«При наблюдении за детьми будущие аналитики начинают делать свои первые шаги в профессии»
Метод наблюдения за младенцами, разработанный Эстер Бик, включен в программы обучения психоаналитиков по всему миру. Концепции этого британского психоаналитика изучаются и на нашей программе (в рамках курса «Психоаналитический подход в работе с детьми и подростками»). Сегодня в рубрике «Репрезентация программы» расскажем об этом подробнее.
От нуля до пубертата
На курсе Полины Андреевны Аузан слушатели программы изучают стадии психического развития человека, начиная с младенчества и заканчивая пубертатом. Исследуют вопросы психосексуальности, подростковые тревоги, поиск идентичности, эмоциональные проблемы. Разбирают множество клинических примеров — как из практики известных психоаналитиков, так и из личной практики Полины Андреевны.
В программе курса — теория привязанности Джона Боулби, теория аффективной регуляции Алана Шора, концепции Анны Фрейд, Мелани Кляйн, видеоматериалы и стенограммы сессий с реальными клиентами.
Кадр наблюдения
«На курсе “Психоаналитический подход в работе с детьми и подростками” Полина Андреевна погрузила нас в метод психоаналитического наблюдения за младенцами по Эстер Бик», — делится впечатлениями Екатерина Алешина, слушательница первого курса нашей программы.
Такое наблюдение начинается, когда младенец практически только родился (1-2 месяца) и заканчивается, когда ему исполняется два года, — пишет Михаил Говоров, одногруппник Екатерины. — Наблюдая за детьми, будущие аналитики учатся важнейшим качествам, которые в дальнейшем помогут им в работе и со взрослыми пациентами.
«В рамках метода по Эстер Бик наблюдатель посещает семью один час раз в неделю в течение двух первых лет жизни ребенка, то есть здесь есть четко обозначенный кадр, — размышляет Екатерина. — Ровно как и в психоанализе и психоаналитической терапии. Мы с пациентами обговариваем кадр (время и место, регулярность и частоту встреч), который обязуемся соблюдать. Такие договоренности позволяют всем участникам процесса выстроить и держать структуру работы, устанавливают рамки, которые помогают наладить стабильные и надежные отношения и благоприятно сказываются на психоаналитическом процессе».
Естественная среда
«Метод психоаналитического наблюдения за младенцами, разработанный Эстер Бик, стал революционным шагом в понимании раннего детского развития, — считает Ксения Щербатых, еще одна слушательница нашей программы. — Отказавшись от прямого переноса аналитических концепций, разработанных для работы со взрослыми, Эстер Бик предложила уникальный подход, основанный на наблюдении за взаимодействием младенца и матери в естественной среде».
Специалист приходит в семью и наблюдает за младенцем и его отношениями с окружающими без прямого участия в процессе, активных действий и озвучивания каких-либо оценочных суждений, рекомендаций и советов.
Также как и мы в процессе работы с пациентами, будь то работа в кабинете или онлайн, — как будто бы наблюдаем за жизнью пациента, работой его бессознательного, плавно направляя его в познание себя и глубину, — считает Екатерина Алешина. — Ни при каких обстоятельствах мы не даем оценку материалу, который озвучил пациент, не даем советов, рекомендаций, направлений и призывов к действию.
«Конечно, у наблюдателя могут возникать очень сильные чувства, потому что, когда он долго находится в семье, может произойти идентификация с самим ребенком или другими членами семьи, — размышляет ее коллега Михаил Говоров. — Важным качеством, которое развивается у аналитика в наблюдении за детьми, является способность выдерживать, ведущая к формированию у аналитика стойкой нейтральной позиции, которая является очень важной в психоаналитическом подходе».
Не включаться в процесс
Большое внимание в рамках наблюдения за детьми и их окружением уделяется невербальной коммуникации, языку тела.
«Ребенок двух лет пощипывал себя за шею, — вспоминает один из клинических примеров Ксения Щербатова. — Оказалось, что более интенсивно он делал это в те моменты, когда его мама отсутствовала».
Наблюдение давало ключ к пониманию смысла этого невербального действия: в возрасте восьми месяцев, в момент отлучения от груди, этот ребенок сначала немного щипал мамину грудь, потом — ее шею, затем — свою шею. Пощипывая себя в отсутствие мамы, он, судя по всему, обращался к внутреннему объекту.
Порой наблюдать за происходящим и не включаться в процесс бывает непросто.
«Местами я неимоверно удивлялась стойкости наблюдателей, тому, как выдержано они ведут свою работу и соблюдают принципы данного метода, не переходя к активным действиям, даже когда ребенок буквально выпадает из ванной», — рассказывает о своих впечатлениях от курса Екатерина Алешина.
«При наблюдении за детьми будущие аналитики начинают делать свои первые шаги в профессии, — считает Михаил Говоров. — Учатся осваивать инструменты, которые помогут им в будущем, подобно тому, как только что рожденный ребенок учится взаимодействовать с очень шатким для него миром, — но со временем получает свою идентификацию, становится более устойчив к изменениям и событиям, которые ждут его на пути».
__________
Курс Полины Андреевны Аузан «Психоаналитический подход в работе с детьми и подростками» входит в основной блок занятий нашей программы. Материалы курса сохраняются в записи и доступны к прослушиванию в любое удобное время.
Напоминаем, что прием документов на новый учебный год в самом разгаре. Подробный алгоритм поступления — на нашем сайте. Приходите, ждем вас!
__________
Присоединяйтесь к нам в соцсетях ВКОНТАКТЕ или ТЕЛЕГРАМ.
Подробнее о программе можно узнать здесь – О ПРОГРАММЕ и ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.
Вы также можете посмотреть ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ, подать ДОКУМЕНТЫ НА ОБУЧЕНИЕ или ЗАДАТЬ НАМ ВОПРОС.