«Услышать то, что не слышно. Увидеть то, что не видно»
«Я вас соблазняю!» — слушателям нашей магистерской программы хорошо знакома эта фирменная фраза создателя и руководителя МП Андрея Владимировича Россохина. Впервые они слышат ее на самой первой лекции-знакомстве, во время практической части, когда в аудитории гаснет свет, и Андрей Владимирович на примере анализа картины Пабло Пикассо «Девочка на шаре» показывает, как работает психоанализ. Он называет это «соблазнить методом». Слушательница первого курса программы Ирина Исаева в своем эссе рассказывает историю своего психоаналитического «соблазнения». Тезисы из ее работы публикуем в нашей новой статье.
Вокруг личностей
Известный французский психоаналитик, психиатр Ален де Мижолла писал: «Нельзя забывать о пристрастии французов к харизматическим личностям, умеющим соблазнять либо своим словом, либо окружающей роскошью, либо героическими идентификациями, которые они вызывают».
Как пишет Дмитрий Лобачев в своей книге «История французского психоанализа в лицах», в контексте французской психоаналитической школы этот тезис абсолютно справедлив: она, в отличие от британского или американского анализа, выстроена не вокруг какой-либо единой теории, а вокруг ярких, харизматических личностей.
Актуален этот тезис и в контексте нашей магистерской программы.
Соблазнение методом происходит именно благодаря тем преподавателям, которые работают на МП. Это специалисты высочайшего уровня с прекрасным образованием, огромным профессиональным опытом. «Это люди, с которыми хочется идентифицироваться, — говорят наши слушатели. — Это люди, на которых смотришь и думаешь: “Хочу быть, как они!”».
«Я учусь на программе уже несколько месяцев и могу сказать, что соблазнение методом состоялось, — пишет Ирина Исаева в своем эссе. — На первых порах это были Андрей Владимирович Россохин, Лариса Ивановна Фусу, Аурелия Ивановна Коротецкая. С ними мне удалось познакомиться еще до поступления. Но на этом мои открытия не закончились. Одним из них стало знакомство с Ольгой Валентиновной Чекунковой. Хочется отметить ее страстность, красоту, доброту, искренность, вовлеченность и открытость как педагога. Ольге Валентиновне на своих занятиях удается передать ту особенную, полную противоречий и разногласий атмосферу эпохи, когда зарождалось французское психоаналитическое сообщество».
Особенно нашу коллегу впечатлила история Жака Лакана, его невероятная эрудиция. Ирина Исаева пишет, что после лекций Ольги Валентиновны ей захотелось изучить труды этого психоаналитика глубже.
Быть рядом с пациентом
«Отдельно хочется поблагодарить Ольгу Валентиновну за интересные примеры из собственной практики, — продолжает автор эссе. — Когда педагог подкрепляет академическое знание доступными примерами, материал становится понятней, раскрывается гораздо глубже».
Больше всего, рассказывает Ирина, ей запомнился случай пациента, страдавшего астматическими приступами накануне своего дня рождения. Благодаря работе с психотерапевтом материал клиента, возвращенный из детства и интегрированный в его настоящую жизнь, освободил человека от этого симптома.
«Когда я слушала этот кейс, то была восхищена и методом, и работой психотерапевта, — пишет наша коллега. — Педагог подробно поясняла, что и почему она делала или не делала, что говорила или почему молчала. Это было очень ценно! Также спасибо Ольге Валентиновне за разъяснение того, что такое эмоциональная доступность, присутствие, доброжелательная нейтральность, когда мы ничего не хотим от пациента: не быть ни на чьей стороне, “слушать без памяти и желания”, где я и чувствую, и одновременно анализирую процессы. Эти слова хочется напечатать и повесить в рамочку в качестве регулярного напоминания!».
О нарциссизме, злости и свободе
Впечатлило Ирину Исаеву и то, насколько мастерски донесла до слушателей Ольга Валентиновна Чекункова важные моменты, связанные с первичным младенческим функционированием. В частности, что такое материнское безумие, как это состояние «переплавляется» в состояние «достаточно хорошая мать», где имеет место и достаточно хорошее присутствие, и достаточно хорошее отсутствие («Грудь рождается во время отсутствия груди»).
Появилось понимание, почему мать должна нести антивозбуждающую функцию и в то же время соблазнять ребенка к жизни, что такое первичный нарциссизм; что проблемы, связанные с пищеварением, неблагополучные отношения с едой, а также зависимости, затруднения с органами дыхания, кожные заболевания — это часто следствие неудач в первичных отношениях, — размышляет слушательница.
Ценными и полезными для Ирины Исаевой стали пояснения преподавателя о злости, об агрессии; о том, как важно, чтобы она была легализована; почему ребенку нужен опыт того, что на мать можно злиться.
«Если такого опыта нет, человеку будет очень непросто входить в контакт со своей злостью и “через нет другому говорить да себе и своим желаниям, но в границах дозволенного” — как та свобода, которая рождается внутри кадра».
__________
Если вам тоже интересно узнать, как работает психоанализ, как он помогает лучше понять себя и окружающих вас людей; если вам хочется увидеть, как работают наши преподаватели, приходите учиться к нам на программу! С траекторией поступления можно ознакомиться на сайте МП. Учитесь с нами, меняйте себя и свою жизнь!
__________
Присоединяйтесь к нам в соцсетях ВКОНТАКТЕ или ТЕЛЕГРАМ.
Подробнее о программе можно узнать здесь – О ПРОГРАММЕ и ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.
Вы также можете посмотреть ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ, подать ДОКУМЕНТЫ НА ОБУЧЕНИЕ или ЗАДАТЬ НАМ ВОПРОС.