бушующем океане враждебного окружения, — отмечает Андрей Владимирович Россохин. — Однако более глубокое понимание драмы его жизни позволяет увидеть всё в ином свете: он сам с упорством обреченного искал бури, и если не мог ее найти, то создавал своими силами».
Постоянными спутниками его жизни были скандалы, слухи, сплетни, конфликты с друзьями и властями. Борясь всю свою жизнь, ученый стремился победить, одновременно провоцируя поражение.
Ревность и соперничество
Вильгельм Райх родился 24 марта 1897 года, его отец был весьма властным, деспотичным человеком, с крайне вспыльчивым и раздражительным характером. Мать — красавица и хорошая домохозяйка — была в полном подчинении у мужа. Бабушка Райха даже называла свою дочь «немой» за то, что она никогда не высказывала собственного мнения. Отец Райха был влюблен в жену, однако изводил ее своей ревностью.
Авторитарная атмосфера, в которой рос и воспитывался Райх, по-видимому, оказала на него сильное влияние. Амбивалентное отношение к отцу (любовь и ненависть) в детстве выражалось у Райха в фантазиях о том, что он в действительности не был сыном своего отца», — рассуждает Андрей Владимирович.
Отношения с матерью у Райха были еще более сложными. Подобно отцу, он боготворил и идеализировал ее, одновременно испытывая сильную ревность, которая была направлена не только на отца, но и на младшего брата Роберта. У брата был более мягкий характер и это давало ему определенное преимущество перед Вильгельмом в борьбе за любовь матери.
«С самого начала Райх не хотел рождения брата, а ждал появления сестры, — продолжает руководитель нашей МП. — Когда ему сказали, что родился мальчик, он ответил, что это его не интересует, и попросил, чтобы брата унесли обратно».
Семейное потрясение
В 14 лет в жизни Вильгельма произошло событие, оправиться от которого он не смог до конца своих дней. Сам Райх не говорил об этом ничего определенного, но из разговоров с его родственниками и близкими друзьями понятно, что четырнадцатилетний Вильгельм, обнаружив интимную связь матери с одним из своих репетиторов, рассказал об этом отцу.
О том, что произошло дальше, зная характер отца и матери, можно только догадываться, — предполагает Андрей Владимирович. — Известен результат — его мать покончила с собой. Отец Райха, очень любивший свою жену, по-видимому, психологически сломался, и от прямого самоубийства его удерживала только ответственность за двоих сыновей. Однако утрата интереса к жизни и бессознательное желание смерти привели к тому, что в результате многочасового пребывания в холодной воде с удочкой он заболел пневмонией, которая переросла в туберкулез. Он умер через три года после смерти жены.
Вильгельму на тот момент было 17 лет. Спустя 12 лет (также от туберкулеза) умрет и его младший брат.
Кошмар тех лет принес столько страданий Райху, что он так и не смог на протяжении всей последующей жизни встретиться с ними лицом к лицу. Позже Райх как психотерапевт будет много говорить о незавершенных эмоциональных переживаниях и об их участии в формировании невроза, в сопротивлении пациента психоаналитической терапии.
«Однако, по-видимому, его сознание оказалось не в состоянии преодолеть собственную психологическую защиту (на языке Райха — броню характера), препятствующую встрече со страдающей частью своей личности, хранящей трагические воспоминания, — пишет Андрей Владимирович. — Райх несколько раз начинал личный психоанализ, но никогда не мог его завершить».
Венское психоаналитическое общество
Первая мировая война и послевоенные годы были сложными для Райха и его брата.
После смерти отца Вильгельм взял на себя обязанности по работе на ферме (позже, во время войны, она будет разрушена) и продолжал учиться. Во время Первой мировой он был призван в армию, а, вернувшись с фронта, поступил в университет. Сначала на юридический факультет, но, разочаровавшись к концу первого семестра, перевелся на медицинский.
Все время обучения в университете Райх носил военную форму, потому что не мог позволить себе купить костюм (война уничтожила все сбережения семьи). Братья вместе с еще одним студентом снимали небольшую квартиру и часто недоедали. Они договорились о том, что будут учиться по очереди — сначала получит образование Вильгельм, а после — его брат Роберт. И пока один учится, второй должен был зарабатывать деньги.
«Во время учебы на первом курсе Райх посетил лекцию по психоанализу. С этого момента начинается отсчет бурного, интенсивного и плодотворного психоаналитического периода его жизни, — отмечает Андрей Владимирович. — Присущая ему энергия, живой ум и работоспособность резко выделяли его из студенческой среды. Одна из студенток, учившихся вместе с ним, позднее вспоминала, что он был лидером в студенческих дискуссиях и многие стремились быть его друзьями».
Творческая активность Райха привела к тому, что он, будучи студентом первого курса, был принят в члены Венского психоаналитического общества, несмотря на то, что, по правилам, на это мог рассчитывать только старшекурсник.
Бегущие с Райхом
В 24 года Райх прочитал свой первый доклад в Венском психоаналитическом обществе. Он был посвящен психоаналитической интерпретации истерических симптомов.
Фрейд сравнил тогда доклад Райха с несущимся на большой скорости поездом, пассажиры которого пытаются бежать рядом, чтобы запрыгнуть в него, но не успевают этого сделать, — отмечает Андрей Владимирович. — Поразительно, насколько эта первая метафора Фрейда, обращенная к Райху, схватывала и предвосхищала главную жизненную, во многом, видимо, бессознательную и защитную стратегию Райха.
По мнению руководителя нашей программы, взаимоотношения с близкими для него людьми, как с женами (Райх был трижды женат), так и с друзьями и сотрудниками, всегда подчинялись одному-единственному критерию — способности этих людей соответствовать интересам Райха и идти в русле его идей.
Используя метафору Фрейда с поездом, можно сказать, что люди могли стать близкими для Райха только тогда, когда у них хватало сил бежать рядом с ним, с его скоростью и в его направлении, или (что часто случалось), когда они просто делали вид, что движутся рядом, — продолжает Андрей Владимирович. — Если у бегущего рядом с Райхом человека заканчивались силы, — он хотел передохнуть или пойти в другую сторону, — то Райх расценивал это как слабость или предательство, и такой человек переставал для него существовать.
Этот начальный опыт взаимоотношений воспроизводился у Райха раз за разом — с юности и до последних лет его жизни.
Большие надежды
Фрейд высоко оценивал Райха не только как практикующего врача, но и как подающего большие надежды молодого ученого. Он даже называл Райха «умнейшей головой в ассоциации». Многие американские психоаналитики, приезжавшие в Вену, не только проходили обучение у Райха, но и шли к нему для прохождения своего личного анализа и супервизии.
Под влиянием Райха психоаналитическое обучение стало всё больше сосредоточиваться на проблемах анализа сопротивления. На начальном этапе анализа пациентов Райх рекомендовал интерпретировать только сопротивление переносу, и не давать глубинных интерпретаций. Он считал, что такие интерпретации, какими бы они не были верными, не имеют никакого смысла до тех пор, пока не осознано поверхностное сопротивление пациента.
Клиническая практика, теоретическая и семинарская работа, которые проводил Райх, проложили дальнейший путь от анализа сопротивления к анализу характера.
Характероанализ
«Любая аналитическая работа должна начинаться с анализа сопротивлений и двигаться в направлении анализа характера. Это явилось фундаментальным открытием Райха и оказало значительное влияние на развитие психоаналитической науки и практики», — пишет в своем исследовании Андрей Владимирович Россохин.
Также Райх первым из психоаналитиков акцентировал внимание на тонких, еле уловимых проявлениях сопротивления.
Он не понимал, почему его коллеги пренебрегают анализом поведения пациентов, — считает Андрей Владимирович. — Почему в анализ вводится исследование словесных оговорок, помогающих лучше понять бессознательные процессы, но игнорируются “телесные” и “поведенческие” оговорки, во многих случаях более информативные, чем речевые ошибки.
То, «как» рассказывает пациент об эмоционально тяжелом для него событии, часто гораздо важнее того, «что» он рассказывает. Это «как» может дать много важной информации не только о действительных эмоциях, желаниях и страхах пациента, но и о тех защитных приемах, которые он использует, чтобы не допустить осознания опасных для него переживаний.
«Принципы психоаналитической техники, которые сейчас кажутся такими естественными для профессиональных и обучающихся психоаналитиков, в то время представлялись не просто спорными, но в определенной мере крамольными», — отмечает Андрей Владимирович.
«Любимый сын»
После смерти младшего брата в 1926 году Райх решает прекратить личный анализ.
Это, по всей видимости, не осознавалось Райхом как бегство от переживаний, а рационализировалось как протест против неспособности работавшего с ним аналитика понять глубину его внутренних конфликтов, — предполагает Андрей Владимирович. — То понимание, принятие и прощение, которые Райх бессознательно желал получить от матери и отца, а позднее — от брата, и которые уже не мог получить от них, он пытался найти у своего психоаналитика.
По мнению Райха, самой подходящей фигурой для получения всего этого был Фрейд, к которому он относился как к отцу. В отличие от многих аналитиков, у Вильгельма Райха был свободный доступ в дом Фрейда, да и сам основатель психоанализа высоко оценивал выдающиеся способности Райха и говорил о нем как о «любимом сыне» и одном из своих самых блестящих учеников.
Райх просит Фрейда стать его аналитиком.
При этом он прекрасно знал правило, которое Фрейд никогда не нарушал, — не анализировать никого из своего ближайшего окружения, — отмечает Андрей Владимирович. — Тем не менее — и это обстоятельство, возможно, значительно обострило проблемы Райха — Фрейд в течение некоторого времени раздумывал о возможности сделать исключение из правил.
В итоге Фрейд ответил отказом на просьбу своего ученика. Для Райха отказ был крайне болезненным — у него началась глубокая депрессия.
«Если принимать во внимание возможность сильного отцовского переноса, который уже развился у Райха к тому времени, а также отсутствие личного анализа и работы с этим переносом, то можно предположить, что Райх бессознательно расценил решение Фрейда как отказ в принятии и прощении, а в конечном счете — как отвержение и наказание от своего собственного отца», — делает вывод Андрей Владимирович.
Секспол и фрейдомарксизм
Обострившаяся амбивалентность Райха по отношению к Фрейду породила, с одной стороны, желание разрушить этот значимый объект (ненавистный и любимый одновременно), а с другой — спровоцировало самообвинение и самонаказание.
Райх заболевает туберкулезом и уезжает на лечение в Швейцарию, после которого возвращается как будто другим человеком. Он начинает бескомпромиссно отстаивать свои теории и идет в политику. Райх вступает в Коммунистическую партию Германии, активно участвует в демонстрациях, митингах, и пытается соединить марксистскую теорию и психоанализ (фрейдомарксизм).
В рамках компартии Германии он организует Ассоциацию пролетарской сексуальной политики (Sexpol), в которой состояло более 20 тысяч человек. В ходе своей политической деятельности Райх пропагандировал психоаналитические теории, чем вызывал сильное раздражение у коллег. Конфликт разрастался всё сильнее.
Вряд ли сейчас можно однозначно ответить на вопрос, что именно побудило Фрейда в начале 1930-х годов отдалить от себя Райха — провокационное поведение психоаналитика, советы «доброжелателей» или теоретические разногласия.
«Маленькие хорошие коммунисты»
«Политический фанатизм» Райха постепенно начал вызывать у руководителей Венского психоаналитического общества желание дистанцироваться от него. Фрейд посоветовал ему переехать в Берлин для прохождения личного анализа.
Райх решил, что переезд, и правда, пойдет ему на пользу и поспособствует его научной и политической деятельности. Так начинается берлинский период в жизни Райха. В этом городе он начал анализ с Шандором Радо — аналитиком, который спустя полгода эмигрировал в США, оставив Райха в глубоком депрессивном состоянии с неразрешенными внутренними конфликтами.
«Именно в Берлине политическая деятельность Райха вышла за все неписаные границы психоаналитической идентичности, — пишет Андрей Владимирович. — Переехав в Германию, Райх отправил своих дочерей, шестилетнюю Еву и двухлетнюю Лору, в Коммунистический детский дом. Спустя некоторое время его жена Анни потребовала их возвращения домой, о чем потом горько сожалела. Райх лично следил за их политическим воспитанием и, по словам Анни, хотел, чтобы они были маленькими хорошими коммунистами».
Разногласия между Анни и Райхом по вопросам воспитания детей, политической деятельности и психоаналитической практики усиливались и, в конце концов, привели к разводу.
После прихода к власти Гитлера Райх эмигрировал в Данию и разорвал свои связи с компартией. Однако спустя шесть месяцев датское правительство не продлило его право на пребывание в Дании. Он переезжает в Швецию, где через некоторое время история повторяется, и в 1934 году Вильгельм Райх обосновывается в Норвегии.
В своем гнезде
В этом же году Райха исключают из Международной психоаналитической ассоциации (IPA). Психоаналитик расценил это как результат организованной против него клеветнической кампании и считал, что его научный вклад в основы психоанализа полностью компенсирует то неудобство, которое связано с его политическими взглядами.
Райх решил, что его работа в рамках психоанализа подошла к концу, и новые концепции, которые он разрабатывал, не согласуются с теориями Фрейда, — рассуждает Андрей Владимирович. — Его психотерапевтическая практика также всё больше отличалась от психоанализа. Райх значительно ускорил процесс “автономизации” собственной науки, ее отделение от психоанализа.
Сам Райх говорил по этому поводу: «Моя методологическая научная работа не имела ничего общего с психоанализом в том смысле, что она не была его частью и не являлась выводами из психоаналитических идей. Я лишь положил свое орлиное яйцо в гнездо с куриными яйцами. Потом я вытащил его и поместил в свое собственное гнездо».
Импульс к развитию
Обучающие семинары по технике характероанализа, которые Райх начал проводить в Осло, имели большой успех у скандинавских психоаналитиков. И в 1936 году Райх основывает в Норвегии Институт сексуально-экономических и биологических исследований и начинает проводить эксперименты, изучающие биофизические аспекты поведения человека. Он хотел обнаружить физическую основу эмоциональных расстройств человека и создать методику, которая могла бы восстановить биофизическое равновесие организма.
Райх говорил о том, что в дополнение к аналитической работе с психологическим материалом важно расслаблять мышечный «панцирь» человека, поскольку «телесная броня» блокирует энергию и мешает ее свободному течению в теле.
Теоретические и практические исследования Райха, проведенные им в «скандинавский» период, дали мощный толчок развитию различных психотерапевтических направлений: телесно-ориентированной, гештальт-терапии, дыхательных практик (ребефинг, вайвэйшн, холотропная терапия и другие).
Однако активное пропагандирование Райхом своих идей, бескомпромиссный стиль его выступлений, абсолютная уверенность в своей правоте и отрицание других точек зрения отворачивали от него самостоятельных талантливых сотрудников и коллег, вызывали раздражение, которое часто переходило во враждебность.
Агрессия и диктатура
Спустя год после открытия института в норвежских газетах началась кампания против Райха, но он не отвечал атакующим его газетчикам. Возникающие при этом раздражение и злость вымещал на близких ему людях, которые находились от него в полной зависимости: на жене и сотрудниках института.
Усилившаяся агрессивность по отношению к сотрудникам и авторитарный стиль руководства Райха резко контрастировали с его теоретическими концепциями, — отмечает Андрей Владимирович. — Такое же несоответствие возникло и в его психотерапевтической практике. Дело дошло до того, что один из ближайших коллег Райха, доктор Филипсон, назвал его диктатором, который не дает другим стать свободными, самостоятельными личностями.
В состоянии глубокого одиночества и отчаяния Райх эмигрирует в США.
Теория оргонной энергии
В Америке Райх продолжает свои исследования и говорит об открытии им «универсальной первичной энергии», которую называет «оргон». Он разрабатывает специальные технические устройства, которые, по его мнению, аккумулируют атмосферную оргонную энергию. С их помощью Райх начинает лечить психические и психосоматические заболевания. Характероаналитическая вегетотерапия преобразовалась в биофизическую оргонную терапию.
История с оргонными аккумуляторами закончилась тем, что спустя четыре года Федеральное продовольственное и лекарственное управление США запретило Райху их производство и распространение. Он игнорировал запрет властей, и спустя еще два года был осужден: его приговорили к двум годам тюрьмы, книги по оргонной теории были сожжены, а приборы-аккумуляторы уничтожены.
3 ноября 1957 года в возрасте 60 лет Вильгельм Райх умер от инфаркта в федеральной тюрьме США.
Райх — психоаналитик
«Психоанализ — единственная область науки, где достижения Райха были открыто признаны, — пишет Андрей Владимирович. — Все остальные теории Райха в области социальной психологии и психиатрии, сексологии, психофизиологии, биологии, биофизики никогда не были признаны академической наукой».
По мнению руководителя нашей программы, психоаналитическое и телесно-ориентированное наследие Райха оказалось в тени его поздних работ, посвященных теории оргона. Однако же многие психоаналитические идеи Райха без каких-либо ссылок на первооткрывателя нашли свое второе рождение в различных психоаналитических, психотерапевтических и околопсихологических концепциях.
«Я создаю теории жизни, но жизнь не зависит от меня — она просто существует, — писал Вильгельм Райх. — Жизнь должна утверждаться: развитие, радость, удовольствие, дети и рост... Объединение и разделение — жизнь заключена в этих антитезисах... Человек живет, чтобы умереть, и это реальность. Но истина содержится в ритме, экстазе, любви»…
__________
* Полная версия статьи опубликована в «Журнале клинического и прикладного психоанализа».
__________
Присоединяйтесь к нам в соцсетях ВКОНТАКТЕ или ТЕЛЕГРАМ.
Подробнее о программе можно узнать здесь – О ПРОГРАММЕ и ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.
Вы также можете посмотреть ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ, подать ЗАЯВКУ НА ОБУЧЕНИЕ или ЗАДАТЬ НАМ ВОПРОС.