• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Мое искусство — это добровольное признание»

«Мунк ни на кого не похож… Он пишет, или, вернее, видит по-другому. Он видит только самое главное и пишет, естественно, только это», — говорил Кристиан Крог, наставник Эдварда Мунка.Норвежский экспрессионист родился в семье врача. В возрасте пяти лет потерял мать, а спустя несколько лет — еще и сестру. Эти события, безусловно, наложили отпечаток на его жизнь. Сегодня в рубрике «Прикладной психоанализ» вместе со слушательницей нашей программы Екатериной Стишковской размышляем о том, как психические конфликты и детское горе отразились на творчестве Мунка.

Эдвард Мунк

Эдвард Мунк

Не в аду ли я?

Эдвард Мунк появился на свет в 1863 году, в семье норвежского военного врача Кристиана Мунка. Когда мальчику было 5 лет, его мать умерла от туберкулеза. 

Мать, которая умерла молодой, передала мне склонность к туберкулезу, а легко возбудимый отец, набожный до фанатизма потомок старинного рода, посеял во мне семена безумия, — вспоминал потом художник. — С момента моего рождения ангелы тревоги, беспокойства и смерти были всегда рядом… Часто я просыпался ночью, оглядывал комнату и спрашивал себя: “Не в аду ли я?”.

Спустя несколько лет после смерти матери, также от туберкулеза, умерла 15-летняя сестра Эдварда. Когда ему исполнилось 16 лет, он поступил учиться, выбрав техническую специальность, однако позже перевелся в Государственную академию искусств и художественных ремесел.

Передать внутренний мир

Мунк считается одним из первых экспрессионистов. Это направление живописи было популярно в начале XX века. Для него характерно сильное выражение эмоций, использование ярких цветов, а также искаженные формы и символы.

Специфика экспрессионизма заключается в том, что он стремится передать внутренний мир художника, его эмоции и переживания, а не просто изображать внешний мир, — пишет Екатерина Стишковская. — Это направление часто связывают с психическими проблемами и внутренними конфликтами художника.

Эдвард Мунк тоже использовал искаженные образы и символы, чтобы справиться со своими «внутренними демонами».

«Психические проблемы Мунка стали источником его вдохновения и способом выражения эмоций и внутренних переживаний, — считает Екатерина. — Его образы вызывали эмоциональный отклик у зрителя».

Искажение реальности

По мнению нашей коллеги, работы Мунка из серии «Крик» стали образцом экспрессионизма. На примере этой серии Екатерина исследует проблему галлюцинаций, детского горя и их влияние на то, как человек воспринимает окружающий мир.

Серия работ “Крик” поражает своей экспрессивностью и эмоциональной глубиной, — пишет слушательница первого курса нашей программы. — Отчаянный крик главного персонажа становится символом внутренней боли и страдания, которые испытывал сам художник.

Визуальный ряд на картине искажен. Через такое искажение автор выражает свое собственное эмоционально-психическое состояние — Мунк совмещает классическую перспективу с нереалистичным искажением, и это напоминает галлюцинацию.

Чтобы понять значение этих работ, надо обратиться к детскому горю, которое стало одним из ключевых факторов, определивших творчество Эдварда Мунка.

Беспомощность перед неизвестным

«В случае Мунка его детское горе было связано со смертью матери и ранней потерей любимой сестры, — считает Екатерина Стишковская. — Эти переживания во многом сформировали тот психологический мир, в котором жил художник, оставили глубокий след в его бессознательном».

Картина «Крик» была написана в 1893 году, когда художнику было около 30-ти лет (к слову, примерно столько же было и его матери, когда она умерла). На ней мы видим фигуру, которая стоит на мосту и открывает рот в безмолвном крике. 

«Фигура представлена в искаженной форме, с яркими линиями и цветами, — отмечает наша коллега. — Фоном служит ярко-красное небо, которое напоминает кровавые реки. Это усиливает ощущение тревоги и неопределенности. Картина создает впечатление паники и беспомощности перед неизвестным». Кстати, первоначальное название картины — «Отчаяние».

Цветовая палитра и характер мазков на холсте напоминают об обостренном эмоциональном состоянии, преображают видимую реальность и делают ее близкой к галлюцинации. 

Проработать боль утраты

Еще одна работа из этой же серии — «Меланхолия». Она была написана спустя год после «Крика». На ней мы видим фигуру с опущенной головой и опустошенным выражением лица.

«Картина передает ощущение глубокой печали и отчаяния, а также чувство одиночества и безысходности, — пишет Екатерина. — В отличие от экспрессии предыдущей работы, здесь показана, скорее, депрессия».

Эти работы говорят о том, что свое детское горе и утрату самых близких художник пытался прожить и пережить в течение всей жизни.

«Через свои работы он снова и снова проходил через весь ужас трагедии, пытаясь “проработать” боль утраты с помощью творчества», — рассуждает слушательница МП.

Если посмотреть последовательно на всю серию «Крик», то можно заметить, что на картинах есть отличия в деталях и цветах. Возможно, Мунку удавалось таким образом проживать свое детское горе. Сюжеты картин позднего периода его творчества — более мирные: это природа и жизнь простых людей — крестьян и рабочих.

«Мои несчастья принадлежат мне и моему искусству — они стали со мной одним целым, — говорил художник. — Без тревог и болезней я был бы кораблем без руля… На самом деле мое искусство — это добровольное признание и попытка объяснить себе самому мои взаимоотношения с жизнью. Следовательно, это своего рода эгоизм. Но я не перестаю надеяться, что через него я могу помочь другим добиться ясности».

__________

Присоединяйтесь к нам в соцсетях ВКОНТАКТЕ или ТЕЛЕГРАМ.

Подробнее о программе можно узнать здесь – О ПРОГРАММЕ и ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.

Вы также можете посмотреть ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ, подать ЗАЯВКУ НА ОБУЧЕНИЕ или ЗАДАТЬ НАМ ВОПРОС.