• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Передать травму по наследству

«Всё, что замалчивается в первом поколении, второе носит в своем теле», — писала французский психоаналитик Франсуаза Дольто, имея в виду, что определенные травматические события оказывают долгосрочное воздействие на психическое и даже физическое благополучие не только тех, кто пострадал от этих событий, но и их потомков. Эта концепция получила название «трансгенерационная травма». Данную тему подробно изучают на нашей программе в рамках различных курсов, в том числе на курсе Ольги Валентиновны Чекунковой «Техника и практика современного французского психоанализа». Эти занятия нашли сильный внутренний отклик у слушательницы первого курса МП Инны Шефер. Некоторыми мыслями на данную тему она поделилась в своем эссе. Основные тезисы работы приводим в нашей новой статье.

Le Parc des Sources

Le Parc des Sources
David Hockney, 1970

«Что-то сильнее меня»

«Мне кажется, что каждый житель нашей страны травмирован, но даже не подозревает об этом, — размышляет Инна Шефер. —  На протяжении XX века с регулярной периодичностью происходили события, оставившие след в психике человека: Первая мировая война, революция, раскулачивания, репрессии, Гражданская война, Голодомор, Вторая мировая, авария в Чернобыле…  Каждое из них оставило след в психике человека. При этом люди никогда не получали психологической помощи — травмирующее событие осталось не переработанным. Оно передается из поколения в поколение. Только каждое поколение переживает его по-разному».

Если первое поколение, на которое пришлось такое событие, испытывает шок, то следующее знает информацию, но при этом молчит. Третье и четвертое поколения о том, что случилось, знают уже мало, но при этом могут рефлексировать, чувствовать. Наша коллега пишет, что убеждается в этом на личном примере. 

«Я очень тяжело переживаю события, связанные со Второй мировой войной. Когда смотрю фильмы на эту тему, то буквально  сливаюсь с героями и проживаю вместе с ними сцену за сценой. Я буквально утопаю в сюжетах книг, связанных с событиями тех лет. Это что-то сильнее меня. Внутри меня находится нечто такое, в чем я пока, даже находясь в терапии, до конца разобраться не могу».

Семейные мифы и легенды

Нам часто приходится слышать (и повторять самим) фразы вроде: «Меньше знаешь — крепче спишь», «Не жили богато — нечего и начинать», «Большие деньги честно не заработать» и т. д. По мнению Инны Шефер, непереработанные травмы переходят следующим поколениям в том числе так — в виде семейных ценностей и установок («Мы много трудились, чтобы выжить, — теперь твоя очередь»), семейных мифов («У меня был дед, у него всё отобрали, всё забрали — богатым быть страшно»), семейных линий (например, женщина одна воспитывает детей). То есть при трансгенерационной травме передаются патологические психические элементы, что затрудняет развитие личности. 

Кроме того, семейные сценарии могут проявляться и через психосоматику. 

«Репрессии, войны — женщины выживали без мужчин, им приходилось быть сильными, справляться самим с далеко не женскими функциями, — поясняет наша коллега. — В терапии может встретиться сценарий идентификации с сильной фигурой, где женщина должна чего-то добиваться, — “бизнес вумэн”. Когда же этот сценарий прорабатывается, женщина начинает ощущать себя более женственной. Как будто оковы прошлого спадают. На мой взгляд, это крайне важно замечать и работать с этим в терапии».

Освободиться от прошлого

В процессе изучения темы трансгенерационной травмы Инна Шафер столкнулась с таким понятием, как «замещающий ребенок». Это ребенок, который рождается для того, чтобы заменить собой умершего предшественника — обычно брата или сестру. Иногда таких детей называют именем ушедшего родственника. 

«В моей семье я тоже отследила это. Моего дядю назвали в честь без вести пропавшего на войне родственника. Я стала выяснять, каким он был, что любил, какой у него был характер. И была удивлена, насколько его поведение, характер (к сожалению, не самые лучшие) схожи с характером моего дяди. В книге В. Двойнишниковой “Свинцовая тяжесть семейных долгов” как раз описывается, как семейные тайны предков могут влиять и определять поведение и судьбу потомков. Только работа с терапевтом помогла автору разобраться в семейной истории и прервать цепь событий жизни, состоящей из бессознательных повторений (“я устала наступать на те же грабли”)».

Инна Шефер подчеркивает, как это важно — проработать травмирующее событие, чтобы затем освободиться от его влияния. Она приводит данные исследований: по мнению ученых, чем меньше потомки чувствуют причинно-следственную связь между своей жизнью и семейной историей, чем меньше в семье обсуждаются патологические и травматические события, тем ярче у детей проявляются симптомы травмы.

«Я бы хотела еще глубже разобраться в этой теме, чтобы понимать, как эти знания можно применить в работе с клиентами, — резюмирует слушательница МП. — Хочу изучить, как работа с генограммой, семейными сценариями помогает клиентам осознать паттерны поведения».

__________


Если вы тоже хотите разбираться в таких сложных и важных темах; если хотите лучше понимать себя и других, приходите учиться на нашу программу! Узнать, как устроено обучение на МП, как поступить, а также познакомиться и пообщаться с создателем и руководителем программы Андреем Владимировичем Россохиным, директором МП Екатериной Фёдоровой, со слушателями и выпускниками можно будет на нашем Дне открытых дверей. Он состоится в субботу, 13 апреля 2024 года.

РЕГИСТРАЦИЯ НА ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ 2024

__________

Присоединяйтесь к нам в соцсетях ВКОНТАКТЕ или ТЕЛЕГРАМ.

Подробнее о программе можно узнать здесь – О ПРОГРАММЕ и ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.

Вы также можете посмотреть ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ, подать ЗАЯВКУ НА ОБУЧЕНИЕ или ЗАДАТЬ НАМ ВОПРОС.