Охотники за жемчугом
На связи экипаж — «Программной Одиссеи», экспериментального проекта, который мы запустили полтора года назад. Его цель — понаблюдать в режиме реального времени, как трансформирует людей погружение в психоанализ. На борту нашего психоаналитического корабля оказались пятеро слушателей МП: Леонид Филатов, Елена Исламова, Татьяна Францева, Татьяна Гарифуллина и Алексей Бахолдин. Сейчас наши путешественники готовятся к важному этапу — это подготовка и защита магистерских диссертаций. О том, какие темы планируют исследовать слушатели в своих работах, читайте в новом выпуске «Программной Одиссеи».
Елена Исламова
— Первый семестр закончился на хорошей, высокой ноте. В декабре мы делали для наших первокурсников «Посвят» — основные эмоции были связаны с подготовкой к этому мероприятию и его проведением. Это было что-то потрясающее!
Вообще я очень рада, что нашему курсу удалось наладить взаимоотношения с первокурсниками — во многом благодаря нашему телеграм-чату, посвященному театру. Сначала он был внутрикурсовой, но потом решили пригласить в него и первокурсников. Получилось хорошее, гармоничное, творческое пространство, в котором можно обсудить интересные постановки, найти компанию, чтобы сходить в театр или на выставку. Мы даже помогаем друг другу покупать билеты! Меня это радует, до учебы на программе у меня не было такой насыщенной культурной жизни.
Еще из интересных новостей: мы с моими близкими друзьями с программы создали телеграм-канал «Театрология души» — это пространство на стыке искусства и психоанализа. Мы пишем о спектаклях, выставках, фильмах, художественных произведениях, которые, на наш взгляд, заслуживают внимания. Я занимаюсь редактурой текстов. Это то, во что я погружена, и что меня сильно обогащает.
Что касается учебы, то уже есть некоторая тревожность, связанная с предстоящей подготовкой и защитой выпускной работы. У меня лёд хоть и тронулся, но тают ледники пока медленно... Как я говорила, для магистерской диссертации я выбрала тематику Ирана — хочу поразмышлять о психоаналитической работе в этой стране, о женских образах в ее культуре, о покрытии и закрытии. Рабочее название моего исследования — «Кушетка и чадра». Начала подбирать материал для теоретической части: читаю литературу по истории психоанализа в Тегеране, изучаю зарубежные исследования об отношении ислама к психоанализу в целом. Также читаю много литературы, которая находится как бы около моей темы. Сказать хочется очень многое. Иногда опасаюсь, что просто утону в таком объеме информации. Надеюсь, что мой научный руководитель Аурелия Ивановна Коротецкая поможет мне выплыть.
Продолжаю брать клиентов из нашего Центра психоаналитической психотерапии (ЦПП), работаю с личными пациентами. Заявок беру столько, чтобы это не было мне в ущерб. Всегда задаю себе вопрос: смогу ли я сейчас с этим справиться? Не будет ли это меня опустошать? Никогда не работаю на износ — у нас не конвейерная работа, ведь психотерапевт служит контейнером для эмоций другого человека. Поэтому, в первую очередь, нужно заботиться о себе и работать с клиентами, будучи в ресурсе, — они всегда это чувствуют.
А еще я наконец-то поняла, что хочу начать анализ на кушетке! Раньше я этого боялась. Мне казалось, что это не для меня и не про меня. Но сейчас появляется исследовательский интерес к самой себе, и он будто бы нарастает. Чем больше узнаешь о других, тем больше хочется узнать о самой себе. Я, как серфер, хочу на глубину, в охотники за жемчугом. Волнами от доски, на которой я пытаюсь изобразить что-то более-менее нормальное, порой прибивает к берегу пару раковин, но это не то. Теперь хочется идти дальше и глубже.
Татьяна Гарифуллина
— Все мои мысли сейчас — о магистерской диссертации. Тему я утвердила и уже начала делать первые наброски. Моя работа будет посвящена истерии. Изначально хотела писать ВКР на другую тему, планировала делать это с Ларисой Ивановной Фусу, однако, по ряду причин реализовать эти планы не получилось. Но именно Лариса Ивановна предложила посмотреть в сторону истерии, за что я ей очень благодарна. Даже не представляла, насколько это интересно!
Сейчас занимаюсь сбором материала для исследования: разбираюсь с мифами, которые существуют вокруг этой темы, подбираю клинические случаи. В голове пока немного хаос, потому что истерия — явление сложное, многогранное, требующее тщательного изучения и понимания проблематики. Надеюсь, мой научный руководитель Мария Александровна Чершинцева мне в этом поможет. Недавно встречалась с ней — осталась в восторге от общения. Мария Александровна подала мне интересные идеи. Да и пространство программы словно само подбрасывает необходимый для работы материал: в октябре у нас начался курс Вассилиса Капсамбелиса, на котором он подробно осветил тему истерии.
Уже есть фантазии о том, как я буду защищать свою работу, как сделать это максимально интересно. Есть некоторое волнение, связанное с защитой магистерской диссертации, но пока очень легкое. Сейчас я захвачена изучением темы.
Практику пока не начинала — не получается совместить ее с работой. Но идею включиться в этот процесс не оставляю. Допуск у меня есть. Если не получится приступить к работе с клиентами ЦПП во время учебного года, попробую сделать это летом, после защиты и получения диплома.
Алексей Бахолдин
— Первый семестр, несмотря на проблемы со здоровьем, оказался для меня достаточно успешным. Мне удалось заранее приступить к написанию магистерской диссертации. Как я уже рассказывал, выпускную работу на программе по психоанализу и психоаналитическому бизнес-консультированию я написал за месяц, закрывшись на это время дома и полностью отрешившись от мира. Потом долго восстанавливался, поэтому теперь хочется всё сделать по-другому, в более бережном по отношению к себе режиме.
Моя диссертация будет посвящена теме парадоксов. Сейчас продумываю план исследования, подбираю нужную литературу, осмысляю уже прочитанные материалы. На изучение этой темы меня вдохновила конференция МПА «Парадоксы в психоанализе», которая проходила в октябре прошлого года. Понравились все доклады, но особенно зажгли идеи Андрея Владимировича Россохина (он стал моим научным руководителем) — прежде всего они позволили мне посмотреть по-другому на самого себя, помогли осознать одновременно и несовершенство, и парадоксальность моей личности.
Фоном постоянно идет процесс самонаблюдения. Зачастую именно это помогает мне перерабатывать тяжелые воспоминания о прошлом, о совершенных ошибках, дает возможность искать ресурсы, находить новые смыслы, новые точки опоры. Много размышляю о природе возникновения болезней. У меня даже родилась идея о психическом иммунитете: болезнь приходит, когда что-то идет не так, и у нас появляется необходимость замедлиться, прислушаться к себе. Психоанализ говорит нам о динамике психических процессов, но мне кажется, что одновременно с динамикой должна быть еще и статика.
В то же время я понимаю, что важно также не оставаться во власти только внутренних процессов — необходима и коммуникация с другими. Это тот самый взгляд со стороны, который дает более объемное представление о себе. Моя задача — стараться выдерживать этот баланс и продолжать двигаться по этому пути дальше. Он для меня совершенно уникальный и значимый — особенно в такое непростое время, как сейчас. Это моя точка опоры, точка переосмысления и роста.
Татьяна Францева
— Первый семестр прошел достаточно интенсивно. Второй ожидается не менее насыщенным. Стало гораздо меньше переживаний относительно понимания материала, мы уже идем в глубину, изучаем вопросы и явления с различных ракурсов. И чем глубже погружение в тему, тем ярче, интереснее она раскрывается.
Появилась небольшая сепарационная тревога: иногда задумываюсь о том, что будет дальше, после окончания учебы. От этих мыслей отвлекает работа над магистерской диссертацией. Пишу ее в группе под руководством Владислава Викторовича Ермака. Наше исследование посвящено теме отказа женщин от репродуктивной функции с точки зрения психоанализа. В самом начале мы с командой провели мозговой штурм, обсудили концепцию работы, распределили зоны ответственности. Благодаря этому у нашей диссертации уже есть достаточно четкая идея, структура.
Раз в неделю мы с коллегами встречаемся онлайн, сверяемся, как продвигается работа; помогаем друг другу, если у кого-то возникают сложности со своей частью исследования. Рада, что пишу работу именно в группе. Нас очень вдохновляют наша тема, наш кейс. Если бы делала это одна, то, наверное, было бы не так увлекательно. Не было бы наших встреч, дискуссий, обсуждений, узнавания друг друга.
С точки зрения практики всё хорошо. Практикую в рамках нашего ЦПП. Некоторые клиенты потом переходят в индивидуальную работу. В большей степени я практикую уже как психоаналитический психотерапевт (первое направление в психотерапии, которому обучалась Татьяна, — экзистенциально-гуманистическое. — Прим. ред.). Можно сказать, что переход из одного метода в другой практически состоялся, и он получился достаточно гармоничным. Рада, что не стала бросать одно и резко кидаться в другое, потому что понимала, что это не совсем правильно. Переходный процесс прошел максимально естественным образом, и эта естественность всё это время помогала сохранять контакт с пациентами. Безусловно, мне есть куда углубляться и наращивать мастерство, но выбор в сторону психоанализа я сделала.
Леонид Филатов
— Обучение в магистратуре подходит к завершению, и сейчас фокус моего внимания направлен прежде всего на написание выпускной квалификационной работы. Я занимаюсь исследованием, посвященном диссоциативным состояниям и расстройствам. Эта область интересна мне потому, что здесь речь идет об изучении фундаментальных процессов, лежащих в основе функционирования человеческой психики.
В целом, тема согласована, но уже сейчас очевидно, что во время выполнения работы потребуется сужение предмета исследования и конкретизация формулировки самой темы. Обширность теоретических материалов, с которыми необходимо ознакомиться, а также непредсказуемость результатов, к которым ты придешь в итоге, делают эту часть обучения в магистратуре довольно волнительной, но это, скорее, приятное волнение, которое всегда сопутствует творческой работе.
Как и раньше, стараюсь максимально интенсивно работать с клиентами ЦПП. Если ты достаточно активен, то за время обучения в магистратуре ВШЭ проводишь 100-150 сессий. Я убежден, что прохождение такой практики — основная составляющая профессионального становления психотерапевта, она делает эту программу обучения действительно уникальной. Некоторые люди, обратившиеся за консультацией в ЦПП, продолжают работать с тобой на долговременной основе в качестве личных клиентов. Таким образом, уже в процессе обучения ты начинаешь свою частную практику.
Уже не за горами защита ВКР и вручение дипломов, но я не ощущаю сепарационной тревоги в связи со скорым окончанием магистратуры. Это связано с тем, что выпускники у нас могут продолжать работу в ЦПП, посещать лекции, семинары, практикумы и супервизии. Другими словами, окончив магистратуру, ты остаешься частью студенческого сообщества. Это единое пространство как для студентов, так и для выпускников.
__________
Финальные выпуски «Программной Одиссеи» запланировали на июнь. Будем внимательно следить за защитами и держать кулачки, чтобы всё прошло успешно. Коллеги, верим в вас! Увидимся летом!
Предыдущие выпуски нашего проекта вы можете почитать здесь.
__________
Присоединяйтесь к нам в соцсетях ВКОНТАКТЕ или ТЕЛЕГРАМ.
Подробнее о программе можно узнать здесь – О ПРОГРАММЕ и ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.
Вы также можете посмотреть ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ, подать ЗАЯВКУ НА ОБУЧЕНИЕ или ЗАДАТЬ НАМ ВОПРОС.