• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В бездне ужаса и сомнений

«Этот рассказ — самое яркое, самое совершенное и самое сложное произведение Толстого», —  так отзывался писатель Владимир Набоков о повести Льва Толстого «Смерть Ивана Ильича». Это произведение считается одной из вершин мировой литературы в области малой литературной формы. Наш супервизор, психоаналитический психотерапевт Оксана Владимировна Цанава считает повесть Толстого выдающимся произведением не только с точки зрения литературы, но и с точки зрения клинического психоанализа. О том, к каким выводам пришла Оксана Владимировна в ходе психоаналитического исследования повести, читайте в нашей новой статье.

кадр из фильма «Простая смерть» (по рассказу Л. Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича»), 1985.

кадр из фильма «Простая смерть» (по рассказу Л. Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича»), 1985.

Внутренняя картина болезни

«Каждый врач любой специальности должен внимательнейшим образом прочитать этот рассказ, сильнее которого нет в мировой литературе на эту тему, и перед ним раскроются те бездны ужаса и сомнений, которые переживают раковые больные», — писал о повести Толстого «Смерть Ивана Ильича» советский хирург,  доктор медицинских наук, профессор Аркадий Лидский. 

Это художественное произведение оказалось очень ценным материалом для врачей начала XX века. Благодаря своему таланту, наблюдательности, умению анализировать Толстой сумел описать страдания, которые переживают больные. 

Рассказ уникален еще тем, что Толстой смог описать нарциссический тип организации характера, а также супружеские отношения главного героя и его жены, которые можно рассматривать через призму теории объектных отношений. Особого внимания заслуживает то, как описана болезнь главного героя, внутренняя картина болезни, которую можно понять, исходя из современных концепций психоаналитического подхода», — пишет Оксана Владимировна Цанава в статье «Динамика развития ипохондрического расстройства в картине патологического нарциссизма у главного героя повести Л.Н. Толстого “Смерть Ивана Ильича”.

Автор работы анализирует, как у персонажа, обладающего признаками нарциссического расстройства, формируется ипохондрия; как глубинные психологические процессы влияют на ипохондрический участок тела, как происходит отщепление его от Я и как на этот орган проецируются все непереносимые психикой эмоции. Оксана Владимировна размышляет о том, как эти процессы могут разъединять влечение к жизни и влечение к смерти, способствуют возникновению серьезной болезни, которая становится причиной смерти главного героя. 

Недоразвитая способность к любви 

Иван Ильич — высокопоставленный судейский чиновник. Внешне его жизнь выглядит вполне благополучной: умный, приятный, хорошо образован, имеет престижную должность, женат, двое детей. Более всего Ивана Ильича привлекает в его службе то ощущение большой власти, которое она ему предоставляет. 

Все без исключения, самые важные, самодовольные люди — все у него в руках, и что ему стоит только написать известные слова на бумаге с заголовком, и этого важного, самодовольного человека приведут к нему в качестве обвиняемого или свидетеля, и он будет, если он не захочет посадить его, стоять перед ним и отвечать на его вопросы, — пишет Толстой. 

Психоаналитик Отто Кернберг считает: если человеку свойственно грандиозное Я, если у него ослаблены этические системы, присутствует Эго-синтонная агрессия, дающая чувство власти, а власть — чувство превосходства, это говорит о наличии у него патологического, злокачественного нарциссизма. На это же указывают и отношения Ивана Ильича с супругой Прасковьей Федоровной, на которой он женился не потому, что полюбил, а «потому, что люди его общества одобряли это и невеста была хороша».

«Наиболее печальной ценой нарциссической ориентации является недоразвитая способность к любви. Несмотря на то, что другие люди играют важную роль в поддержании равновесия нарциссического индивида, его потребительская цель — удовлетворение собственных потребностей — просто не оставляет другим никакой иной энергии, кроме связанной с их функционированием в качестве сэлф-объектов и нарциссических расширений», — пишет психоаналитик Нэнси Мак-Вильямс. 

Когда супружеская жизнь перестала радовать Ивана Ильича, он постарался оградить себя от нее, переключившись практически целиком на службу. С рождением детей эта потребность отстраняться от семьи стала еще больше. Кернберг по этому поводу пишет, что в семейной жизни у нарцисса «при наихудшем сценарии возникает удушающее чувство несвободы и преследования со стороны другого. Непризнаваемые и неприемлемые аспекты Я проецируются на партнера ради сохранения Я-идеала. Бессознательное провоцирование партнера на то, чтобы вести себя согласно спроецированным на него аспектам Я, находит соответствие в нападках на него и его отрицании».

Однажды в жизни Ивана Ильича происходит событие, которое наносит ему глубокую нарциссическую рану: ему не достается должность, которую он долго ждал. Крайне уязвленный несправедливостью ситуации, Иван Ильич решает отправиться в Петербург просить повышения. Ему это удается, он получает выгодное назначение, в котором он становится на две степени выше своих обидчиков. Нарциссическая рана зажила. «Снова вернулось ощущение превосходства, и он торжествовал — его враги были посрамлены, завидовали и подличали теперь перед ним». 

«Когда дом построен, приходит смерть»

Приехав в город нового назначения, Иван Ильич увлеченно занимается обустройством квартиры: выбирает обои, покупает мебель, — предвкушая, как удивит жену и детей. Герой чувствует себя воодушевленным и помолодевшим на 15 лет. По сути, мы видим, что обустройство жилища стало для Ивана Ильича чем-то большим, чем просто обустройство быта. Оно оказалось, как пишет психоаналитик Дональд Винникотт, «проекцией его внутреннего мира на внешний, проекцией его собственного идеального Я на предметы внешнего мира». 

Приехали жена и дети, все были в восторге от убранства квартиры, стали обживаться. Со временем расположение духа Ивана Ильича стало портиться, «страдало немного именно от помещения»: он переживал из-за пятен на скатерти, оборванного шнурка гардины, «ему больно было всякое разрушение». С этого и начались физические страдания главного героя. 

«”Идеальные” предметы стали портиться от рук членов его семьи, Эго-идеал в его психике, как эти предметы, начал “портиться” в нем самом», — размышляет автор статьи. 

Легкое недомогание Ивана Ильича постепенно усиливается, Иван Ильич часто ссорится с супругой, внешний мир раздражает.

«С точки зрения психоанализа можно понять, что он чувствовал, как будто ему дают “плохое молоко”, а на жену опять проецировался плохой объект», — пишет Оксана Владимировна Цанава. 

Визит к врачу не приносит Ивану Ильичу утешения и надежды. Его волновало только одно: «опасно его положение или нет?».  Доктор эти вопросы проигнорировал, и пациент решил, что всё плохо, а врачу, да и всем остальным, просто всё равно. 

Нэнси Мак-Вильямс пишет о нарциссически структурированных людях следующее: «Они чувствуют, что их идентичность слишком хрупка, чтобы не рассыпаться и выдерживать некоторое напряжение. Их страх фрагментации внутреннего "Я" часто смещается в сторону озабоченности своим физическим здоровьем. Таким образом, эти люди склонны к ипохондрической озабоченности и к болезненному страху смерти».

Интересно, что болезнь проявилась у Ивана Ильича тогда, когда, казалось, жизнь наладилась, когда он отказался от привычного отстранения от жены и семьи. Психоаналитик, психиатр Матиас Хирш считает, что именно значимые события провоцируют ипохондрию в жизни людей, склонных к ней. Это могут быть вступление в брак, беременность, строительство или покупка дома (особенно собственного дома). Как гласит арабская пословица, «когда дом построен, приходит смерть».

В таких ситуациях речь идет не только об утрате объектов, ощущении подавления со стороны этих объектов, но и о признании движения жизни, смены фаз идентичности, что, так или иначе, означает движение на пути к смерти. Поэтому ипохондрический симптом имеет двойственный характер: тело чрезвычайно инвестируется и, в то же время, становится несущим смерть объектом. 

Ипохондрия — это тревожное расстройство, определяемое убежденностью в наличии у себя тяжелой, ведущей к скорой смерти болезни. Хотя ипохондрик сводит вымышленные физические и психические симптомы к этой болезни и хочет выздороветь, со стороны возникает ощущение, что он хочет сохранить ее вместе с другой, отщепленной частью своего “Я”, потому что никакие медицинские обследования, отрицающие существование этой болезни, не способны его переубедить, — пишет по этому поводу Матиас Хирш. 

Со временем предельный страх ипохондрика ограничивает витальность, прогрессирует. Человек всё больше отстраняется от внешних объектов, занятый собой и своим телом, направляет всё внимание, свое достаточно нарциссическое либидо, на тело или, предположительно, на больной орган. 

«Тело при ипохондрии становится объектом патологического нарциссизма, а не просто частью Я», — считает психоаналитик Лу Андреас-Саломе. 

Состояние Ивана Ильича всё ухудшалось. Родные и коллеги не понимали тяжести его страданий, это очень мучило героя повести. Особенно сильно он злился на жену и дочь за их беззаботность и веселье. Неспособность переносить отрицательные эмоции на психическом уровне ухудшала состояние Ивана Ильича и «находила» орган, который «собирал» все «непереваренные» психикой эмоции.

Репрезентация какого-либо органа может быть диссоциирована, как бы отделена от тела, этот орган может послужить объектом проекции всего негативного и травмирующего, — поясняет Оксана Владимировна Цанава. — Иван Ильич переживал свой болящий бок как страшное, неслыханное, что завелось внутри и постепенно высасывает из него жизнь.

Неожиданное утешение Иван Ильич находит в общении с буфетным мужиком Герасимом, который ухаживает за ним, причем делает это с искренним сочувствием.  «Ему хорошо было, когда Герасим, иногда целые ночи напролет, держал его ноги и не хотел уходить спать», — пишет Толстой.  

На пороге смерти как будто в обратном порядке проявили себя стадии психосексуального развития. Герасим, словно заботливая мать, помогал Ивану Ильичу на «анальной стадии», затем ночами почти держал его на руках, как мать держит младенца на «оральной». «Ему хотелось, чтобы его приласкали, поцеловали, поплакали бы над ним, как ласкают и утешают детей», — так описывает Толстой внутреннее состояние своего героя. 

Уничтожь себя

В повести не говорится, от какой болезни страдал Иван Ильич. Толстой описывает симптомы так, что кажется, что герой его повести умер от рака. Сам Иван Ильич по этому поводу размышляет: «Не в слепой кишке, не в почке дело, а в жизни и… смерти».

«Кажется, что он чувствовал, как внутри него ослабела тяга, влечение к жизни, и запустилось какое-то движение к умиранию, влечение к смерти», — пишет автор исследования. 

Иван Ильич вспоминает лучшие минуты жизни и внезапно осознает: то, что он считал счастливыми моментами, на самом деле, ничтожно. Всё, кроме первых воспоминаний детства. Он понимает, что «всё было не то, всё это был ужасный огромный обман, закрывающий и жизнь, и смерть». 

За час до смерти Иван Ильич спрашивает себя: а что же было «то»? Что можно еще поправить? В это мгновение он чувствует, что его руку кто-то целует. Открывает глаза, видит рядом заплаканного сына, а потом жену. «Жалко их, надо сделать, чтобы им не больно было…"Как хорошо и как просто", — подумал он».

Либидо, которое раньше было отщеплено от объектов внешнего мира и обращено на собственное Я, вдруг перед самой смертью снова повернулось к объектам: он увидел сына и жену, пожалел их и понял, что же было «то» настоящее, чем он не жил.

История Ивана Ильича — это иллюстрация того, как то, что сам человек и его окружение воспринимают как настоящую личность, на самом деле, оказывается ложным Я. По мнению Дональда Винникотта, несмотря на внешнюю благополучную картинку, бессознательное такого человека ощущает всю фальшь этих достижений и такой жизни. И тогда он начинает «истреблять» себя любыми способами. Нередко таким способом становится психосоматическая реакция, а объектом уничтожения оказывается тело. 
__________

Прочитать статью полностью вы можете в нашем журнале «Клинического и прикладного психоанализа».

__________

Присоединяйтесь к нам в соцсетях ВКОНТАКТЕ или ТЕЛЕГРАМ.

Подробнее о программе можно узнать здесь – О ПРОГРАММЕ и ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.

Вы также можете посмотреть ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ, подать ЗАЯВКУ НА ОБУЧЕНИЕ или ЗАДАТЬ НАМ ВОПРОС.