«Программа привела меня ко мне настоящей»
Осенью 2022 года мы запустили большой экспериментальный проект «Программная Одиссея». Его идея заключалась в том, чтобы в режиме реального времени понаблюдать за тем, как меняет слушателей программы знакомство с психоанализом и профессией психоаналитического психотерапевта; с какими открытиями и сложностями они сталкиваются на этом пути. Участниками «Одиссеи» стали пятеро слушателей, поступивших на МП в 2022 году. Сегодня — заключительный выпуск проекта. Поговорили с нашими путешественниками о том, какими были для них финальные месяцы учебы, как прошла защита их магистерских диссертаций; что они планируют делать дальше и что самого ценного дала им наша программа.
Елена Исламова
— Последние месяцы на программе были напряженными и интенсивными. Все внимание было направлено на написание диссертации. Немного вынырнуть из этого беспокойного состояния помогло участие в двух психоаналитических конференциях.
Одна из них проходила в апреле в Тбилиси, вторая — в мае в Ереване. Это были очень насыщенные дни. Мы с друзьями с курса познакомились с известными зарубежными психоаналитиками, развиртуализировались с несколькими одногруппниками, которые учились онлайн. А еще для меня это была потрясающая возможность пообщаться вживую с моим научным руководителем Аурелией Ивановной Коротецкой и нашим супервизором Татьяной Леонидовной Станкевич. Получилась отличная перезагрузка.
Тема моей магистерской диссертации — «Кушетка и чадра». Я размышляла в ней о психоаналитической работе в Иране, о женских образах в культуре этой страны, о «покрытии» и «закрытии». В России эта тематика исследована мало. Отчасти меня это пугало. Я понимала, что остаться незамеченной с такой работой у меня не получится, что она точно привлечет внимание.
Буквально до последнего я сомневалась, что моя диссертация может быть интересна кому-то еще, кроме меня. Спасибо моим друзьям и однокурсникам — их поддержка помогла мне справиться с волнением. Защита прошла прекрасно. Я почувствовала, что мне удалось заинтересовать членов экзаменационной комиссии и поделиться с ними своими открытиями. А в лексиконе друзей после моей защиты появился глагол «расчадрить».
Сейчас мы с однокурсниками готовимся к выпускному, репетируем. Думаю, это будет яркое и веселое зрелище. Что касается дальнейших профессиональных планов, то я собираюсь продолжать работать с прежними клиентами, искать новых; участвовать в работе супервизионных групп. На данный момент их две. Одна из них постоянная, вторая — летняя.
Буду очень скучать по программе, по тем людям, с которыми я здесь познакомилась. Они были моей опорой в течение этих двух лет. Уверена, что со многими мы с радостью продолжим общение, пусть и не в таком составе (не забываем про принцип реальности).
Если говорить обо мне, то я бы не сказала, что программа изменила меня. Я бы сказала, что она привела меня ко мне настоящей и увела подальше от моего ложного Я. В первую очередь благодарна программе именно за это.
Татьяна Гарифуллина
— Последние месяцы учебы были самыми напряженными. Конечно, особое внимание я сфокусировала на ВКР, максимально погрузилась в свою работу. Было непросто и в то же время интересно исследовать выбранную тему. Сейчас, когда всё позади, вспоминаю об этом с теплотой в душе. Испытываю огромный кайф от мысли, что я уже дипломированный психоаналитический психотерапевт.
Моя ВКР называется «Многоликая истерия», писала ее под руководством Марии Александровны Чершинцевой. Когда защищала диссертацию, испытала целую гамму самых разнообразных чувств. Сначала было очень тревожно. Но потом, когда увидела членов экзаменационной комиссии — таких принимающих, теплых, поддерживающих — почувствовала себя гораздо увереннее и сумела получить удовольствие от своего выступления.
Это были очень важные два года моей жизни. Я приобрела на программе ценные знания, навыки, познакомилась с замечательными людьми. Внутри меня произошли серьезные изменения: эта программа работает, как терапия. Пришло понимание, что такое бессознательное.
Много размышляю о том, как развиваться дальше, где брать пациентов. Конечно, я останусь в психоанализе. Ради этого даже начала учить французский язык, потому что французская психоаналитическая школа — абсолютно моя стихия. Собираюсь учиться и дальше, но пока нужно дать себе время на отдых, потому что это были достаточно сложные два года. А чтобы не терять приобретенную на программе психоаналитическую идентичность, планирую посещать семинары зарубежных мэтров, читать книги, статьи по психоанализу, переслушивать записи лекций наших преподавателей.
Пользуясь случаем, хочу выразить огромную благодарность преподавателям программы, административной группе и, конечно же, Андрею Владимировичу Россохину за удивительное погружение в океан бессознательного!
Татьяна Францева
— Последние месяцы учебы были невероятно интенсивными. С одной стороны, я, конечно, ждала окончания этого этапа, потому что накопилась усталость — совмещать написание диссертации с семьей, работой было непросто. С другой стороны, за те полгода, что я работала над ВКР, я получила колоссальный опыт.
Эта работа стала такой хорошей финальной точкой, она помогла мне структурировать и уложить весь теоретический материал, пройденный на программе. Я действительно стала лучше понимать всё многообразие психоаналитических концепций и явлений, их связь между собой; стала лучше разговаривать на этом языке.
ВКР я писала в группе. Тема нашей работы — «Психоаналитический взгляд на отказ женщины от рождения собственных детей в пользу усыновления». Мы с коллегами начали обдумывать диссертацию и собирать материалы по ней еще осенью, в начале второго курса. Плотно работать над текстом сели в феврале. Встречались практически каждый день по несколько часов. Счастлива, что писала работу в группе. Возможность разделить с коллегами и радость, и тревоги стала для меня большой опорой. Думаю, что одной мне было бы намного сложнее.
Защита ВКР прошла успешно. Мы остались довольны нашей работой — есть чувство гордости и ощущение, что мы создали сами, с нуля, действительно нечто ценное. Получили хорошую обратную связь от членов экзаменационной комиссии и от нашего научного руководителя Владислава Викторовича Ермака — для нас это было, наверное, самым главным. Владислав Викторович похвалил нас и предложил сделать в будущем совместную статью на эту тему. У нас тоже есть большое желание продолжить работу в этом направлении.
Вообще хочу отметить, что защиты были потрясающие. Хочется перечитать все диссертации! Когда слушала выступления однокурсников, думала: сколько же одаренных людей собралось в одном месте. Концентрация талантов просто зашкаливает!
Расставаться с программой тяжело. Я нашла в этом пространстве не только коллег и единомышленников, но и друзей. Терять их не хочется. Наш курс — очень дружный, и я надеюсь, что у нас с одногруппниками будет много точек пересечения.
Если говорить про ориентацию в методе, то я замечаю, что, думая о клиентах, мыслю уже психоаналитически. Безусловно, нужно много работать над собой в плане профессионализма, устойчивости, уверенности, поэтому планирую учиться и дальше. В каком-то смысле это уже стало образом жизни.
Программа-минимум — посещение семинаров зарубежных психоаналитиков. Будет ли затем какое-то более долгосрочное обучение, пойду ли я по пути становления психоаналитиком, пока не знаю. Но знаю, что буду развиваться именно как психоаналитический психотерапевт. Психоанализ — это любовь. Думаю, что навсегда.
Леонид Филатов
— Самым важным и ярким событием последних месяцев учебы для меня, конечно, стали подготовка и защита магистерской диссертации. Тема моей работы — «Психоаналитический взгляд на диссоциативное расстройство идентичности». Мне очень повезло с эмпирическим материалом: я нашел англоязычные мемуары одного мужчины — очень образованного и преуспевающего, — который страдал этим заболеванием.
В своей книге он описывает многолетнюю борьбу с диссоциативным расстройством идентичности. Определенная сложность состояла в том, что это — оригинальный материал, который не был переведен на русский язык. Теоретический материал, в основном, также приходилось искать в англоязычных источниках.
В целом, я остался доволен своей работой. Члены государственной аттестационной комиссии тоже приняли диссертацию хорошо, оценив ее высшим баллом. За помощь в проведении исследования я очень благодарен моему научному руководителю Виталине Олеговне Чибис.
Как и в прошлом году, летом я собираюсь интенсивно работать с клиентами нашего Центра психоаналитической психотерапии, активно участвовать в работе супервизионных групп. Есть желание заняться своими социальными сетями. На мой взгляд, это в определенной степени тоже способствует профессиональному развитию. Конечно, планирую расширять свою терапевтическую практику — как онлайн, так и офлайн. Думаю о том, чтобы поступить в аспирантуру по психологии в этом году.
Подводя итог двух лет обучения, могу сказать, что поступление на эту магистерскую программу стало одним из лучших решений, которые я принимал в своей жизни. Это действительно то место, где можно получить новую профессию и подняться в ней до того уровня, когда ты чувствуешь себя вполне уверенно в реальной, практической работе с клиентами.
Психотерапия — это очень вдохновляющая сфера деятельности, потому что устойчивый результат может быть виден уже в первые месяцы взаимодействия с клиентом. В то же время это работа, которая требует постоянного расширения профессионального кругозора и совершенствования навыков. Здесь всегда остается пространство для роста. Как говорит руководитель нашей магистратуры Андрей Владимирович Россохин, с получением диплома всё только начинается!
Алексей Бахолдин
Пятый участник нашего проекта Алексей Бахолдин дипломную работу не защищал. Эти два года были для Алексея не самыми простыми: незапланированная эмиграция, проблемы со здоровьем, дальнейшее восстановление…
Впрочем, наш коллега может завершить учебный путь на программе в удобном для него ритме и защитить диссертацию в следующем году.
Так что для Алексея «Одиссея», возможно, еще продолжается.