Как мы реагируем на критические ситуации: вытеснение
Вытеснение — основополагающий процесс в психике, с которого начинается ее развитие. Но еще это и психологическая защита от фрустрации в неприятной или кризисной ситуации. В случае вытеснения психика защищается от возможного повреждения, как бы удаляя из сознания ту информацию, которая вызывает наибольшее беспокойство, раздражение или неприятие. О том, как формируется этот защитный механизм; почему невозможно «забыть» насовсем то, что тревожит, как вернуть вытесненное без ущерба для психики, читайте в новой авторской колонке* нашего преподавателя, психоаналитического психотерапевта Марии Чершинцевой.
Основа психики
В психоанализе принято говорить о вытеснении как о самом раннем и наиболее значимом процессе, в каком-то смысле формирующем психику в ее бессознательной и сознательной составляющих. Вытеснение — это «альфа и омега» нашей психики, поскольку с него начинается ее развитие, и оно же становится наиболее успешной защитой во взрослом возрасте.
Образно мы можем представить себе мир младенца, еще не знающего себя, свое Я, первые впечатления которого растворены в психически не осознанных процессах. Для того, чтобы процессы переживания и мышления могли запуститься, нужна точка опоры. Символично, что ею оказывается первое неудовольствие, первая фрустрация, прочерчивающая границу между потребностями младенца и ответом на эти потребности, реальностью. Если бы мы имели возможность с рождения быть абсолютно удовлетворенными во всём, нас не заинтересовал бы ни процесс мышления как таковой, ни новый опыт.
Мать, не успевшая подойти сразу же после того, как ребенок заплакал, а чуть позже, невольно позволяет ему задействовать потенциальный психический ресурс, помогающий совладать с неудовольствием и неизвестностью. Этот первый, пробный психический «шаг» — еще не мышление, но переживание и опыт; опыт неудовольствия, из которого впоследствии вырастет аффективная, эмоциональная жизнь и желание понять и осмыслить ее.
Психика развивается, «перерастая» саму себя, в постоянной работе, как в той сказке о лягушонке, взбившем молоко в кувшине в сливки и масло. Так вот «масло» — густой остаток — те первые неприятные впечатления, которые младенец пытается изгнать, но они остаются при нем как опыт, психика вытесняет их, не отбрасывая полностью.
Бессознательным можно назвать «дно» этого «кувшина», плотно заполненное как будто забытыми, но на самом деле глубоко хранящимися воспоминаниями. Сам этот процесс (борьба лягушонка за свою физическую жизнь, а младенца — за психическую) называется «первовытеснением».
Вытеснение как защита
Важно сказать, что вытеснение и в базовом своем виде, и в более развитом (во взрослом возрасте) может быть задействовано психикой только в том случае, если с неприятным опытом в младенчестве всё же удалось совладать (то есть мать не успела подойти сразу, но в итоге подошла и успокоила ребенка), и остался след успешно сработавшей защиты. Именно поэтому вытеснение считается одной из высших (невротических) защит.
Эта защита позволяет психике интегрировать неприятные переживания, не спасаясь от них более радикальными способами, а просто «как бы забывая». Здесь очень важна степень фрустрации — как с ядом, который может быть лекарством в микродозе, но отравляет или даже убивает в дозе большой.
Получив успешный опыт первовытеснения («ты не подошла ко мне мгновенно, я был растерян и зол — ну да ладно, забыли»), психика будет использовать его позже, защищаясь от неприятных переживаний бессознательным, «случайным» забыванием. Так можно «забыть» о назначенной, но не слишком желанной встрече; об обещании, которое на самом деле в тягость и т. д. Или о более серьезных вещах — травмах, нанесенных кем-то, чей светлый и добрый образ хочется сохранить, не портя его не вписывающимися фактами.
Собственно, во всех этих случаях речь идет о вытеснении каких-то фактов (на языке психоанализа — репрезентаций, «картинок» событий в психике). Однако вытесненным может оказаться и связанный с фактом аффект. В этом случае защита работает хитрее: неприятная встреча происходит, обязательство выполнено, травма от близкого человека осталась в памяти, но всё это лишено вообще каких бы то ни было эмоций. Сухая констатация: «да, было, но это проработано с предыдущим психологом, могу рассказать в деталях, но вообще тут говорить не о чем». Проработанное (тем более — в терапии) не избавляет от аффекта, это под силу только вытеснению, дарящему столь желанное быстрое избавление от неудовольствия.
Вытеснение и помогающие ему защиты
Вытеснение аффекта связано с похожей защитой — «изоляцией аффекта». Пока чувства изолированы, на их место могут прийти другие, помогающие вытеснению защиты: рационализация («такое не раз уже случалось, это просто опыт»), интеллектуализация («можно подумать о том, что вообще привело к этой ситуации и заставило действовать так»), морализация («нельзя зацикливаться на травме, потому что есть более высокие и важные вещи в жизни»). Это очень интеллигентные защиты, которые сметает на своем пути возвращающийся чуть позже из бессознательного аффект — он просто ищет свое законное место.
Можно подумать, что вытеснение, пока оно активно работает, даже чем-то лучше психотерапии. Конечно, до психоанализа у нас просто не было других вариантов. Однако нужно помнить, что вытесненное всегда возвращается (и иной раз — в самый неожиданный момент) в виде ошибочного действия, навязчивого повторения, соматического симптома или негенерализованной тревоги (провоцирующей, в частности, панические атаки). Психотерапия может помочь вернуть вытесненное без ущерба и травмы для психики — в безопасном и доверительном пространстве.
*текст написан для платформы «Ясно».
__________
Если вы хотите лучше разбираться в себе и своих чувствах, освоить новую профессию или (если вы уже работаете психологом) углубиться в ней, приходите учиться на нашу программу! Условия поступления — на нашем сайте. Учитесь с нами! Меняйте себя и свою жизнь!
__________
Присоединяйтесь к нам в соцсетях ВКОНТАКТЕ или ТЕЛЕГРАМ.
Подробнее о программе можно узнать здесь – О ПРОГРАММЕ и ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.
Вы также можете посмотреть ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ, подать ДОКУМЕНТЫ НА ОБУЧЕНИЕ или ЗАДАТЬ НАМ ВОПРОС.