Есть или не есть - вот в чем вопрос...
«В обществе существует амбивалентное отношение к еде. С одной стороны, мы видим побуждение к потреблению пищи (например, в рекламе), а с другой — порицание избыточного потребления», — считает французский психоаналитик Алан Эриль. На своем недавнем семинаре он рассказал о расстройствах пищевого поведения, причинах их появления и психоаналитических аспектах работы с ними. Ключевые тезисы встречи собрали в нашем материале.
Парадоксальные послания
Наблюдая за тенденциями в современном мире, можно заметить увлеченность диетами, спортом (и спортивным питанием), здоровым образом жизни. Одновременно с этим есть другой посыл — «брать от жизни всё», наслаждаться «здесь и сейчас» и ни в чем себе не отказывать. В том числе и в еде, которая становится всё изысканнее и привлекательнее внешне.
Стремление есть «правильную» и здоровую пищу конфликтует с возможностью ее приготовить: при современном ритме жизни на это не хватает времени, всё популярнее становятся полуфабрикаты и «перекусы на ходу».
Человек живет в постоянной фрустрации, — уверен Алан Эриль. — Принцип удовольствия конфликтует с принципом реальности. Принцип удовольствия говорит: “Посмотри, какое изобилие вокруг, наслаждайся”. И тут же подключается принцип реальности: “Нет, я должен следить за собой, держать себя в форме”.
В случае, если психика человека устойчива, он может балансировать между крайностями, справляться с амбивалентными чувствами. Но так бывает не всегда.
Рассказать о страдании
«Расстройство пищевого поведения говорит нам о реальных страданиях, которые пациент не может выразить другим способом, — рассказывает Алан Эриль. — В большинстве случаев это расстройство запускается неявным травмирующим событием: например, человек ощущает себя нежеланным ребенком, или беременность его матери протекала неблагополучно».
У пациентов с расстройством пищевого поведения можно наблюдать недостаток доверия этому миру, заниженную самооценку, сверхперфекционизм и стремление всё контролировать.
Например, для девушки с анорексией важен ультраконтроль: она тщательно следит за тем, какая именно еда в нее “входит”, — считает французский психоаналитик.
Часто эти расстройства связаны с одиночеством, с которым невозможно справиться без помощи специалиста.
Месье Эриль предлагает использовать комплексный подход: диетологический, поведенческий, психологический.
Множество видов
К классическим пищевым расстройствам относятся анорексия, булимия и компульсивное переедание.
В случае компульсивного переедания человек не может противостоять еде и контролировать приемы пищи.
Другую группу пищевых расстройств называют “атипичными”, — поясняет Алан Эриль. — Они менее популяризированы, но не менее важны, поскольку также причиняют страдания пациентам. Это рестриктивные и гиперфагические пищевые расстройства, а также пережевывания.
Чрезмерная увлеченность подсчетом калорий, минимальное потребление пищи или стремление к еде определенного цвета может говорить о рестриктивном пищевом расстройстве.
В случае гиперфагического расстройства человек за минимальное время будет поглощать максимальное количество еды, буквально «заглатывая» ее. Такое поведение не дает получить удовольствие ни от процесса, ни от самой пищи.
Анорексия: другое измерение
В переводе с греческого анорексия — это потеря аппетита. Однако не всё так просто.
«Случаи голодания и жесточайших аскез часто имели место в средневековье, в рамках мистических религиозных учений, — поясняет психоаналитик. — Эта “мистическая” составляющая и сейчас встречается в работе с пациентами с анорексией. Часто они ощущают себя принадлежащими как будто другому измерению, более совершенному, чем наш мир».
По сути анорексия — это зависимое поведение, из которого крайне сложно выбраться.
Чаще всего это расстройство появляется у девочек в подростковом возрасте и максимально проявляется с 17 до 22 лет, — отмечает Алан Эриль. — Наблюдается триада симптомов: человек борется с голодом и со временем перестает его ощущать, теряет как минимум 15% своего веса, наступает аменорея.
Как будто вместе с отвращением к своему телу при анорексии проявляется и отвращение к сексуальности, к женскому.
Стремительное похудение имеет и еще одно символическое значение — человек становится менее заметным.
«И здесь проявляется парадокс анорексии, — уточняет месье Эриль. — Пытаясь исчезнуть, стать “невидимым”, человек на самом деле пытается кричать о себе: “Посмотрите на меня, я здесь, и я исчезаю!”. За стремлением исчезнуть может стоять жажда жить».
Булимия: потеря связи
В отличии от анорексии, внешне булимия проявлена гораздо меньше. По данным французского психоаналитика, у 70% пациентов с булимией вес — в пределах нормы. Однако, как и анорексия, это пищевое расстройство относится к зависимому поведению.
Как правило, вместе с булимией мы будем наблюдать у пациентов и другие зависимости: алкогольную, клептоманию, сверхувлеченность спортом или что-то другое, — рассказывает Алан Эриль.
При булимии проявляется не столько одиночество, сколько разочарование. Скорее всего, это будет разочарование в любви.
«Этот вид пищевого расстройства также больше характерен для женщин, — отмечает французский психоаналитик. — Чаще всего — тех, кто боится набрать вес и стремится похудеть. Суровый режим питания приводит к срывам, во время которых человек практически теряет над собой контроль: может съесть всё то, что запрещал себе раньше».
Месье Эриль подробно рассказал о «булимическом кризе», в котором симптомы этого пищевого расстройства проявляются наиболее ярко.
«Как правило, он наступает вечером (реже — ночью), — поясняет психоаналитик. — Человек поглощает настолько большое количество пищи, что всё это порой заканчивается рвотой. Ее приступы могут быть как спонтанными, так и спровоцированными. После криза появляется сожаление, вина и стыд».
Основополагающим компонентом расстройства становится тайна. Пациент старается максимально скрыть от окружающих проявления булимии.
«В состоянии булимического криза человек ищет состояние наполненности и насыщения, — говорит Алан Эриль. — Также ему нужна внешняя опора — пациент может тревожиться по поводу того, как к нему относятся окружающие, пытаться “быть хорошим”. Вероятно, в прошлом такие пациенты были практически в слиянии с близкими, и, взрослея, тяжело переживают отделение. Отсутствие связи с другим создает дыру в личности, которую человек пытается заполнить едой».
Право быть
«Каким бы ни было расстройство пищевого поведения, оно всегда отсылает нас к оральной стадии психосексуального развития, — считает месье Эриль. — Это самая архаичная стадия, когда младенец познает мир, пытаясь попробовать его на вкус — он тянет в рот всё, что попадается ему под руку».
Ключевой объект, с которым взаимодействует ребенок в это время — материнская грудь (или ее заменитель — бутылочка со смесью). Она связывается и с безопасностью, и с построением первых отношений с объектами, и с более масштабными вопросами бытия.
Через взаимодействие с материнской грудью ребенок не только получает питание, необходимое для физического существования, и общение — залог психического благополучия. Так же он может проявлять и свою агрессию, нападая на грудь, и кусая ее.
«Когда мы работаем с пациентами с расстройствами пищевого поведения, мы должны всё это учитывать, — объясняет месье Эриль. — Это будет работа с темами тревоги и безопасности, отношений с другими и агрессии. Кроме того, это еще и нарциссический пласт — вопросы, которые касаются права человека быть в этом мире».
⭐Алан Эриль — психоаналитик, член Французской ассоциации психотерапевтов, Парижской ассоциации психоаналитического обучения и фрейдовских исследований «Espace analytique», преподаватель ведущих университетов Université de Bourgogne, Université Paris XII, La Sorbonne (Paris III), штатный сотрудник легендарной больницы Hôpital de la Salpêtrière, руководитель образовательного центра Indigo Formations.
__________
Присоединяйтесь к нам в соцсетях ВКОНТАКТЕ или ТЕЛЕГРАМ.
Подробнее о программе можно узнать здесь – О ПРОГРАММЕ и ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.
Вы также можете посмотреть ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ, подать ЗАЯВКУ НА ОБУЧЕНИЕ или ЗАДАТЬ НАМ ВОПРОС.