• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Железный» Саша

«С его именем связан расцвет психоанализа во Франции, включение французских психоаналитиков в международное сообщество, а с его характером — наибольшие конфликты и расколы в среде аналитиков», — пишет Дмитрий Лобачев, автор книги «История французского психоанализа в лицах» об одном из самых неоднозначных французских психоаналитиков ХХ века Саше Нахте. Его упрекали (и продолжают упрекать) за жесткие решения, категоричность, авторитарный характер. Но в то же время признают, что вряд ли другой человек мог бы возглавить психоаналитическое сообщество в сложное послевоенное время. О непростой судьбе Саши Нахта; о том, какими идеями и взглядами на сущность психоанализа он интересен, читайте в нашей статье. 

Саша Нахт

Саша Нахт
фото с сайта bridgeman.com

Накт, Нашт, Наш

«Человек, носивший русское имя и немецкую фамилию, который всегда хвалился своей любовью к Франции перед лицом Османского варварства», — пишет в своих работах о Саше Нахте французский философ, историк, исследователь психоанализа Элизабет Рудинеско. 

Существует несколько вариантов перевода на русский язык фамилии Саши Эмануэля Нахта (Sacha Emanoel Nacht): Накт, Нашт, Наш, Нахт… Это связано с тем, что будущий психоаналитик родился не во Франции, а в Румынии, в маленьком городке Рекечун, в «глубоком молдавском лесу», как пишет Элизабет Рудинеско. Позже семья переехала в пригород Бухареста. 

Отца Саши звали Сэмюэль, когда-то он владел небольшим лесопильным заводом, но обеднел после пожара на нем. О матери будущего психоаналитика известно, что ее звали Сесилия Бриль, что она обожала французские романы и надеялась, что однажды ее сын станет врачом. 

Саша прислушался к желанию матери и после окончания школы поступил на медицинский факультет. Правда, проучился там лишь около года. Из-за Numerus Clausus — политики, ограничивающей количество евреев в румынских учебных заведениях, — ему пришлось покинуть университет. 

Эмиграция

Чтобы продолжить обучение, Саша в 1919 году уезжает во Францию. Одной из причин, по которой он выбрал эту страну, было то, что французская медицина считалась тогда лучшей в мире. Особенно больших успехов достигла неврология, которой Нахт очень интересовался. 

Правда, к моменту окончания университета в 1926 году интерес молодого врача к этой дисциплине несколько уменьшился. Всё его внимание занимают психиатрия и психоанализ. Психоанализом Саша Нахт заинтересовался примерно в 1922 году. Существует легенда, что это произошло во время просмотра спектакля «Пожиратель» по пьесе французского драматурга-символиста Анри Ленормана. В своих произведениях он использовал идеи, схожие с фрейдистскими, — например, о бессознательном. 

Едва ли одна-единственная постановка могла кардинально изменить научные взгляды Нахта, но этот факт говорит о том,  что психоанализ проникал во Францию через искусство. 

Свой первый анализ Саша проходил у Рудольфа Левенштейна, и продолжался он два года. Затем Нахт, по рекомендации Мари Бонапарт, отправился в Вену, к самому Фрейду, чтобы попросить основателя психоанализа быть его аналитиком. Тот согласился, но вскоре отказался от анализа Нахта, поскольку его немецкий оставлял желать лучшего. Новым психоаналитиком Саши стал Хайнц Хартман — будущий основоположник «эго-психологии». Свой анализ Нахт завершил в 1928 году. Через год он вступил в Парижское психоаналитическое общество (SPP). 

Первые шаги

В 1931 году он начал работать в больнице Святой Анны, которой тогда руководил психиатр Анри Клод. Он был сторонником идей Фрейда и оказал значительное влияние на формирование новой волны будущих психоаналитиков. При Клоде Нахт стал руководителем лаборатории психотерапии и психоанализа. 

В 1935 году вышла в свет первая книга Саши Нахта «Психоанализ психоневрозов и сексуальных расстройств». Главной же его работой довоенного периода стал доклад, сделанный на Десятой конференции франкоязычных психоаналитиков в феврале 1938 года. Доклад назывался «Мазохизм». В этой работе Нахт раскрыл исторический и клинический аспекты мазохизма, его психологию и терапию.

По мнению психоаналитика, это явление имеет историю, сравнимую с историей человечества. Мазохизм если и не вечен, то очень стар. Нахт приводит пример Сократа, который в отношениях со своей супругой Ксантиппой проявлял себя как типичный мазохист. 

1930-е годы были счастливыми для Саши Нахта не только в профессиональном плане, но и личном. В 1935-м он женился, его супругой стала Луиза Фарман. Спустя год у них родился сын Марк. А через три началась Вторая мировая война, ставшая черной страницей в истории и Франции, и французского психоанализа. 

Сопротивление

Весной 1940 года закрылся Институт психоанализа, многие психоаналитики эмигрировали. Саша Нахт, в отличие от некоторых коллег, не остался наблюдателем, а был активным участником движения «Сопротивление». Этой деятельностью он занимался два года, с 1942-го по 1944-й. В 1943-м Нахта арестовали, когда он пытался добраться до Лондона.

Неизвестно, как бы сложилась его дальнейшая жизнь, если бы не жена, которая представила поддельное свидетельство о крещении мужа. Благодаря этому психоаналитику удалось скрыть свое происхождение. Вернуться к работе Нахту удалось лишь в 1945 году, после окончания Второй мировой войны.    

Всё сначала

Период с 1945-го по 1953-й годы был для французских аналитиков одним из самых трудных. Они занимались не новыми открытиями, а реорганизацией и условиями получения психоаналитического образования. Психоаналитиков в стране было очень мало, им катастрофически не хватало времени для всех своих пациентов. Саша Нахт, который в это сложное время становится президентом SPP, решил проблему, сократив продолжительность психоаналитической сессии до 45 минут. 

В 1949 году он предложил проект реформы психоаналитического образования, который последовательно развивал вплоть до 1952 года, пока не была сформирована комиссия по образованию, призванная решить множество важных проблем. Например, может ли невротик, психотик или перверт быть психоаналитиком, — пишет Дмитрий Лобачев, автор книги «История французского психоанализа в лицах».

Благодаря Нахту французские психоаналитики начинают активно участвовать в международной деятельности: посещают конференции, занимаются научными исследованиями. Ведутся переговоры о принятии SPP в Международную психоаналитическую ассоциацию (IPA). 

Противостояние

Впрочем, уже тогда в недрах Парижского психоаналитического общества назревал раскол, который связывают прежде всего с именами Саши Нахта и Жака Лакана. В 1953 году возобновил работу Институт психоанализа, его также возглавил Нахт, сосредоточив таким образом в своих руках руководство и институтом, и SPP. Лидером он был авторитарным, жестким, за что получил у коллег прозвище «Сатрап». 

Нахт был убежден, что аналитик обязательно должен иметь медицинское образование. Он даже склонялся к идее интеграции психоанализа в клиническую психотерапию.

Он всячески поощрял врачей, обращавшихся к психоанализу, поддерживал исследования в области психосоматики, — пишет Лобачев. — Нахт выступал за превращение психоанализа в сугубо медико-терапевтический предмет и его “очищение” от философии и психологии.

Лакан взглядов воинствующих аналитиков-клиницистов не разделял. Напротив, он считал, что психиатрическая подготовка должна дополняться литературным и философским образованием. 

«Учитывая, что как минимум треть слушателей института были анализантами Лакана, у Нахта оказалась очень весомая оппозиция в их лице. К ним же добавлялись многочисленные сторонники Лакана, включая и хорошо известного Лагаша, — пишет Лобачев. — Напряжение в рядах психоаналитиков росло и достигло своего апогея в 1953 году, когда Лагаша, Лакана, Дольто и многих других оппозиционеров фактически выгнали из SPP».

Разрыв стал для Нахта серьезной травмой, ведь он потерял не только именитых и харизматичных коллег, но и друга. До этого конфликта Нахт и Лакан поддерживали дружеские отношения. За год до раскола SPP Лакан даже был свидетелем на свадьбе Нахта с его второй супругой Эдмой (с первой женой Саша развелся в 1950-м). 

Впрочем, Нахт старался сохранять спокойствие и твердость, так что Лакан признавал, что его позиция достойна уважения.

«Анализируя движущие силы происходящего, я должен отдать должное Нашту, не отступавшему в преследовании своих целей, — размышляет психоаналитик в письме Левенштейну от 14 июля 1953 года, — И тому, что он всё еще объединяет вокруг себя большую часть наших бывших коллег, он обязан постоянству своей политики, которая была бы достойна уважения, если бы не была столь неразборчива в средствах».

Найти центр самого себя

Интересно, что и после разрыва, когда психоаналитики перестали общаться, Лакан продолжал посылать некоторых своих пациентов к Нахту, поскольку тот был превосходным практиком и вопросам клиники уделял внимания гораздо больше, чем теории. Широко известна его цитата: «Молчание аналитика — важный фактор для интеграции пациента». Нахт был убежден, что психоаналитик более воздействует на пациента «через то, чем он является, чем через то, что он говорит». 

Он осторожно относился к словам, потому что полагал, что они отдаляют человека от бессознательной потребности в абсолютном единении, которое Нахт считал целью психоаналитической терапии. 

Саша Нашт видел необходимость подвести человека “к центру самого себя”, собственной, если мы допустим такое выражение, самости, — пишет Дмитрий Лобачев в своей книге. — Нахт предполагал, что существует нечто “исключительно внутреннее” в человеке, чей источник нам неизвестен; это «внутреннее» способно привести человека к целостности и постоянству, дать надежду на удовлетворение и познакомить с самим собой. По его мнению, аналитику необходимо являть пациенту свою “доброту” как знак того, что врач реально “присутствует” рядом с пациентом, а не отстраненно “следит” за ним. Постоянная доступность и безусловная доброта, неограниченное терпение и возможность быть понятым позволяют пациенту отучить себя от детства, в котором пациент научился жить.

1950-е годы, несмотря на разногласия с коллегами, стали для Саши Нахта самыми плодотворными. В 1955-м он в соавторстве с Рене Дяткиным написал статью «Эго в перверсивных отношениях», посвященную анализу структуры эго при перверсиях и отношениях с объектами в таких случаях. В 1956 году Нахт вместе с Сержем Лебовичи издал работу «Показания и противопоказания к психоаналитическому лечению». А еще Нахт много практикует и преподает в Институте психоанализа. Казалось бы, жизнь наладилась… Но впереди Сашу Нахта ждало новое испытание. 

Роковое падение

В 1956 году с психоаналитиком случилось несчастье: во время прогулки верхом его лошадь споткнулась, и он в результате падения сильно ударился головой. Из-за этого у Нахта стала развиваться диплопия — нарушение зрения, при котором видимые предметы двоятся.

Эта травма сильно ограничила его работоспособность, он был вынужден покинуть пост руководителя Института психоанализа. При этом преподавательскую деятельность Нахт не прекратил и даже продолжал вести расширенные семинары, посвященные вопросам психоаналитической техники. 

В середине 1960-х годов самочувствие Нахта ухудшилось: вскоре он узнал, что болен раком простаты. Однако его железный характер не позволил сдаться и здесь. Психоаналитик продолжал работать практически до конца жизни. Его не стало 27 августа 1977 года. 

Быть рядом

«Многие упрекали и продолжают упрекать Нахта за его авторитарный характер и действия. Действительно, Саша Нахт на протяжении десятилетий был тем “фаллическим” образом, на который опиралась часть психоаналитического общества (в широком смысле слова), — пишет Дмитрий Лобачев. — Зададимся же вопросом: а мог бы другой человек возглавить SPP в сложное послевоенное время? Сумел бы свободолюбивый и бунтарский Лакан сформировать целостное сообщество, способное интегрироваться в международную ассоциацию? Готов ли был кто-либо нести ответственность, которую нес Нахт еще при жизни? На него указывали пальцем не только в случае побед, но и во времена неудач и конфликтов, которых было предостаточно».

Эти вопросы навсегда останутся без ответа, как и то, что же скрывалось за железным характером этого человека. Элизабет Рудинеско рассказывает историю, которая позволяет увидеть Сашу Нахта совсем в ином свете. В декабре 1967 года у его друга Марселя Бланшета в автомобильной катастрофе погибла дочь. В полном отчаянии он уехал в Межев, чтобы там попытаться найти покой. Вскоре туда приехал и Саша Нахт.

Друзья подолгу гуляли по заснеженным лесным тропинкам. Марсель говорил, а Саша тихо шел рядом и слушал. Когда наступал вечер, они грелись у костра. Как-то Марсель спросил друга: «Может ли психоанализ вылечить человеческие страдания?». На это Нахт ничего не ответил. 

«Эта перипатетическая терапия длилась три дня. Спустя три дня каждый вернулся к своей жизни, — рассказывает Элизабет Рудинеско. — Зимой 1967 года, гуляя по заснеженным дорожкам вместе со своим другом, Нахт показал, что значит “полное присутствие” и каков его терапевтический эффект».
__________

В разделе «ПСИАНТРОПОЛОГИЯ» вы можете прочитать еще больше историй о жизни и профессиональном пути известных психоаналитиков.

__________

Присоединяйтесь к нам в соцсетях ВКОНТАКТЕ или ТЕЛЕГРАМ.

Подробнее о программе можно узнать здесь – О ПРОГРАММЕ и ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.

Вы также можете посмотреть ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ, подать ЗАЯВКУ НА ОБУЧЕНИЕ или ЗАДАТЬ НАМ ВОПРОС.