Сломаться или совершить прорыв
Одним из ярких психоаналитиков XX века был Вильгельм Райх. Свой первый доклад в Венском психоаналитическом обществе он прочитал в 24 года. Для Фрейда Райх был «умнейшей головой в ассоциации», подающим большие надежды молодым ученым. Но что происходило в душе самого Райха? До наших дней дошли не только работы этого аналитика, но и фрагменты его дневников и обширная переписка. Сегодня в рубрике «Особое мнение» публикуем тезисы одного из писем ученого бывшей жене Анни. В нем он пишет об одиночестве, отчаянии, интуиции и вере в лучшее будущее.
Стать Дон Кихотом*
«Сейчас я переживаю сложный, ужасный, необычайно трудный период. Я приехал в Осло согласно ранее достигнутой договоренности проводить свои эксперименты; но, как всегда, я опять сталкиваюсь с человеческой неуживчивостью, равнодушием и притворным, глубоко парализованным желанием помочь», — писал Райх.
Он вспоминал, как почти 13 лет назад рассказывал жене о своем «абсолютно мрачном состоянии духа» и не предполагал, что застрянет в этом состоянии на долгие годы.
Есть три выхода из этой ситуации, — считал аналитик. — Можно стать покорным или меланхоличным циником, можно сломаться, как все психопаты в мире; или можно бороться против мирового зла, подвергая себя риску стать еще одним Дон Кихотом.
Сам того не осознавая, он выбрал последний путь.
«Мой выбор оказался одновременно неизбежным и горьким. Я продолжаю борьбу с многочисленными трудностями и немалого добился, но задача так велика, что не видно ни ее конца, ни способа, как ее изменить, — считал он. — Проблемы увеличиваются подобно разгорающемуся огню».
Подобно рыбакам
Рассуждая о своих открытиях в области характероанализа, Вильгельм Райх сетовал на то, что каждая новая гипотеза порождает еще больше вопросов.
Мы, ученые, подобно рыбакам, сидим в полном неведении на берегу реки под названием “жизнь” и забрасываем наугад наши удочки, — размышлял Райх. — Один вытягивает только грязь и сорную траву. Другому везет — и он вытаскивает кусочек золота; ну а третьему случается ухватиться за нечто такое, что может изменить часть этого мира.
Себя аналитик относил к третьей категории.
«Ты должна понять, что я глубоко погружен в предмет исследования, и значит, смогу видеть перспективы задолго до того, как это сделает кто-либо другой, менее сведущий и заинтересованный в этом, — писал он бывшей жене. — Часто такие люди принимают меня за психопата...».
Вегетативное существование
Обучающие семинары по технике характероанализа, которые Райх начал проводить в Осло, стали настолько популярны у скандинавских психоаналитиков, что в 1936 году Райх основал в Норвегии Институт сексуально-экономических и биологических исследований. Он хотел обнаружить физическую основу эмоциональных расстройств человека и создать методику, которая могла бы восстановить биофизическое равновесие организма.
Вот что он писал жене за два года до этого: «Иногда я впадаю в такое отчаяние. Повсюду столько проблем, с которыми я хотел бы разобраться с биопсихологической точки зрения, прежде чем приступить к сексуально-социологической стороне. Враждебность за враждебностью, сознательная или бессознательная, как ни верти. Люди не могут выдержать, когда им говорят, что они впустую проводят жизнь, что они губят ее. И это не просто сексуальное сопротивление с их стороны. Они боятся осознать собственное вегетативное существование...».
Не утописты-мечтатели
Во многих письмах Райха как будто перманентно присутствует тема одиночества, отчуждения от мира и людей. В разное время психоаналитик писал, что чувствует себя комфортно лишь в собственной комнате, на работе или в объятиях любимой женщины. Внешний мир для него казался чужим.
Как ученый-исследователь, Вильгельм Райх полон сомнений.
Очень часто я начинаю колебаться и сомневаться в вещах, которые когда-то казались мне незыблемыми, — пишет он. — Но потом появляется множество подтверждающих фактов из газет, научных движений (как, например, из Оксфордского движения), из тысяч деталей; и я оказываюсь не в состоянии удержать все это. Я страдаю от этого качества, но в то же время я воодушевлен и счастлив быть столпом для значительной группы людей....
В письме Анни Райх признавался, что тоскует по спокойной и мирной работе.
«В Скандинавии у меня сложилась группа из 20-ти умных, образованных и порядочных человек. Один из них однажды сказал мне: “Почти невозможно обладать таким умом, так много понимать и знать о человеческой жизни”, — вспоминал аналитик. — Время и общество, в которых мы живем, пока что против нас. Мы зверски работаем, стараясь поддерживать и ободрять друг друга. Мы — не утописты-мечтатели; мы продвигаемся шаг за шагом, от детали к детали, с основополагающим взглядом на жизнь, который мы постоянно проверяем. Мы можем в конце концов сломаться, но мы можем и совершить прорыв».
*Отрывок из письма Вильгельма Райха подготовлен на основе публикации Е. А. Смирновой «Дон Кихот психоанализа (читая письма и дневники В. Райха)».
__________
Присоединяйтесь к нам в соцсетях ВКОНТАКТЕ или ТЕЛЕГРАМ.
Подробнее о программе можно узнать здесь – О ПРОГРАММЕ и ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.
Вы также можете посмотреть ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ, подать ЗАЯВКУ НА ОБУЧЕНИЕ или ЗАДАТЬ НАМ ВОПРОС.