• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Создать пространство для контейнирования

«Недавний ученик Шарко, я краснел при мысли о связи между истерией и сексуальностью примерно так же, как это обычно делают мои пациентки», — писал Фрейд относительно своих исследований истерии. Тем не менее, гипотеза психоаналитика оказалась верной: истерия неразрывно связана с сексуальностью.
Что это за феномен, разбирались на двух недавних семинарах Вассилиса Капсамбелиса. Первый — вводный — был посвящен ключевому конфликту истерической личности. Во время второй встречи доктор Капсамбелис подробно рассказал о том, как именно проявляются истерические симптомы и чем может помочь терапевт. Как всегда, собрали ключевые тезисы лекции в нашем материале.

Вассилис Капсамбелис

Вассилис Капсамбелис
ВШЭ, 2024

Инцестуозная фиксация

«Когда мы говорим об истерии, мы имеем дело с эдипальной проблематикой, — начал встречу Вассилис Капсамбелис. — Она может быть и позитивной, и негативной. Инцестуозная фиксация на объекте лежит в основе истерической патологии».

В случае позитивного Эдипа мы будем наблюдать бессознательную любовь к родителю противоположного пола и соперничество с родителем своего пола. У женщин это — «любовь» к отцу и «ненависть» к матери, у мужчин — «любовь» к матери и «ненависть» к отцу. В негативном Эдипе всё наоборот — будет бессознательное влечение к родителю своего пола и соперничество с родителем противоположного.

При инцестуозной фиксации у женщин могут быть сложности с их собственным материнством, потому что отношение к матери крайне противоречивое (то чрезмерная любовь, то такая же чрезмерная ненависть). Поэтому для них быть матерью особенно непросто: они могут постоянно конкурировать со своими дочерями.

При мужской истерии на первый план выходит кастрационная тревога и тоже склонность к постоянному соперничеству, в том числе и со своими сыновьями.

Чужие желания

Еще одна черта истерической патологии — постоянное неудовлетворение. У человека будут определенные любовные ожидания, но он постоянно в них разочаровывается. Например, партнер не будет отвечать этим ожиданиям или сам пациент будет «сбегать» из отношений.

С другой стороны, такое разочарование и неудовлетворенность приносят пациенту удовольствие особого вида, — поясняет доктор Капсамбелис. — Поэтому ситуации разочарования повторяются снова и снова.

По словам психоаналитика, это становится серьезным препятствием в работе.

С чем же связано постоянное неудовлетворение? 

Во-первых, в случае истерии у пациента нет доступа к своим собственным желаниям, он идентифицируется с желанием другого. Например, пациент может захотеть того же, чего хочет аналитик. И считать желание аналитика своим желанием. 

«Представим ситуацию, что аналитику для обучения в Парижском психоаналитическом обществе нужен пациент, работа с которым ведется на кушетке в классическом кадре в течение двух лет, — приводит пример Вассилис Капсамбелис. — Пациент с истерией “уловит” это желание и может согласиться на такую работу, даже если сам не будет к ней готов. Потому что он идентифицируется с желанием аналитика».

Во-вторых, объекты, к которым «тянется» истерическая личность, несут в себе черты инцестуозных: они слишком напоминают родительские фигуры (или фигуры сиблингов). Если во взрослых отношениях снова и снова повторяются запретные инфантильные бессознательные влечения, то любовная жизнь пациента будет сопровождаться чувством вины. В этом случае любовное разочарование и неудовлетворенность будут своего рода наказанием.

Чужие мысли

При работе с истерическими пациентами часто возникают сложности: может казаться, что они плохо ассоциируют, «недостаточно хорошо» работают, «отсутствуют» во время сеанса.

Это связано с тем, что психическая жизнь пациента наполнена не словами, а зрительными, слуховыми впечатлениями и действиями, которые сложно превратить в слова, — объясняет Вассилис Капсамбелис. — Мы сталкиваемся с проблемой в использовании основного правила — говорить всё, что приходит в голову.

Во время сеансов у аналитика также может сложиться ощущение, что пациент рассказывает не свои истории.

«Вы слушаете пациента и понимаете, что эти размышления и высказывания относятся не к нему, — поясняет психоаналитик. — Как будто вместо пациента говорит его мать, отец, начальник или кто-то другой из его окружения. Части “другого” используются как способ выражения мыслей пациента».

Симптом вместо слова

В истерии основным пространством для выражения становится тело. «Важно рассматривать тело как метафору, — считает Вассилис Капсамбелис. — Если пациент говорит о том, что у него болит голова, это может значить, что его голова переполнена мыслями. Аналитик должен уметь думать образами и быть способным увидеть символический характер телесных симптомов».

Почему же возникает симптом? 

В теле появляется возбуждение, оно направлено на объект (например, связано с образом какого-то человека). Но для психики этот образ (репрезентация) — запретный, к этому человеку нельзя испытывать сексуальное влечение. И тогда репрезентация вытесняется в бессознательное, а желание рассматривается как невозможное. Образ вытесняется, но возбуждение в теле сохраняется, «избавиться» от него сложнее. В этот момент и появляется конверсия — возбуждение снова возвращается в тело, но уже в виде симптома.

По словам Вассилиса Капсамбелиса, для пациентов с истерией крайне важен стабильный кадр, необходимо создать пространство для контейнирования его возбуждения. Терапевт должен быть способен помочь пациенту трансформировать возбуждение в вербальные репрезентации, в слова.

«Задача аналитика как контейнирующего объекта — делать так, чтобы психическая работа пациента и его способность к свободным ассоциациям продолжалась», — уверен доктор Капсамбелис. 

__________

📆 Следующий семинар из цикла по теории и клинике психоаналитической психопатологии состоится 12 февраля 2024 года. Доктор Капсамбелис расскажет про невроз навязчивости (обсессивный невроз).

✅ Зарегистрироваться на семинар можно уже сейчас на нашем сайте.

Вассилис Капсамбелис — французский психоаналитик, психиатр, член Международной психоаналитической ассоциации (IPA), титулярный член Парижского психоаналитического общества (SPP), генеральный директор Ассоциации психического здоровья 13 округа Парижа (AMS 13), уже много лет работает с пациентами, которые функционируют «по ту сторону невроза» — с пограничными состояниями и психозом.
___________

Присоединяйтесь к нам в соцсетях ВКОНТАКТЕ или ТЕЛЕГРАМ.

Подробнее о программе можно узнать здесь – О ПРОГРАММЕ и ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.

Вы также можете посмотреть ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ, подать ЗАЯВКУ НА ОБУЧЕНИЕ или ЗАДАТЬ НАМ ВОПРОС.