Фрейд: всепоглощающая страсть
6 мая исполнилось 168 лет со дня рождения Зигмунда Фрейда — великого ученого, создателя метода психоанализа, идеи которого во многом определили развитие психологии. Его имя ставят в один ряд с именами Коперника, Дарвина и Эйнштейна. Впрочем, так было не всегда. Современники называли Фрейда мошенником, шарлатаном, а его методы работы — бесполезными и даже опасными для пациентов. О том, какую высокую цену психоаналитику пришлось заплатить за свои открытия, читайте в нашей новой статье.
«Mein goldener Sigi»
Сигизмунд Шломо Фрейд (это полное имя создателя психоанализа) родился 6 мая 1856 года в маленьком австрийском городе Фрайберге (ныне это Пршибор, Чехия). Мальчика назвали в честь деда по отцовской линии, который умер незадолго до рождения внука.
Отец будущего психоаналитика Якоб Фрейд был коммерсантом, он торговал тканями, а мать звали Амалия Натансон, она была младше супруга на 20 лет.
Неизвестно, почему молодая привлекательная девушка вышла замуж за мужчину вдвое старше ее, которого она к тому же едва знала, и уехала из Вены — европейского мегаполиса, сравнимого с Парижем, — в провинциальный городок. Любовь с первого взгляда биографам психоаналитика кажется маловероятной. Некоторые исследователи предполагают, что Амалию выдали замуж за Якоба Фрейда — 40-летнего вдовца и отца двоих взрослых сыновей — в наказание за романтическую связь, которую семья девушки не одобряла...
Зигмунд еще не родился, но родители уже возлагали на него особые надежды. По легенде, во время беременности Амалии предсказали, что ее первенец станет великим человеком. К тому же мальчик родился «в рубашке», то есть с частью амниотической оболочки на голове (что, по народным поверьям, считается знаком удачи). Сам Фрейд относился к этим пророчествам скептически, и всё же признавался, что вера в собственное высшее предназначение присутствовала в нем всегда, с ранних лет.
Фрейд считался любимцем матери. Амалия даже в старости называла своего старшего сына «mein goldener Sigi» («мой золотой Сиги»). Впрочем, детство создателя психоанализа было не совсем безоблачным. Его мать, по отзывам родных, была достаточно сложным человеком: инфантильной, требовательной, эгоистичной и даже деспотичной. Внуки называли ее тираном и торнадо.
Есть также основания предполагать, что Амалия страдала депрессией. Это связано с трагическими событиями, которые женщине пришлось пережить за короткий промежуток времени. За месяц до рождения второго ребенка не стало ее брата Юлиуса — новорожденному сыну Амалия дала его имя. Юлиус-младший умер, когда ему было шесть-восемь месяцев. Женщина тяжело переживала эту потерю. Она замкнулась и на какое-то время оказалась эмоционально недоступной для своего старшего сына, которому на тот момент едва исполнилось полтора года...
Тревога, вызванная этими события, сопровождала Фрейда в течение всей жизни. В письме Вильгельму Флиссу он подробно описывает один из своих повторяющихся снов: «Моей матери нигде не было. Я плакал от отчаяния». Кстати, в том же письме психоаналитик размышляет об Эдиповом комплексе: «Я обнаружил и в своем собственном случае, что я влюблен в мать и ревную к отцу, и теперь я считаю это универсальным явлением в раннем детстве».
Заботу о мальчике в тот сложный для семьи Фрейда период взяла на себя няня — пожилая чешка по имени Моника Зайиц. Фактически она стала маленькому Зигмунду второй матерью. Ему было около трех лет, когда любимая няня внезапно исчезла из его жизни. Это стало еще одним сильным потрясением для ребенка. Позже он выяснил, что няню якобы поймали на краже денег. Родители вызвали полицию, был суд, Монику приговорили к тюремному заключению.
Потрясения на этом не закончились. Когда Зигмунду было около трех лет, Фрейды переехали из Фрайберга сначала в Лейпциг, а затем в Вену. Мальчик лишился дома, который любил, большой сплоченной семьи (старшие сводные братья стали жить отдельно). Особенно сильно он тосковал по сыну одного из братьев — Джону, тот был чуть постарше Зигмунда, и они часто играли вместе.
Мир Фрейда, в котором он чувствовал себя безопасно и которым наслаждался в течение первых трех лет своей жизни, потерпел крушение. Вероятно, именно поэтому психоаналитик так редко возвращался к этому периоду, называя его «доисторическим». Не любил он рассказывать и о дальнейшей жизни в Вене. «За этим последовали долгие и трудные годы, о которых, как мне кажется, не стоит вспоминать», — писал ученый.
Надо отдать должное родителям Зигмунда: несмотря на трудности, они создали сыну все условия для того, чтобы он мог учиться. Ему, единственному из детей, выделили отдельную комнату — «кабинет», — чтобы он занимался. Также в его личном пользовании была керосиновая лампа (в то время как в других комнатах имелись только свечи). Когда Фрейд делал уроки или читал, младшим сестрам и брату запрещали шуметь. Однажды он пожаловался на то, что ему мешает игра сестры Анны на фортепиано — вскоре оно исчезло из дома.
Зигмунд оправдал надежды родителей: в девять лет, на год раньше, он сдал экзамен и поступил в гимназию. Стал первым учеником в классе. В 12 лет знал шесть языков (в том числе греческий и латынь). Фрейд обожал литературу, в особенности — произведения Шекспира, которые начал читать, будучи 8-летним ребенком. Гимназию будущий психоаналитик закончил с отличием.
«Ненастоящий» врач
После окончания школы Фрейд поступил на медицинский факультет Венского университета. По мнению его биографа Эрнста Джонса, профессия врача Фрейда не особенно привлекала. Он выбрал ее методом исключения.
«Для венского еврея выбор лежал между промышленностью и бизнесом, юриспруденцией и медициной. Первые были отброшены сразу, учитывая интеллектуальный склад Фрейда», — пишет Джонс.
Сам создатель психоанализа позже часто говорил, что никогда не чувствовал медицинского призвания и даже не считал себя настоящим врачом. Впрочем, это не помешало ему стать успешным неврологом.
В университете будущий психоаналитик познакомился с известным физиологом и психологом Эрнстом фон Брюкке, его лекции оказали на молодого Фрейда большое влияние. Он в совершенстве овладел методом гистологии, опубликовал несколько научных статей. Фрейду нравилось работать в лаборатории. После окончания университета в 1881 году он какое-то время продолжал эту деятельность, готовя себя к академической карьере. Однако вскоре стало понятно, что интерес к науке плохо сочетается с необходимостью зарабатывать на жизнь. По совету своего наставника Фрейд решил открыть частную практику.
Впрочем, для этого молодому врачу не хватало опыта. Поэтому он поступил на службу в городскую больницу, где работал сначала хирургом, затем неврологом, а позже перешел в психиатрическое отделение. Психиатрию Фрейд изучал под руководством Теодора Мейнерта — ведущего специалиста того времени в этой области.
Мейнерт рассматривал психиатрию исключительно как биологическую науку. Психологические факторы, жизненный опыт пациентов для него значения не имели. Фрейд же придерживался, скорее, иного мнения. Больные отзывались о нем как о заботливом и сострадательном враче, «очень внимательном и гуманном».
В 1885 году Фрейд получил стипендию, которая позволила ему отправиться в Париж на шестимесячную стажировку к известному психиатру Жану Шарко. В то время он занимался исследованием и лечением истерии. Шарко, в отличие от венских наставников Фрейда, был убежден, что некоторые болезни, известные как неврозы, никак не связаны с повреждениями мозга и имеют иную природу возникновения. Шарко активно использовал в лечении пациентов гипноз. Будучи неплохим шоуменом, он демонстрировал свои открытия с помощью сложных, театрализованных представлений, во время которых гипнотизировал пациентов перед зрителями.
Идеи Шарко увлекли Фрейда. К моменту возвращения в Вену он был их ярым сторонником. Биографы ученого считают, что именно эта встреча стала переломным моментом в его мышлении и направила на путь, который привел Фрейда к созданию метода психоанализа. В 1886 году он открыл частную практику в качестве врача-невролога, а также начал читать лекции по гипнозу.
Венские врачи, в том числе Мейнерт, отнеслись к этому прохладно, если не сказать враждебно. Фрейд отдалился от коллег, его дружба с учителем распалась. Вскоре его исключили из лаборатории по анатомии мозга.
Несмотря на это, после возвращения из Парижа он проработал неврологом еще около 10 лет. А после получения нейропедиатрического образования в Берлине занял пост директора неврологического отделения Первого государственного института для больных детей — благотворительного учреждения, которое бесплатно лечило детей из бедных семей. Фрейд стал экспертом по детскому церебральному параличу.
Его последняя крупная работа на эту тему была опубликована в 1897 году. В 1936 году швейцарский невролог Рудольф Брун описал ее как «самую тщательную и полную из всех работ, что были написаны о детском церебральном параличе».
«Это было блестящее достижение, одного которого было бы достаточно, чтобы обеспечить Фрейду постоянное место в клинической неврологии», — пишет Брун.
Марта
В тот же год, когда Фрейд открыл практику, в его жизни произошло еще одно важное событие — он женился на девушке по имени Марта Бернейс. С будущей женой психоаналитик познакомился случайно. Фрейд нес в типографию рукопись своей новой статьи, и по дороге его обдал грязью проезжающий мимо экипаж. Молодой врач собрался было устроить скандал, но в это время из коляски выглянула девушка. Она была искренне огорчена случившимся, так что Фрейд сразу позабыл о желании поскандалить. Незнакомка к тому же оказалась привлекательной особой. Зигмунд влюбился.
Через год Фрейд и Марта отпраздновали помолвку, но поженились только через два года — у супругов родилось шестеро детей. Младшая дочь Анна пошла по стопам отца и стала известным детским психоаналитиком.
Есть мнение, что основатель психоанализа был суровым отцом и патриархальным женоненавистником, который ни во что не ставил жену Марту. Но в письмах ученого к детям читатель может увидеть проницательного человека с хорошим чувством юмора и восторженного отца. Например, вскоре после рождения Матильды он пишет: «Моя малышка замечательно развивается, а по ночам знай себе спит, чем любой отец может гордиться!». В ноябре 1928 года Фрейд, уже старый и больной человек, пишет сыну Эрнсту: «Для меня было драгоценным опытом понять, как много можно почерпнуть у своих собственных детей».
Рождение психоанализа
Итак, в 1886 году Фрейд открыл частную практику и занялся лечением пациентов, используя гипноз. Через некоторое время он понял, что этот метод помогает не всегда, а в некоторых случаях даже вредит. После этого Фрейд задумался о создании нового, более эффективного подхода.
Он много беседовал с пациентами, давая им возможность выговориться. Особое внимание врач обращал на фразы, сказанные людьми как будто случайно. При этом сам он был убежден, что никакая мысль не бывает случайной; что именно за этим скрываются истинные причины проблем пациентов. И что, если позволить мыслям течь свободно, то сознание, рано или поздно, направит их поток к тому, что действительно тревожит больного. Так появился метод свободных ассоциаций, который лег в основу психоанализа. Впервые Фрейд употребил этот термин в 1896 году.
Он предположил, что сознание — всего лишь часть нашей психики; что в ее строении присутствует бессознательная часть, в которой содержится всё, что мы не осознаем, что склонны сознательно подавлять. Именно наше бессознательное, считал Фрейд, определяет тот выбор, который мы ежедневно совершаем.
Ученый вскоре заинтересовался сновидениями, заметив, что многие из его пациентов в процессе свободной ассоциации вдруг начинали рассказывать о своих снах. Фрейд выдвинул гипотезу о том, что через них материал из бессознательной части просачивается в наше сознание. «Королевская дорога, ведущая в бессознательное», — так поэтично психоаналитик называл сновидения, считая, что они позволяют нам приблизиться к пониманию самых сокровенных, недоступных сознанию желаний и фантазий.
«Каждый сон отражает осуществление какого-то желания (подавленного, вытесненного)», — писал психоаналитик в своей книге «Толкование сновидений». Эту работу он создал на основании анализа собственных сновидений и считал главным трудом своей жизни.
Ученый также был убежден, что в основе многих психологических проблем, которые проявляются в различных симптомах, лежит подавленная сексуальная энергия (либидо).
Академическая наука подвергла теории Фрейда жесточайшей критике. Его идеи многим современникам и коллегам психоаналитика казались неслыханно возмутительными и даже неприличными. Они называли Фрейда мошенником, шарлатаном, человеком, зацикленным на сексуальности; и заявляли, что методы работы исследователя не просто бесполезны, но и опасны для пациентов.
«Люди не верили в мои теории и считали их сомнительными. Противостояние было сильным и безжалостным, — говорит Фрейд в интервью, записанном в 1938 году, за девять месяцев до смерти. — В конце концов я добился успеха: приобрел учеников, создал Международную ассоциацию психоаналитиков. Но эта борьба еще не закончена».
Со временем у ученого появились последователи, частная психотерапевтическая практика расширялась. Идеями психоаналитика заинтересовались за рубежом. В 1909 году Фрейда пригласили в США прочитать курс лекций в Университете Кларка (Массачусетс). Это событие стало одним из толчков к развитию психоанализа. Выступление прошло с большим успехом, Фрейда наградили почетной степенью доктора. К нему начали обращаться пациенты со всего мира.
По словам его учеников, Фрейд не был ортодоксальным психоаналитиком. На сессиях он часто бывал вовлеченным, спонтанным, активным.
Фрейд анализировал очень свободно, гораздо свободнее, чем мы сегодня, — вспоминает один из его учеников психоаналитик Хайнц Хартманг. — Его подход был очень индивидуальным. Он не работал со всеми одинаково, и в этом смысле не был хрестоматийным. Фрейд был терпим, проявлял заинтересованность и доброжелательность. Он говорил с нами — его учениками — в более свободной манере, чем мы говорим с нашими. Я никогда не чувствовал, что он “тянет” меня в каком-то конкретном направлении.
Работал психоаналитик довольно много. Он вел прием шесть дней в неделю, принимая ежедневно по 9-10 человек. Первый пациент приходил к нему в 8 утра, последний — около 8 вечера. Количество приемов Фрейд сократил только после того, как у него начались проблемы со здоровьем.
Кстати, психоаналитик принимал пациентов самой разной социокультурной принадлежности. Он подчеркивал, что его метод не был ориентирован исключительно на людей высокого социального и финансового статуса. На психоаналитическом конгрессе 1918 года ученый призвал к открытию психоаналитических клиник, чтобы сделать доступным этот метод лечения менее обеспеченным людям.
Вредная привычка
В 1923 году у Фрейда диагностировали злокачественную опухоль верхней челюсти. Ему сделали сложную операцию, в ходе которой большую часть челюсти пришлось удалить. В течение следующих 16-ти лет ученый перенес еще 33 операции.
Причиной болезни стало, скорее всего, пристрастие Фрейда к табаку. Курил он с 20 лет. Ежедневно психоаналитик выкуривал по 20 сигар и больше. Ученики Фрейда вспоминали, что воздух в его доме всегда был пропитан запахом никотина. Многие из них сами стали заядлыми курильщиками. Несмотря на предостережения врачей, Фрейд так и не бросил курить. Он считал, что эта привычка повышает его продуктивность и креативность.
Из-за постоянных болей, а также из-за неудобного протеза ученый больше не мог читать лекции: слушатели просто не понимали его речь. Потеря возможности полноценно работать, необходимость постоянно бороться с болезнью угнетали Фрейда. Жить и бороться ему помогали родные и близкие, особенно — младшая дочь Анна. Она заботилась об отце, сопровождала его на конференциях, где зачитывала написанные им доклады.
Летом 1930 года Фрейд получил премию Гете за вклад в науку и литературу. Благодаря этому психоанализ начал набирать популярность в Германии. В том же году умерла мать Фрейда. Ученого всё чаще стали посещать мысли о собственной смерти...
«Finis Austriae»
В 1933-м канцлером Германии стал Гитлер. Ассоциацию психоаналитиков распустили, многих ее участников преследовали. Работы Фрейда попали в список запрещенной литературы. Их сжигали как образцы «еврейской порнографии».
«В Средние века сожгли бы меня, теперь жгут всего лишь мои книги», — говорил по этому поводу ученый.
12 марта 1938 года немецкие войска вошли в Австрию. В Вене начались массовые аресты евреев. Их избивали и убивали, их магазины грабили, десятки людей покончили жизнь самоубийством. «Finis Austriae [конец Австрии]», — писал об этом в своем дневнике основатель психоанализа.
Фрейд понимал, что находится в опасности. Еще раньше друзья и ученики уговаривали его уехать из страны, но он отказывался. Ученый изменил свое решение лишь после того, как его дочь Анну вызвали на допрос в гестапо.
Добиться разрешения на выезд психоаналитика и его семьи из страны удалось благодаря вмешательству влиятельных друзей. За возможность покинуть Австрию власти потребовали у Фрейда крупную сумму денег. Выкуп заплатила принцесса Мари Бонапарт, которая была сначала пациенткой Фрейда, а затем его ученицей. Она заявила австрийскому гауляйтеру: «Я заплачу за учителя любую сумму».
В июне 1938 года Фрейд выехал в Париж, а оттуда — в Лондон. Четыре его сестры остались в Австрии. Ученый переживал за них, просил Бонапарт попытаться вывезти из страны и их, но это оказалось невозможно. Сестры Фрейда погибли в нацистских концлагерях...
***
Летом 1939-го болезнь, от которой страдал ученый, обострилась. За его состоянием следил доктор Макс Шур. Однажды создатель психоанализа напомнил ему данном когда-то обещании помочь прервать жизнь, если он будет больше не в состоянии переносить мучения.
«Теперь это не что иное, как пытки, и они не имеют никакого смысла», — сказал Фрейд.
Его дочь Анна была категорически против этой идеи, но, видя, как страдает отец, уступила его просьбам. 23 сентября доктор Шур ввел своему пациенту смертельную дозу морфия. Фрейд впал в кому и больше не проснулся.
Надо сказать, что психоаналитик продолжал практиковать почти до конца жизни. Работать он прекратил за месяц до смерти, в августе 1939-го, когда боли стали совсем невыносимыми.
«Такой человек, как я, не может жить без хобби, без всепоглощающей страсти, без тирана, как выразился бы Шиллер, — писал Фрейд в одном из писем. — И у меня это есть, и теперь я не знаю меры в служении этому тирану. Имя ему — психология».
__________
Еще больше о жизни Фрейда и его открытиях вы сможете узнать, если придете учиться на нашу программу. Условия поступления можно узнать на нашем сайте.
Прием документов уже идет! Ждем вас!
__________
Присоединяйтесь к нам в соцсетях ВКОНТАКТЕ или ТЕЛЕГРАМ.
Подробнее о программе можно узнать здесь – О ПРОГРАММЕ и ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.
Вы также можете посмотреть ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ, подать ДОКУМЕНТЫ НА ОБУЧЕНИЕ или ЗАДАТЬ НАМ ВОПРОС.