• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
22
Март

«Астроном, изучающий астрологию», или двойная жизнь Марка Солмса

Как мозг человека формирует его личность? Что есть наше сознание? Как и откуда оно возникает? Южноафриканский психоаналитик Марк Солмс был ребенком, когда в его голове возникли эти вопросы. Толчком послужило произошедшее в семье трагическое событие. Желание получить ответы на волнующие вопросы привели Солмса сначала в психологию, а затем в нейропсихологию. Но она в каком-то смысле разочаровала молодого ученого тем, что, казалось, избегала всего, что имело отношение к вопросам личности, эмоций, мотивации — иными словами, всего того, что мы имеем в виду, когда говорим о «природе человека». Марк Солмс стал одним из тех, кто стоял у истоков нейропсихоанализа — науки, которая объединила две принципиально разные области исследований: психоанализ и неврологию — для совершенно нового способа понимания того, как работает наш разум. Подробнее об этом читайте в нашей новой статье.

Марк Солмс

Марк Солмс

Старший брат

Марк Солмс родился 17 июля 1961 года в небольшом городке Людерице на юге Намибии. «Я — южноафриканец в шестом поколении. До того, как мои предки высадились в Кейптауне, они были землевладельцами в Германии», — рассказывает психоаналитик.  

Известно, что его предки — родом из немецкого города Наккенхайм, жители которого занимались виноделием. Этим же они продолжили заниматься и в Южной Африке, в которую перебрались в 1838 году. Однажды страсть к виноделию проснется и у Марка Солмса, но это случится через много лет. В детстве же и юности его увлекла психология. Поводом послужила трагедия, произошедшая со старшим братом будущего психоаналитика... 

Когда я был маленьким ребенком, мой брат упал с крыши трехэтажного здания и проломил себе череп, — вспоминает Марк Солмс. — Ли выжил, но сильно изменился из-за черепно-мозговой травмы. Я увидел, что мой брат — уже не тот, кем он был раньше, что у него другой характер, и вся наша семья другая. И всё это потому, что этот орган — мозг — функционирует не так, как раньше. Наблюдая за ним, я испытывал панику и отчаяние из-за ощущения собственной смертности. Из-за этого я стал нигилистом: какой смысл что-то делать, если в конце концов я умру и исчезну навсегда, что бы я ни делал?

Этот трагический случай пробудил в Марке глубокое желание понять, как мозг формирует личность человека. После окончания средней школы для мальчиков в Претории Солмс поступил в один из ведущих вузов  Южной Африки — Витватерсрандский университет. В 1984 году он получил степень бакалавра психологии, через год — диплом с отличием по прикладной психологии. В 1987-м у Солмса уже была степень магистра исследовательской психологии. Позднее он защитил докторскую диссертацию по нейропсихологии и занялся изучением феномена сновидений.  

Эмигрант-первопроходец

В 1989 году Маркс Солмс эмигрировал в Великобританию. На это у него имелось несколько причин. «Это были годы апартеида. Я уехал из Южной Африки в Англию, чтобы избежать призыва в армию, — говорит психоаналитик. — Пока я был там, несмотря на то, что моей областью была нейропсихология, я воспользовался возможностью поучиться психоанализу». 

Солмс впервые услышал о Фрейде, будучи студентом. Ему и его одногруппникам поручили изучить «Проект научной психологии» — работу, которую создатель психоанализа написал на заре своей карьеры, в 1895 году, и так и не опубликовал при жизни. В этой статье Фрейд пишет, что его конечная цель — «сделать из психологии естественную науку».

Для Марка Солмса эти слова стали откровением: «До того момента я не догадывался, что Фрейд был нейробиологом». Возможно, уже тогда Солмс впервые задумался о создании естественнонаучной версии психоанализа под названием нейропсихоанализ — науки, которая объединила бы две принципиально разные области исследований: психоанализ и неврологию — для совершенно нового способа понимания того, как работает наш разум.

Нейропсихология в каком-то смысле разочаровала молодого ученого. Ему казалось, что она избегала всего, что имело отношение к вопросам личности, эмоций, мотивации — иными словами, всего того, что мы имеем в виду, когда говорим о «природе человека». 

Я был очень разочарован отсутствием в нейропсихологии внимания к тонким сложностям разума, — говорил позже психоаналитик. — Мой друг Оливер Сакс, известный невролог, сказал: “Нейропсихология достойна восхищения, но она исключает психику”. Работа всей моей жизни заключалась в том, чтобы отказаться от дихотомии разума и мозга. Я думаю, что это — две стороны одной медали.

Завершив обучение на нейропсихолога, Солмс начал всерьез изучать идеи Фрейда, а после переезда в Лондон стал учиться на психоаналитика. Ученый ведет, своего рода, «двойную жизнь». Днем он читает лекции на факультете психологии Университетского колледжа Лондона, работает с пациентами с повреждениями мозга в Лондонской королевской больнице, а после работы проходит психоаналитическую подготовку в Институте психоанализа. В тот же период Солмс создает первую нейропсихоаналитическую клиническую службу в Центре Анны Фрейд.

Нейропсихоанализ стал главным делом его жизни. Марк Солмс был первым ученым, который использовал этот термин. Он потратил много усилий на то, чтобы интегрировать психоаналитические методы и концепции в современные нейробиологические теории об объективной анатомической структуре и функциях мозга. 

Я фактически работаю в обоих направлениях. Я пытаюсь привнести психоаналитические концепции в нейробиологию и пытаюсь привнести нейробиологическую строгость в психоанализ, — пишет по этому поводу психоаналитик. 

В 1999 году он создал Международное общество нейропсихоанализа, а также стал редактором-основателем журнала Neuropsychoanalysis. В 2001 году в свет вышла книга «Клинические исследования в нейропсихоанализе», которую Солмс написал совместно с супругой Карен Каплан-Солмс (она тоже психоаналитик и нейропсихолог). Впоследствии этот труд получил престижную премию Gradiva Award в номинации «Лучшая научная книга».

Чтобы оценить значимость проделанной Солмсом работы, нужно понимать, что в то время нейропсихоанализ еще не имел статуса признанной дисциплины, в научных кругах к нему относились несколько скептически. Решение начинающего нейропсихолога изучать психоанализ выглядело довольно неординарно и смело. 

«Специалист по нейропсихоанализу выглядит как астроном, изучающий астрологию, — шутит по этому поводу Марк Солмс.

Марк Солмс на ферме

О дивный новый мир!

После того, как режим апартеида в Южной Африке полностью прекратился, психоаналитик задумался о возвращении на родину. Это случилось в 2001 году. 

«Я был в восторге от того, что вернулся и обнял Южную Африку, — говорит он. — Мне хотелось внести свой личный, пусть символический, микрокосмический вклад в восстановление и развитие моей страны».

Солмс купил старую ферму недалеко от Франсшхука — того самого городка, в котором когда-то поселились его далекие предки-виноделы, — чтобы сажать там виноградные лозы и тоже делать вино. Однако его мечты о дивном новом мире довольно скоро потерпели фиаско. 

В Южной Африке, если вы наследуете или покупаете землю, она приходит вместе с людьми. Они, работники на ферме, почти буквально принадлежат вам. Даже сейчас, в 21 веке, вы практически феодал, если владеете сельскохозяйственными угодьями в Южной Африке. Эта мысль шокировала меня, — рассказывает Марк Солмс. 

Он хотел найти такой способ взаимодействовать с людьми, живущими и работающими на ферме, который принес бы им пользу. Солмс встретился с каждым работником и каждому из них сказал: «Я хочу, чтобы вы сразу знали, что эта ферма уже не будет такой, какой она была. Я хочу изменить это место. Я вернулся в Южную Африку, чтобы внести свой вклад в преобразование и развитие страны. Вы живете здесь всю жизнь. Посоветуйте: как мы можем начать менять это место? В чем его проблемы?».

Реакцией работников на эти вопросы была гробовая тишина. Люди молча смотрели в пол, выглядели встревоженными, растерянными и старались как можно скорее избавиться от компании нового владельца фермы. «Это было мучительно. Я был обескуражен. Я понял, что поставил перед собой задачу, достичь которой будет очень трудно», — вспоминает психоаналитик. 

Вскоре он уехал в Лондон, чтобы забрать оттуда семью — жену и детей. Сыну Леонарду на тот момент было шесть лет, дочери Элле — всего два года. «Я вернулся с семьей, мы начали ремонтировать главный дом (и в то же время ремонтировать дома рабочих). Думаю, это была одна из вещей, которая заставила их понять, что я отличаюсь от своих предшественников». 

Дальше произошло то, чего Солмс ожидал меньше всего. Работники фермы, поняв, что ее новый владелец действительно отличается от других, не проявили в ответ, как он ожидал, преданность и благодарность, а начали опаздывать на работу по понедельникам и не приходить на нее по пятницам, стали воровать. «Я был очень зол. Я был в полном замешательстве, я был деморализован, обижен, раздражен, чувствовал себя преданным», — рассказывает Марк Солмс. 

Узнать историю

Начинающий фермер находился на грани отчаяния и не понимал, что делать. На помощь ему пришел психоанализ. «Я — не обученный фермер. Всё, что я знаю, это клинические вещи. Когда пациент приходит ко мне в кабинет, я собираю анамнез: когда это началось? Как развивались события после этого? Именно так вы понимаете симптом, чтобы затем поставить диагноз и приступить к лечению. Я сказал себе, что должен узнать историю фермы. Не то, чтобы я был врачом, а работники фермы — проблемой, но между нами происходило что-то патологическое, и нам нужно было выяснить, откуда это взялось».

Марк Солмс пригласил на ферму историков и археологов Кейптаунского университета. Специалисты начали раскопки, которые должны были рассказать об истории этого места. 

Когда я затеял это, то не совсем понимал, что делаю, — это был акт отчаяния, — говорит психоаналитик. — Мы раскопали это место и нашли такие вещи, как каменные орудия бушменов, которые жили здесь когда-то, черепки глиняной посуды. Примерно в 30-40 метрах от моей входной двери мы обнаружили поселение бушменов с тысячами древних каменных артефактов красивой формы.

Во время раскопок стало понятно, что бушмены пали жертвой геноцида со стороны белокожих колонизаторов. Выжившие коренные жители стали рабами. Их потомки, по сути, продолжают оставаться ими до сих пор.   

«В конце концов я понял, что мое первоначальное намерение было всего лишь фантазией. Было наивно думать, что люди с энтузиазмом отнесутся к идее преобразования моей фермы — фермы, которую мы когда-то отняли у их предков. Невозможно вот так просто взять и стереть эту историю. То, что нам предстояло сделать, оказалось гораздо сложнее», — рассказывает Марк Солмс. 

По словам Солмса, ему было сложно принять мысль о том, что он тоже «соучастник» и несет ответственность за те ужасные события, которые когда-то происходили в Южной Африке. Но именно это помогло ему понять, что он должен что-то сделать, чтобы исправить последствия этой трагедии.

Марк Солмс при поддержке своего британского друга-филантропа Ричарда Астора, жившего по соседству, преобразовал ферму в кооператив. Его владельцами стали психоаналитик, его друг и бывшие работники фермы. Кроме того, ученый создал музей, посвященный трагическим событиям, происходившим в Южной Африке. Местные жители очень гордятся им. 

«Это был невероятно трудный, но важный процесс как для меня, так и для работников фермы. Он позволил раскрыть историю этого места и тех людей, от которых они произошли, — говорит психоаналитик. — Если вы сталкиваетесь с неприятными чувствами, то вам нужно вернуть разум, взглянуть в лицо фактам — даже тем, которых вы хотели бы избежать. Тогда вы сможете найти решение».

Марк Солмс

Орбита Солмса

Сейчас Марк Солмс сосредоточен, в основном, на науке. Он — профессор кафедры нейропсихологии Университета Кейптауна и больницы Groote Schuur, директор научного отдела Американской психоаналитической ассоциации и научный руководитель Международной психоаналитической ассоциации (IPA). Профессор Солмс — автор более 350 статей и восьми научных книг. Одна из них — «Мозг и внутренний мир», написанная в соавторстве с Оливером Тернбуллом, — стала мировым бестселлером. Она переведена на 13 языков.

На счету Марка Солмса  множество наград и премий — таких, как премия Sigourney и почетная стипендия Американского колледжа психиатров. Кроме того, профессор Солмс активно преподает нейропсихоанализ в Европе, России, Африке и Америке. 

По словам коллег и учеников психоаналитика, Солмс и его работы обладают магнетическим притяжением. Люди бросают свою привычную жизнь и переезжают в Южную Африку, чтобы попасть на его орбиту. 

«Когда я посетила Солмса в Кейптауне, то познакомилась с экспертом по нейропептидам из Швейцарии и психоаналитиком из Вены. Оба переехали в Кейптаун специально для работы с Солмсом, — пишет журналист, писатель Кейси Шварц в своей книге «В полях разума: изучение новой науки нейропсихоанализа». — Бывает трудно понять, как такой человек, как Солмс, вписывается в нейробиологический ландшафт. Говорить “Фрейд” ученым, занятым поиском эмпирических истин, — значит рисковать вызвать немедленные подозрения и быстро потерять актуальность. И всё же, какой бы невероятной не была идея, каким бы невообразимым не был дизайн, нейропсихоанализ может предложить нечто ценное: набросок внутренней жизни, где креативность объясняется не просто как паттерны электрических волн, печаль — как число, которое вы обводите от одного до девяти, а любовь путают с брачными привычками степных полевок. Как сказал мне Солмс: “Не может быть разума для неврологии и разума для психоанализа. Есть только один человеческий разум”».

*** 
У российских специалистов есть потрясающая возможность попасть на орбиту Марка Солмса, не переезжая в Южную Африку.

С 21 по 23 марта 2024 года легендарный психоаналитик проведет трехдневный онлайн-семинар «Нейропсихоанализ: теория и техника в психоаналитической практике».

Марк Солмс расскажет об исследованиях в области нейропсихоанализа, начиная с 1990-х годов по сегодняшний день. Особое внимание он уделит собственным разработкам и практическому применению нейропсихоанализа на примерах из личной практики. Подробности, регистрация и оплата — на нашем сайте.

Приходите! Это редкая возможность поучиться у легенды современного психоанализа! Не упустите ее!


РЕГИСТРАЦИЯ НА СЕМИНАР МАРКА СОЛМСА

__________

Еще больше историй известных психоаналитиков прошлого и совеременности можно найти в разделе «ПСИАНТРОПОЛОГИЯ».
__________

Присоединяйтесь к нам в соцсетях ВКОНТАКТЕ или ТЕЛЕГРАМ.

Подробнее о программе можно узнать здесь – О ПРОГРАММЕ и ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.

Вы также можете посмотреть ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ, подать ЗАЯВКУ НА ОБУЧЕНИЕ или ЗАДАТЬ НАМ ВОПРОС.