• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
22
Март

«Экспертность и профессиональную опору нам дают психоаналитические знания, полученные на программе»

«После поступления на программу наша жизнь разделилась на “до” и “после”», — говорят выпускницы МП Ольга Кулик и Ануш Киракосян. Девушки закончили программу два года назад. Благодаря учебе у нас они не только обрели новую интересную профессию, но и смогли лучше понять себя, а еще исполнить свою мечту — создали интересный психологический проект, аналогов которому в России, возможно, нет.

Ануш Киракосян (слева) и Ольга Кулик

Ануш Киракосян (слева) и Ольга Кулик
из личного архива

Перфекционистки, отличницы, спортсменки 

В каком-то смысле жизнь Ольги Кулик и Ануш Киракосян до поступления на нашу программу развивалась по схожему сценарию. Обе девушки — целеустремленные отличницы. Им легко давалась учеба в школе, они получили прекрасное первое высшее образование. Правда, этот первый профессиональный выбор сделали не они, а, скорее, их родители. Став взрослыми, состоявшимися людьми, Ануш и Ольга осознали, что теперь они хотят наконец понять: а что же нужно именно им?

— В прошлом я отличница, перфекционистка. Закончила школу экстерном в 15 лет, — говорит Ануш. — Потом поступила на мехмат МГУ. У меня аналитический склад ума, я прекрасно дружу с цифрами, но поступать на мехмат меня подтолкнули, наверное, всё же родители (у них техническое образование). 

Учиться было безумно сложно. Учеба забирала все ресурсы. Сил и времени на что-то ещё не оставалось. В 15 лет это была действительно серьезная нагрузка... В итоге приняли решение, что я буду переводиться в другой вуз. Выбрала факультет политологии и права Российского экономического университета им. Плеханова. Почему именно это направление? Сложный вопрос. Как будто бы мне нужно было уйти в абсолютно другую сферу. Плехановку я закончила с красным дипломом, но по специальности никогда не работала. Вместе с сестрой занялась парфюмерным бизнесом. 

Психология появилась в моей жизни относительно недавно, и это был уже мой личный выбор. Наверное, этому способствовали определенная неудовлетворенность жизнью: я пыталась понять, кем я хочу быть, в каком направлении хотела бы двигаться дальше. 

Поступила в МГУ на программу «Основы психологии». Получила на ней базовые знания обо всех направлениях и подходах, существующих в психологии. В 2020 году пошла в личную терапию. Примерно тогда же стала задумываться о том, в какой магистратуре мне хотелось бы учиться дальше. Выбрала ВШЭ, поскольку она считается одним из самых практикоориентированных вузов. Сходила на Дни открытых дверей нескольких программ. ДОД на нашей МП был третьим, который я посетила. Когда послушала Андрея Владимировича Россохина, поняла, что мне точно нужно сюда! Поступила, и моя жизнь разделилась на «до» и «после». 

— Я тоже девочка-отличница, — рассказывает Ольга Кулик. — Стать психологом мечтала с детства. Мне было лет десять, когда я заявила родителям, что, когда вырасту, буду психоаналитиком. Дело в том, что я из медицинской семьи. У родителей богатая библиотека, фактически я в ней выросла. Кроме медицинских учебников и энциклопедий, были в ней и работы Фрейда, которые я тоже пыталась читать. 

В 12 я серьезно увлеклась спортивными бальными танцами. Профессионально занималась ими много лет. Когда заканчивала школу, родители спросили, чем я планирую заниматься дальше — буду ли поступать в медицинский или продолжу танцевать. Я выбрала танцы. Параллельно, по совету родителей, поступила на соцфак. «Прекрасный факультет для девочки», — сказали они. Я особо не возражала, потому что на тот момент была целиком поглощена танцевальной карьерой. 
Потом у меня случилась травма, и мои танцы закончились.

Я заявила родителям, что поеду поступать в МГУ на клиническую психологию, но они были категорически против. Единственное, о чем удалось договориться, это чтобы я, помимо социологии, параллельно училась на втором факультете — «Финансы и кредит». В 20 лет у меня было уже два диплома о высшем образовании. 

С этого момента я начала плотно работать. Со временем стала бизнес-ассистентом руководителей, среди которых были в том числе бизнесмены из списка «Форбс». Я полностью вела десятки крупных бизнесов за других людей, была их глазами и ушами. Это интересная, но и невероятно сложная работа, в формате 24/7, связанная с высоким уровнем стресса, ответственности, в том числе финансовой. 

В какой-то момент поняла, что всё-таки хочу осуществить детскую мечту — получить психологическое образование и работать психологом или психотерапевтом (на тот момент я еще не понимала разницу между этими профессиями); что хочу четко понимать, кто я и что мне нужно. 

Я сразу решила, что хочу учиться в Вышке. Но, посмотрев расписание, поняла, что с моим графиком работы не потяну эту учебу. Поэтому дала себе год на то, чтобы подготовиться, заработать деньги и потом в течение двух лет иметь возможность вообще не работать, а только учиться. А чтобы не терять время зря, поступила в Московский институт психоанализа, на программы клинической психологии и транзактного анализа. Это обучение идеально подходило мне по расписанию. 

Во время учебы стало понятно, что на многие свои вопросы я не получаю ответов; что мне не хватает основательности, глубины. А еще обратила внимание на то, что, какой бы учебник я ни взяла: по транзактному анализу, гештальт-терапии или клинической психологии, — везде есть ссылки на исследования психоаналитиков. Тогда я абсолютно четко поняла, что, если все ссылаются на психоанализ, то изучать нужно именно его. Сходила на День открытых дверей на нашей программе, поступила на нее, отучилась и ни разу об этом не пожалела!

Другая реальность

— Учеба на программе оправдала ваши ожидания? 

— Я получала от нее колоссальное удовольствие, — продолжает Ольга. — Я живу на четыре страны, много где училась, у меня несколько дипломов, и я знаю, какой уровень обучения, например, в США, Европе. Когда стала учиться в Вышке, поняла, что сейчас это, наверное, лучшая учеба в мире.

На данный момент нигде нет программы такого уровня. Ни на одной программе в мире нет такой, как у нас, концентрации психоаналитиков — причем аналитиков высокого уровня. Я очень благодарна Андрею Владимировичу, нашим преподавателям за знания, за созданное ими пространство. Это пространство, где можно получить ответы на все вопросы — а вопросов у меня всегда много.

Мне нравятся наши преподаватели как личности, с ними хочется идентифицироваться. Несмотря на то, что это специалисты высочайшего уровня, имеющие за плечами отличное образование, огромный профессиональный опыт, они продолжают развиваться, учиться. Это люди, на которых смотришь и понимаешь: «Вот так надо! Вот так я хочу!». 

Периодически во время учебы меня, конечно, «затапливало» информацией. В такие моменты нужно просто довериться преподавателям, которые говорят, что это нормально, что нужно успокоиться, набраться терпения, и вскоре эта информация уляжется и всё будет нормально. И действительно, спустя какое-то время так оно и происходит, и ты вдруг понимаешь, что как будто смотришь на мир другим взглядом, под другим углом; как будто слушаешь людей на двух уровнях. С каждой лекцией, каждой супервизией это ощущение всё углублялось и углублялось. 

— Психоанализ — это первый метод, которому я обучилась, — говорит Ануш. — Еще во время учебы в МГУ я попала на консультацию к КПТ-терапевту, но быстро поняла, что это не мое. Когда позже пришла к психоаналитическому психотерапевту, почувствовала колоссальную разницу, ощутила эту глубину. В том числе поэтому пошла учиться именно на нашу программу. 

Когда училась на первом курсе, в моей жизни произошла личная трагедия — я потеряла очень близкого человека. Из состояния острого стресса меня вытащили личная терапия и учеба на программе. Посещать лекции и супервизии очно я тогда не могла, но находила в себе силы, чтобы подключаться к ним онлайн. И на этот промежуток времени словно оказывалась в другой реальности. Мне это очень помогло. Учеба на программе была для меня как еще одна психотерапия.  

Ольга Кулик (слева) и Ануш Киракосян
из личного архива

Встреча состоялась 

— Как вы познакомились друг с другом? 

— Во время учебы — мы учились на одном курсе, — рассказывает Ануш. — Несмотря на то, что у нас была большая группа, и Оля в то время жила в Германии и училась, в основном, онлайн, а я очно, мы как-то сразу обратили друг на друга внимание. Есть люди, которых замечаешь с первой встречи, с первого взгляда. Это то, о чем психоаналитики говорят: встреча состоялась или встреча не состоялась. Она происходит всегда на бессознательном уровне. Мы не понимаем, почему мы выбираем друг друга. Но потом получается так, что именно с этим человеком нам комфортно, интересно, безопасно. 

Оля была практически единственной, кто подключался к занятиям с камерой. Каждый раз, когда я смотрела на нее, думала: «Как жаль, что она в Германии. Было бы интересно с ней пообщаться». Слушая ее интерпретации на супервизиях и лекциях, я понимала, что мне близко то, как она мыслит. 

— Периодически я прилетала в Россию и посещала занятия очно. В один из таких приездов мы с Ануш познакомились лично, — добавляет Ольга. — Из-за разного формата учебы мы, пока учились, не общались очень близко, но, каждый раз, когда начинали разговаривать, я чувствовала, что наши взгляды во многом похожи. Однажды подумала, что было бы интересно сделать с Ануш совместный проект.

В ночь после экзаменов 

— Расскажите, пожалуйста, о вашем проекте. В чем заключается его концепция? Кому принадлежит идея? 

— Идея моя, она возникла еще во время учебы, — говорит Ольга. — Ко мне часто обращались знакомые, которые говорили: «Столкнулись с такой-то проблемой. Не знаем, куда бежать, к кому обращаться. Помоги!». Люди подолгу обивали пороги различных клиник и психологических центров, но получить результата не могли. 

Так появилась задумка создать пространство, где были бы представлены все специалисты: психотерапевты, практикующие в различных направлениях, а также психиатры, которые могли бы вести клиентов совместно с психологами, — и где клиент мог бы получить так называемую мультипрофильную диагностику. 

Работа начинается с того, что человек проходит три диагностических интервью. Первое проводится с психотерапевтом. В нашем случае этот специалист — обязательно выпускник Вышки, человек, хорошо владеющий психоаналитической теорией. Далее клиент идет на прием к клиническому психологу, который исследует мышление, память, внимание пациента на валидных, утвержденных Минздравом России тестах. 

После этого на основании заключений психотерапевта и клинического психолога человек направляется на консультацию либо к психиатру, либо психотерапевту. На выходе клиент получает документ, в котором подробно описано, что с ним происходит сейчас, что происходило до этого, какие варианты и перспективы развития есть у данной ситуации; к какому специалисту нужно обратиться; есть ли необходимость в медикаментозном лечении.

Самое главное в этом заключении — рекомендации метода или методов психотерапии, которые в случае конкретного пациента будут наиболее эффективны. То есть на выходе человек понимает, что с ним происходит, почему, где и какую помощь искать. 

— Очертания проекта эта мечта получила ночью на Тверской, как бы странно это ни звучало, — говорит Ануш. — После последнего дня защит магистерских диссертаций мы всем курсом пошли отмечать это радостное событие. Всего нас было около 100 человек, но часам к пяти-шести утра почти все разошлись, осталось несколько самых стойких. Мы шли по рассветной Тверской и в какой-то момент разговорились с Олей. Она рассказала о своей мечте создать клинику, мы начали обсуждать ее. Можно сказать, что проект зародился именно в тот момент, когда о нем стали говорить вслух, и из мечты он начал превращаться в определенный план. 

Тогда он казался нам пока еще чем-то далеким: может быть, когда-нибудь, лет через 10, когда у нас уже будет многолетняя практика; когда мы будем специалистами определенного уровня, вот тогда мы подумаем об этом... Ночь закончилась, все разошлись по домам, но это зернышко, видимо, где-то осталось и затем стало прорастать.   

В какой-то момент, занимаясь собственным продвижением себя как специалиста, я поняла, что мои клиенты часто сталкиваются со сложностями в выборе специалиста и, выбрав неподходящий подход (как я когда-то КПТ), разочаровываются, или, что еще хуже, травмируются в терапии. Я стала изучать рынок психологических услуг и поняла, что центров, в которых были бы представлены различные методы психотерапии, просто нет. Тогда, вспомнив наш разговор с Олей, я позвонила ей (она в то время училась в Питере) и спросила: «Может быть, попробуем сейчас начать реализовывать проект?». Она согласилась, и мы чуть ли не полностью расписали его на бумаге, он приобретал все более четкие очертания. 

После окончания учебы Оля решила вернуться в Москву на постоянное место жительства. Мы созвонились, встретились, снова стали обсуждать проект, проговаривать какие-то моменты более детально. Это было в феврале 2024 года. Мы предполагали, что месяца три-четыре у нас уйдет на поиск подходящего для клиники пространства, но события начали развиваться стремительно. Нужное нам помещение нашлось достаточно быстро. Так же оперативно удалось решить и другие организационные вопросы. 

Понятно, что бизнес-процессы развиваются по-разному, и без сложностей не обходится, но есть это ощущение легкости, когда проблемы, если и возникают, то решаются быстро, не вызывают сильного сопротивления. Для меня это важный маркер. Значит, то, что мы делаем, не просто нужно и важно, но еще и своевременно. Значит, этот проект необходимо делать именно сейчас. 

Наш центр открылся в начале апреля. Пока это именно центр, а не клиника. Получение медицинской лицензии и статуса клиники — это этап номер два, и мы уже делаем шаги к его реализации. 

— В чем эксклюзивность вашей концепции? Чем ваш центр отличается от других? 

— Тем, что это мультипрофильный центр, мы не продвигаем какой-либо определенный вид терапии, — объясняет Ольга. — В основном, все существующие клиники и центры специализируются на каком-либо одном направлении. Нам же хотелось создать пространство, где были бы представлены различные методы терапии, которые я и мой партнер считаем эффективными и работающими. 

Почему нужно подбирать метод терапии в зависимости от показаний и запроса клиента? Представьте, на консультацию приходит шокированная мама и говорит, что у ее дочери-подростка был парасуицид. Психоаналитическая терапия в данном случае — не лучший выбор, поскольку люди находятся в состоянии острого стресса, нуждаются в фактической помощи именно в данный момент. По нашему мнению,  системная семейная терапия, в которой им многое объяснят и именно научат, как предвидеть и избегать определенных моментов, и что в данной ситуации  следует, а чего делать категорически нельзя, гораздо более уместна. Также, возможно, понадобятся консультация психиатра и медикаментозная терапия. 

В дальнейшем мы, конечно, обязательно предложим психоаналитическую терапию девочке и, возможно, родителям. Или сочетание психоаналитической и системной семейной терапии — по ситуации. Для того, чтобы девочка могла исследовать, что побудило ее к данному действию (или действиям) и справиться с текущим состоянием, а родители были включены в работу, вернули себе ощущение хоть какого-то контроля, понимания. Такой подход мы называем комплексным и основанным на запросах и потребностях клиента здесь и сейчас.

Важный момент: экспертность, способность понимать, какой вид терапии подходит сейчас тому или иному клиенту, дают именно глубинные психоаналитические знания, полученные в Вышке. Это та опора, на которой можно прочно стоять.

Просто космос

— Каким вы видите свое дальнейшее профессиональное развитие? Ольга, планируете воплотить в жизнь детскую мечту стать психоаналитиком? 

— Я для себя решила, что, в любом случае, буду двигаться в этом направлении, — отвечает Ольга. —  Стать аналитиком IPA — это моя мечта и цель. К тому же, только идя по этому пути, мы сможем начать практиковать психоанализ в чистом виде. Сейчас класть пациентов на кушетку мы не имеем права. Принятых стандартов мы придерживаемся строго, поскольку их нарушение может привести к серьезным последствиям.   

— Я тоже активно думаю об этом, — говорит Ануш. — Понимаю, насколько это сложный и длительный путь. На данный момент, помимо того, что я являюсь ассоциированным членом Московской психоаналитической ассоциации, в прошлом году я также вступила в Армянскую психоаналитическую ассоциацию. Посмотрим, как будут развиваться события дальше.   

— Что бы вы сказали коллегам, которые сейчас находятся в самом начале этого пути? Тем, кто только собирается поступать на программу и обдумывает этот шаг? 

— Я уже произносила эту фразу, но повторю ее еще раз: учеба на программе делит жизнь на «до» и «после». Она полностью меняет восприятие мира, других людей, взаимоотношения с ними, — отвечает Ануш. — Пока мы учимся, внутри нас происходят настолько серьезные трансформационные процессы, что эти два года идут как за шесть! Я считаю, что учеба на программе, как и личная терапия, это лучшее вложение в себя и в свою жизнь. 

— Учеба на программе — одно из самых лучших и интересных событий, которые когда-либо со мной случались. А со мной много чего случалось — я даже на Аляске жила! — говорит Ольга. — Неважно, будете вы потом работать психотерапевтом, или нет. Те знания, которые вы получите здесь, это просто космос! Это выход на иной уровень понимания человека. Я раньше думала, что настолько по-другому взглянуть на мир во взрослом возрасте уже невозможно. А еще это очень прикладные знания, которыми вы обязательно будете пользоваться в жизни и которые позволят вам понимать ее лучше. В этой программе хочется быть, из нее не хочется уходить. Я не знаю ни одного человека, который бы отучился у нас и сказал, что жалеет об этом. Так что, если вам это действительно интересно, приходите!   

__________

Если вы тоже хотите разобраться в себе, обрести новую профессию или (если уже работаете психологом) погрузиться в нее глубже, приходите учиться на нашу программу! Прием документов уже идет! С траекторией поступления можно ознакомиться на нашем сайте.

__________

Еще больше интервью со слушателями, выпускниками и преподавателями нашей программы смотрите в разделе «НАШИ ЛЮДИ».

__________

Присоединяйтесь к нам в соцсетях ВКОНТАКТЕ или ТЕЛЕГРАМ.

Подробнее о программе можно узнать здесь – О ПРОГРАММЕ и ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.

Вы также можете посмотреть ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ, подать ДОКУМЕНТЫ НА ОБУЧЕНИЕ или ЗАДАТЬ НАМ ВОПРОС.