• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Фрида Кало: «художник боли»

Ее называют национальным достоянием Мексики, важнейшей художницей XX века, одним из символов феминизма. Фриде Кало было 18, когда она попала в страшную аварию. Девушка выжила, но до конца жизни испытывала сильные физические страдания. По этой причине ее иногда называют «художником боли». Фриде Кало посвятила свое эссе слушательница первого курса нашей МП Светлана Некрасова. Ее историю она впервые услышала на лекции Ларисы Ивановны Фусу по психоаналитической соматике. Услышанное произвело на нашу коллегу сильное впечатление, поэтому она решила описать случай художницы с точки зрения соматизации и ее личности, в целом. Некоторые тезисы из этой работы читайте в нашей новой статье.

Фрида Кало

Фрида Кало

Терапия искусством

На нашей программе есть курс по психоаналитической психосоматике, который ведет Лариса Ивановна Фусу* — психоаналитик, врач-психиатр, психоаналитический психосоматик. Ее лекции, пишет Светлана Некрасова, «особый вид удовольствия на программе». 

«Доступность повествования материала, самоирония, множество примеров из личной практики делают каждую встречу незабываемой и невероятно интересной! Во время одной из лекций в качестве примера проявления соматизации был приведен случай мексиканской художницы Фриды Кало. Я не была знакома с ее историей, и в тот же вечер посмотрела замечательный фильм-биографию с Сальмой Хайек в главной роли. История Фриды произвела на меня очень большое впечатление, и я решила описать ее случай с точки зрения соматизации и ее личности, в целом».

Известно, что Фрида родилась через год после смерти брата — мальчик умер вскоре после рождения. Мать Фриды не могла смириться с утратой, поэтому наряжала дочь в одежду для мальчиков. Самыми любимыми игрушками девочки были солдатики. Видимо поэтому Фриде было сложно сделать гендерный выбор, у нее одинаково было проявлено мужское и женское, размышляет автор эссе. 

Когда девушке было 18 лет, она попала в страшную аварию: автобус, в котором она ехала, столкнулся с трамваем. Фрида получила множество серьезных травм, врачи буквально собирали ее по кусочкам.

Помимо телесной боли, в жизнь Фриды вошла боль душевная — роковая встреча с Диего Риверой навсегда переменила мир художницы. Фрида говорила: «В моей жизни было две аварии: одна — когда автобус врезался в трамвай, другая — это Диего». Фрида была поглощена Диего, он имел большую власть над ней. При этом ощущения счастья и радости этот брак ей не давал.

«Искусство стало ее терапией, нескончаемой попыткой структурировать свой хаос. Через живопись она проживала свои отвергнутые грани, не нашедшие применения. Осмысляла то внутреннее «Великое Я», которое неслось через нее, сметая всё вокруг, — пишет Светлана Некрасова. — Тут же можем проследить защитные механизмы Фриды: на людях она громко смеялась и шутила, веселилась и кутила: алкоголь, шокирующее поведение, сексуальная раскрепощенность».

Фрида Кало создала более 50 автопортретов. Через них она проживала свои сложные эмоции, внутреннюю боль и конфликты. По мнению нашей коллеги, Кало использовала их как средство саморефлексии, возможность показать себя в различных состояниях: в горе, страдании и радости. 

Влечение к жизни vs влечения к смерти

Автор эссе напоминает о том, что, согласно французской психоаналитической психосоматической школе, у каждого человека есть три пути справиться с травмой:

  • Психический (ментализация/психизация, проработка).
  • Поведенческий (навязчивое повторение травмы).
  • Соматический (соматизация).

«Несомненно, все люди иногда болеют, но некоторые болеют чаще других — это люди с психосоматическим функционированием — третий путь, — размышляет наша коллега. — Как запускается процесс соматизации? Либидо человека делится, по мнению Фрейда, на нарциссическое (направленное на себя) и на объектное (направленное на объекты, которые становятся любимыми и важными). К соматизациям чаще приводят  нарциссические потери (обман, измена, потеря работы)».

Как отмечает Светлана Некрасова, в истории Фриды мы можем увидеть, как измена близкого и любимого мужа Диего не только нанесла удар по ее нарциссическому либидо, но и затронула объектное либидо. Его приходится «изымать» из объекта — мужа. Этот процесс оказался для художницы настолько болезненным, что психический аппарат не смог справиться с такой нагрузкой. Подключилась соматизация в виде физических болей от старых травм, которые долгое время не давали о себе знать. Влечение к жизни больше не справляется с влечением к смерти, болезни прогрессируют.

С каждым годом состояние Фриды только ухудшалось. Она перенесла несколько серьезных операций, но они не дали улучшений. В 1953-м из-за гангрены художнице пришлось ампутировать ногу. Она умерла в июле 1954 года. 

«Незадолго до смерти Фрида написала в своем дневнике: “Надеюсь, что уход будет удачным, и я больше не вернусь”, — пишет Светлана Некрасова. — Так и не освободившись от душевной боли, она уже грезила о покое…».

__________

*Лариса Ивановна Фусу — психоаналитик, психоаналитический психосоматик, врач психиатр-нарколог, член Парижского психоаналитического общества (SPP) и Международной психоаналитической ассоциации (IPA), член Международной ассоциации психосоматики им. П. Марти (IPSO), президент Общества психоаналитической психосоматики (Москва). Старший супервизор программы. Ведет курс «Психоаналитическая психосоматика. Психоаналитическая техника работы с психосоматическими и оператуарными пациентами».

__________

Уважаемые читатели! Если вы тоже хотите изучать психоанализ, приходите учиться на нашу программу! Узнать, как устроено обучение на МП, как поступить на нее, вы сможете на нашем Дне открытых дверей, который состоится в субботу, 13 апреля. Там же вы познакомитесь и пообщаетесь с создателем и руководителем программы Андреем Владимировичем Россохиным, директором МП Екатериной Владимировной Фёдоровой, а также с нашими слушателями и выпускниками.

ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ НА ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

Приходите, очень ждем вас!

__________

Присоединяйтесь к нам в соцсетях ВКОНТАКТЕ или ТЕЛЕГРАМ.

Подробнее о программе можно узнать здесь – О ПРОГРАММЕ и ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.

Вы также можете посмотреть ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ, подать ЗАЯВКУ НА ОБУЧЕНИЕ или ЗАДАТЬ НАМ ВОПРОС.